Запрещенный народ
О существовании на европейской этнической карте многочисленного, но разделенного на множество частей народа русинов знают только специалисты. Средний европеец, как и средний россиянин, вообще не слышал о них. Между тем это один их древнейших народов Европы, славянского корня, проживающий, согласно летописным источникам, на землях от Высоких Татр на Западе до склонов Карпат на востоке, и вплоть до Среднедунайской низменности на юге. Предки русин не оставили родового гнезда, но сохранили национальную идентичность даже в условиях многовекового существования в качестве разделенного народа.
Вопрос национального выживания русинов с особой остротой встал именно в начале ХХI века, когда, казалось бы, на территории Евросоюза предпринимаются усилия по "сохранению языков и культур." Русины, большую часть своей истории прожившие в составе Австро-Венгерской империи, хорошо познакомились с практикой ущемления национальных прав, вплоть до насильственного переселения – именно так русины оказались в Воеводине и в Хорватии. Но именно в наши дни, когда большая часть народа оказалась в пределах Украины, русины почувствовали реальную угрозу своему национальному бытию.
#comm#В новой демократической Украине они не признаются национальным меньшинством и лишены даже признаков национально-культурной автономии.#/comm#
…Античные, византийские и средневековые историки называли славянские племена к востоку от Дуная "рутенами", - латинизируемое от "русины". Это название у восточных славян в связи с княжескими междоусобиями уже в ХII веке было утеряно. Однако те русины, которые не были подчинены князьям за Карпатами, сохраняют и сегодня свое историческое название. Эти русины не могли принимать активного участия в формировании как поздней Киевской Руси, так и украинской этнической и политической нации в связи со своей принадлежностью к другим европейским государствам. При неблагоприятных исторических обстоятельствах им не удалось удержать заселенные ими земли от постепенного заселения более сильными народами. Поэтому подкарпатским русинам пришлось пережить немало чужих государственно-политических режимов, каждый из которых пытался "научно" подтвердить свое историческое право на господство в крае, а русинов выдавать за свой субэтнос или пресловутую "родственную ветку".
Исторически на формирование русинского этноса в Центральной Европе большое влияние оказало христианство, которое было воспринято предками русинов на век раньше, чем произошло крещение Киевской Руси. Почти два года в русинском ареале проповедовали св. Кирилл и Мефодий, поскольку не имели возможности войти в Моравское государство, к тому времени занятое германцами. Принятию христианства способствовали тесные экономические связи с соседними славянскими странами и то, что значительные территории проживания русинов входили в Моравское и Болгарское государства.
После Первой мировой войны территория русинского этноса была размежевана между соседними центрально-европейскими государствами, а нынешняя территория области под названием "Подкарпатская Русь" на правах широкой автономии вошла в состав Чехословацкой Республики. В 1939 году Подкарпатская Русь под названием "Карпатская Украина" была провозглашена независимой в рамках Чехословацкой Федерации. Но уже на второй день была оккупирована хортистской Венгрией.
…В октябре 1944 года Подкарпатская Русь была освобождена советскими войсками. В июне 1945 года она вошла в состав СССР как "Закарпатская Украина". Этим, казалось, были реализованы надежды русинов (как и других малых славянских народов) на защиту со стороны России, впоследствии СССР, от чужеземных посягательств при сохранении их государственности.
Однако уже в 1946 году Москва и Киев ликвидировали государственность "Закарпатской Украины" и свели её к уровню "рядовой советской" области. Манифест о правовом и цивилизованном воссоединении Русинского края с УССР был подменен грубыми административными мероприятиями. Была ликвидирована Народная Рада русинов, "как единственная центральная власть, действующая по воле русинского народа на территории Закарпатской Украины"; такие высокие полномочия органа местной власти никак не устраивали центральных "воссоединителей". Русины в сталинском СССР подверглись репрессиям, прежде всего со стороны украинских властей. Началась массовая украинизация, охватившая все сферы национального бытия – от административно-управленческой практики, до преподавания в школах на русинском языке и выборе языка богослужений.
Но воля народа была иной. Ещё 18 ноября 1944 года православные провели всекраевое собрание, на котором решили просить о вхождении в СССР в качестве союзной прикарпатской русской республики. Руководство Советского Союза поступило иначе, в результате чего всех записали украинцами. При этом была запрещена и русинская национальность. Москва своим решением нанесла весьма болезненный удар. Между тем, автономная Карпаторусская Православная Церковь (и, в свою очередь, большая часть греко-католиков) добровольно перешла из-под омофора Сербского Патриархата в Патриархат Московский.
#comm#…В разных государствах русины в разные периоды обладали различным статусом и набором возможностей для национального развития.#/comm#
Эта ситуация сохраняется и в настоящее время, когда в Сербии, к примеру, русины обладают не только всеми общегражданскими правами, но и широкой национальной автономией на территории Воеводины, где их проживает около 40 тысяч человек. Они имеют свои школы, газеты, канал на телевидении, театр, художественную галерею и музей, получают целевое финансирование на национальные программы, а главное, сохраняя национальную идентичность, интегрированы в государственную жизнь Сербии.
В современной Словакии русин называют "тихим меньшинством". Это преимущественно крестьянское население, компактно проживающее в Пряшевской Руси. Оно имеет весь перечень национально-культурных возможностей для сохранения своей самобытности.
Положение современных русинов на Украине характеризуется целым комплексом проблем, которые невозможно эффективно решить без пересмотра самого статуса русинов в составе народов Украины.
Первое и главное системное нарушение – это непризнание за русинами статуса национального меньшинства и связанные с этим нарушения всего спектра прав национально-культурной автономии Подкарпатского края. В этот печальный комплекс входят не только всё, что связано с языком, культурой, социальным статусом и социальными возможностями, но также и вопросы свободы вероисповедания, свободы хозяйственной и предпринимательской деятельности и, в конечном счете, вопрос незаконной варварской эксплуатации природных богатств края при гражданской и культурной дискриминации коренного населения – русинов.
Еще в процессе "вхождения" Закарпатья в состав СССР вопрос принадлежности русинов был решен административным путем, без принятия любого юридического документа и учета воли и желание населения и уровня его национального самосознания: всех русинов механически переписали в украинцев. Этим самым было вычеркнуто само название национальности "русины", что веками служило заслоном от его окончательной ассимиляции. Были отброшены богатейшие пласты культуры, народного образования, русинского языка, обычаев, традиций, которые формировались в течение веков. В обстановке страха, запугивания, выселения недовольных в Сибирь, с одной стороны, и образованием государственности "Закарпатская Украина", - с другой стороны, местное русинское население вынуждено восприняло эту акцию терпеливым молчанием. Кстати, точно так вытесняют из сознания людей правду и сегодня, просто методы оболванивания сегодня более действенные и масштабные.
#comm#Особое давление испытывает русинский язык, который был выброшен из образования, прессы, радио, официального употребления.#/comm#
В школах, других учебных заведениях получил распространение дискриминационный срок "засорения" языка учеников, студентов, учителей, преподавателей, а также оскорбительные ярлыки. В этом дна из причин того, что по количеству специалистов с высшим образованием и студентов вузов Закарпатье занимает последнее место на Украине.
От решения этнокультурных проблем края самоустранились и органы власти, предоставив возможности для продолжения фальсификации истории и культуры русинов, дальнейшей дезориентации общественности Украины. "Доводы" антирусинов базируются на ими же выстроенной провокационной "триаде": во-первых, навязывание русинскому движению ярлыка "политического русинства"; во-вторых, обвинение русинов в "антиукраинстве"; в-третьих, обвинение их в попытке выйти из состава Украины и присоединиться к другому какому-то государству. Все это политические спекуляции, поскольку ни одна из русинских общественных организаций никогда и нигде не обсуждала этих вопросов, не ставила их ни в одном документе. Цель провокаций яснф – дезориентировать общественность, остановить процесс культурного и социально-экономического возрождения края, перечеркнуть любое упоминание о русинах как о его исторических хозяевах.
Надежды русинов на то, что демократическая Украина будет способствовать возобновлению отобранной у них государственности, не оправдались. С упрямой настойчивостью представители урапатриотизма, вопреки исторической правде и нынешней реальности, пытаются превратить русинов в "этнических украинцев" (близких к ним, но не тождественных). Этим вносят чуждые русинам тенденции национальной неприязни. Именно отсюда идет опасность для целостности Украины, а не от русинов. "Неугомонные патриоты" спровоцировали принятие на государственном уровне тайного "Плана мероприятий по решению проблем украинцев-русинов", направленному на ускоренную ассимиляцию русинов.
…Сегодня и без того бедный регион Закарпатья стал донором бюджетам соседних областей – Ровенской, Ивано-Франковской, как посредников в поставке энергоносителей. Львовская железная дорога оставила в распоряжении Ужгородского участка лишь вокзалы и туалеты. В то же время по этой территории проходят семь транзитных газовых и нефтяных трубопроводов, что составляет 17 процентов от их общей протяжности на Украине. Но доходов в областной бюджет они не дают. Санатории перечисляют свои прибыли непосредственно в Киев. Минеральные воды в Закарпатье сегодня – это сверхдоходы олигархических кланов и их партнёров в Киеве. Это третье, после уничтожения леса и отобранной земли, ограбление края. За бесценок вывозятся соль, цеолит, шерсть и другие ресурсы. Постепенно ликвидируется внутренний рынок.
Коренное население – русины практически не может воспользоваться своими правами, они лишены доступа к ресурсам и хозяйственным мощностям. Законы Украины, как правило, не учитывают особенностей Закарпатья, которые формировались в течение веков.
Следовательно, наступило время реализовать законодательно волеизъявление закарпатцев на референдуме 1991 года. Необходимо не только внести русинскую национальность в "Словарь национальностей Украины", но и создать условия для правовой реализации законных прав коренного населения Закарпатья.
Русины убеждены, что русинская национальность может и хочет стать органической составляющей украинской полиэтнической нации, может способствовать подъему и развитию украинского государства. Для ее официального признания есть все исторические, этнические, религиозные, государственно-правовые, политические, экономические и социальные основания.
…Украина – независимое демократическое государство, руководство которого неоднократно заявляло о "европейском векторе своего политико-правового развития". Европейские структуры неоднократно с симпатией высказывались в адрес того курса правительства и Верховной Рады Украины. Однако на примере судьбы русинского народа мы сталкиваемся, с одной стороны, с вопиющим нарушением прав человека, более того, прав целого народа, с другой – с проявлением двойных стандартов в оценке законодательства и практики стран, входящих в Совет Европы. Речь идет о дискриминации целого народа по национальному признаку.
Европейская Хартия региональных языков и языковых меньшинств принята Советом Европы в ноябре 1992 года. Эта Хартия является дополнением к Европейской конвенции о защите прав человека и Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Казалось бы, это создает прочную юридическую базу хотя бы для прав русинов на использование своего языка в образовании и общественной сфере. Но не тут-то было! В законе о ратификации вообще отсутствует упоминание о русинах. Как говорил Сталин и сегодняшний Киев: есть народ – есть проблема, нет народа – нет проблемы!
(Использованы материалы Комиссии Госдумы по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах)