«Без молитвы оружия не обнажай…»
Это первое литературно-художественное осмысление жизненного пути Героя России протоиерея Михаила Васильева, написанная в лучших традициях серии ЖЗЛ, то есть минимум художественного вымысла, когда функция писателя сводится к реконструкции внешних обстоятельств и внутреннего мира личности основного героя, которого исторические события сделали одним из символов эпохи.
Личность настоятеля главного храма ракетных войск в подмосковной Власихе отца Михаила настолько яркая и многогранная, что по слову Героя Советского Союза монаха Киприана (Буркова): «О нём будет написана ещё не одна книга, не одна песня, сняты документальные и художественные фильмы…».
Но значение и роль первой книги о «десантном батюшке» Николая Головкина именно в том, что он проделал огромную исследовательскую работу, чтобы воссоздать хронологическую канву жизненного пути батюшки-воина, собрать воспоминания самых близких и родных людей, с которыми он молился, дружил, разделял в окопах боевые будни.
А также автору удалось собрать уникальные фотографии, которые порой говорят больше всяких слов о жизненном подвиге протоиерея Михаила Васильева.
Из книги Николая Головкина перед нами предстаёт удивительно живой и в то же время парадоксальный образ священника-воина, настоящего русского богатыря, который с крестом в руках — символом жертвенной любви, побывал в самых горячих точках, где наши воины выполняли свой долг: Чечня, Абхазия, Косово, Сирия, земли Новороссии на юге нашей Родины…
Везде Герой России отец Михаил Васильев шёл с нашими десантниками, штурмовыми отрядами, впереди наших основных войск, ежеминутно рискуя своей жизнью.
***
Казалось бы, что делает священник — проповедник любви Христовой, на войне, где рвутся снаряды и свистят пули, где убийство врагов, это — обычная «работа»?
На этот вопрос ответ со страниц книги даёт сам «Десантный батюшка»:
«Миссия священника на войне, смысл его душепопечительства заключается в том, чтобы не оскотинилась душа человеческая, чтобы солдат перед лицом страданий и смерти остался человеком».
Как итог пастырского служения на линии фронта батюшка-воин составил курс лекций «Наука Жизни», который читал и воинам, и священникам, и своим воспитанникам из детского патриотического клуба «Илья Муромец» при храме Великомученицы Варвары и преподобного Ильи Муромца во Власихе, в котором он прослужил четверть века.
…К слову, из его воспитанников более ста юношей впоследствии стали офицерами Российской армии, посвятив свою жизнь защите Отечества.
***
В книге много эпичных сцен, которые так и просятся на полотно картины или в сценарий фильма.
Вот в составе разведроты отец Михаил Васильев в Чеченском ущелье попадает в засаду. Одного бойца ранило, и батюшка всю ночь молится над ним, ожидая вертушку для эвакуации.
Впоследствии врачи удивлялись: как десантник сумел выжить при таком ранении и такой потери крови.
Вот перед нашими десантниками в Чечне впереди распростёрлось минное поле, а сзади подпирают уже боевики. И отец Михаил берёт в руки икону и ведёт всю разведгруппу через минное поле. В том бою живыми на базу вернулись все.
Сегодня, кто не слышал о знаменитом марш-броске наших десантников в аэропорт Пришвино, который остановил геноцид сербов натовскими оккупантами. Но почти никто не знает, что вместе с нашими славными и героическими десантниками на бронетранспортёре ехал и православный священник Михаил Васильев, потому что молитва - это тоже оружие, как писал наш непобедимый генералисимус Александр Суворов: «Без молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай».
Читатель, не посвящённый в теорию и практику боевого искусства, читая эти строки о странствиях священника-воина, возможно, даже и не задумается над очевидным фактом: чтобы идти в разведку или маршбросок с нашими элитными войсками — отрядами спецназа или штурмовыми бригадами, где каждый воин — богатырь и ас военного искусства, надо было иметь самому незаурядную физическую подготовку.
***
Поэтому где бы не служил отец Михаил, первое, что бросалось в глаза его прихожанам — это какая-то былинная, богатырская сила духа и сила воли, которые излучала личность отца Михаила Васильева.
…Таким его с детства воспитывал отец - офицер Советской армии Владимир Васильев, который с трёхлетнего возраста учил своего сына, что мужчина — «это в первую очередь Защитник, но главное оружие — это всё же не кулаки, а сила слова».
Поэтому Миша с детства очень много читал, даже когда домашние ложились спать, он включал настольную лампу и засыпал с книгой в руках. Жажда знаний — это одно из главных свойств его характера.
…Уже позже, получая военное образование при Академии Генштаба, он удивлял своими энциклопедическими познаниями маститых генералов и профессоров.
Как заметила прихожанка храма во Власихе Елена Викторовна:
«Когда отец Михаил начинал рассказывать о нашей русской истории или о православной вере, его можно было слушать часами не уставая».
***
В жизни десантного батюшки сочеталось много парадоксальных и казалось бы несовместимых идей и тенденций. Отец батюшки мечтал, чтобы его сын выбрал воинский путь, но когда Михаил поступал на философский факультет МГУ, он не препятствовал выбору сына.
После университета юноша Михаил поступает в аспирантуру — на кафедру научного атеизма, где готовили профессиональных борцов с религией.
…Когда Миша приехал к своей бабушке Агрипине во Ржев, и радостно сообщил эту новость, то глубоковерующая бабушка, не споря с внуком, угощая его своими фирменными котлетами, гладя его по кудрявой голове, сказала пророческие слова:
«Ничего, вырастешь — поумнеешь и сам во всём разберёшься».
Может быть, именно поэтому проповедь протоиерея Михаила Васильева в будущем имела такую силу убеждения, обращая людей к вере, что на пути к Истине его разум сам преодолел интеллектуальные ловушки атеизма.
***
Когда известный московский священник и духовник протоиерей Димитрий Смирнов, у которого прислуживал в алтаре Михаил Васильев, благословил его на священство, то он сначала отказался.
И только дома уже осознал это благословение как волю Божью, после беседы со своей супругой Марией, которая кротко заметила:
— Благословение духовника — это воля Божья, нельзя противиться.
— Ты же сама потом будешь меня упрекать, что нет денег.
— Не буду, Бог поможет.
Так на семейном совете Михаил Васильев выбрал свой жизненный путь — священническое служение, что стало неожиданностью не только для его знакомых и друзей, но даже для родных.
***
Когда читаешь книгу Николая Головкина о жизненном подвиге отца Михаила Васильева, то нельзя не удивиться: как много успел сделать батюшка!
Он успевал и наших бойцов окормлять, и прыгать с парашютом, и крестить на линии фронта, и в то же время строить храмы и возрождать церковную жизнь на своём приходе, воспитывать будущих военных священников и заниматься с детьми в патриотическом клубе «Илья Муромец»…
Но особой теплотой в книге овеяны страницы о семье Михаила Васильева — тётушка Людмила Иванова, дедушка с бабушкой во Ржеве, его родители, сестра Ольга, которую с раннего детства он называл «Виноградинкой», и, конечно же, его любимая жена и помощница во всех делах Мария, с которой они вместе воспитывали шестерых детей… Он был примерным семьянином, его любви хватало на всех.
Каждый год он спрашивал свою супругу Марию: «Ты выйдешь за меня замуж?» И когда журналист Владимир Легойда в своей передаче «Парсуна» спросил у батюшки-воина, для чего он задаёт такой вопрос, то отец Михаил ответил как философ и мудрец:
— Необходимо обновлять смыслы!
Как мы читаем каждый день молитву «Отче наш» и «Верую», чтобы не забыть своего небесного призвания, точно так же необходимо напоминать себе и окружающим, что смысл и мудрость жизни на земле — в приумножении Любви.
Поэтому Герой Советского Союза монах Киприан (Бурков), вспоминая о своём общении с отцом Михаилом Васильевым, и сказал:
«Благодаря таким людям как отец Михаил приумножается любовь на Земле…»
***
В книге «Десантный батюшка» автор собрал много светлых слов и воспоминаний об отце Михаиле Васильеве: его родственников, друзей, боевых офицеров и генералов, Святейшего Патриарха Кирилла и епископов, священников и монахов, журналистов и телеведущих…
***
Но закончить свою рецензию на первую книгу о Герое России протоиерее Михаиле Васильеве, которую подарил нам талант замечательного московского писателя Николая Головкина, хочется словами епископа Питирима (Творогова), который сам неоднократно смотрел в глаза смерти в зоне боевых действий:
«Самых лучших из нас забирает Господь. Гибель протоиерея Михаила Васильева — одно из тех известий, которые трудно вместить. Он был архистратигом нашего земного воинства. Теперь приложился к лику небесных архистратигов!»
…Когда батюшка Михаил обращался к своим слушателям, то у него было своё фирменное, Васильевское приветствие, как метафора всей его жизни, его служения Отчизне и Церкви:
— Родненькие мои, здравствуйте!
И когда люди, которые впервые видели батюшку-воина и батюшку-философа Михаила Васильева, удивлённо спрашивали у него: почему он их называет родными людьми, то он неизменно отвечал, как философскую формулу своей жизни:
— У нас с вами одна Родина — Россия. Поэтому мы все родные люди!
И это были не просто слова, а руководство к действию, принцип его жизни.
…На последней странице обложки книги, как завещание священника-героя всем нам, бесценные строки, написанные отцом Михаилом своему другу незадолго перед его последним подвигом:
«Служите Богу и Отечеству! Многая лета! Всегда рядом. Слава России!»
(Головкин Н.А. Десантный батюшка. Герой Российской Федерации Михаил Васильев (1971-2022) / Н.А. Головкин. - M.: ИД Академии Жуковского, 2024- 192 с. ISBN 978-5-907863-10-1)