Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
Украина: состоятся ли досрочные выборы?

Украина: состоятся ли досрочные выборы?

Итоги и уроки первого этапа политического кризиса
Виктор Пироженко
31.05.2007

Нынешние договоренности - всего лишь тактический, но никак не стратегический выигрыш Партии регионов. Тот факт, что Ющенко во время ночных переговоров пошёл на удовлетворение основных требований коалиции, не должен мешать видеть главное: все уступки президента находятся в пределах новой политической реальности, которую создал его первый антиконституционный указ о досрочном роспуске парламента. А саму эту реальность коалиция таки признала. Поэтому ночные уступки Ющенко - не более, чем тактика, при которой стратегическая инициатива по-прежнему остается в его руках.

Президенту удалось добиться всех главных целей, ставившихся его указом от 2 апреля. Он сорвал появление в парламенте конституционного большинства в 300 голосов, прекратил дальнейшее политическое усиление правительства и коалиции, остановил утрату президентских полномочий, а с ними и собственного влияния на общую политическую ситуацию, решительными действиями по роспуску парламента повысил собственный рейтинг, перехватил инициативу у БЮТ во влиянии на радикальную оранжевую часть избирателей. Согласимся, что в этом списке присутствуют все цели и задачи, которые ставил перед собой Ющенко, распуская парламент.

ПР не сумела перехватить стратегическую инициативу. Коалиция не смогла выйти на одновременные парламентские и президентские выборы, о чём её лидеры настойчиво заявляли в начале кризиса. А именно такой исход кризиса был бы признаком стратегического перелома в пользу коалиции. Таким признаком стала бы и инициатива коалиции по бойкоту выборов и проведению вместо них на всей территории Украины референдума по принципиальным вопросам государственного устройства, внутренней и внешней политики. На референдуме могли бы быть поставлены такие вопросы, как расширение прав местного самоуправления (оборотная сторона этого вопроса - статус госадминистраций), повышение статуса русского языка, смена официального внешнеполитического курса с атлантической интеграции на внеблоковый статус и пр. Поскольку свой скандальный, юридически никак не мотивированный указ Ющенко обосновал необходимостью обратиться непосредственно к народу в связи с изменениями первоначальных очертаний фракций, то встречная инициатива коалиции в том же ключе, но с повышением ставок в виде референдума по выигрышным для себя вопросам наверняка обернулась бы стратегическим провалом президента.

#comm#Срыв силового сценария и выполнение требований коалиции по дате выборов - это успешная оборона, а не перехват инициативы. #/comm#

Все действия коалиции за период кризиса были сугубо оборонительными. Здесь в очередной раз проявилась одна и та же порочная черта украинской политической культуры: решение проблем, возникающих в политическом процессе, подменяется договорённостями о размене интересов. Данная черта усиливалась в течение 90-х гг. и открыто проявилась во время государственного переворота в декабре 2004 года. Именно тогда Ющенко и стоявшие за ним политические силы, а также глава Верховного Совета В.Литвин поставили так называемые политические договорённости по выходу из кризиса выше соблюдения Конституции и законов Украины. Как результат: непонятный третий тур выборов и появление опасного прецедента подмены норм закона (в случае невыгодности их соблюдения) неформальными договорённостями о размене интересов.

Тогда и сложился опасный алгоритм действий: если политическая конъюнктура делает для кого-то невыгодным соблюдение закона, достаточно создать кризис, проигнорировав закон, далее - "урегулировать" проблему на основе размена интересов и заставить суд (желательно высшую инстанцию - Конституционный или Верховный суд) задним числом освятить совершённую сделку. В ходе данного кризиса дело до Конституционного суда не дошло, но его роль, то есть приведение задним числом оснований для роспуска парламента, взял на себя Верховный Совет.

Прямым продолжением отмеченной опасной тенденции стал подрыв доверия к судебной власти вообще и к Конституционному суду, в частности. Весь кризис разворачивался в условиях, когда суды служили для манипуляции, играли роль инструмента обеспечения политически целесообразных действий. Очень опасно то, что кризис завершился без всякого участия судебной системы. Отныне способ легитимации тех или иных действий и политических решений лежит не в соотнесении этих действий с нормами закона, а через неформальные договорённости участников конфликта. И главное, неизвестно, будут ли в судебном порядке рассмотрены действия участников данного кризиса на предмет соответствия законам Украины и понесут ли нарушители ответственность за несоблюдение законов Украины и, в первую очередь, Конституции. Создан опасный прецедент, когда прямые нарушения Конституции не получили вообще никакой юридической оценки со стороны Конституционного суда.

Каковы же риски, связанные с подведением страны к досрочным парламентским выборам 30 сентября? Не ясно, как стороны договорились по кадровым вопросам, – относительно Генпрокурора, уволенных, а потом восстановленных по суду судей Конституционного суда, по уголовному делу на министра МВД Цушко. Так же не ясно, кому подчиняется Главком внутренних войск Кихтенко, который был переподчинён Ющенко, а по закону должен подчиняться главе МВД. Есть основания предполагать, что Ющенко попытается настоять на своих кадровых решениях, то есть будет стремиться в оставшееся до выборов время захватить (вопреки закону) ключевые силовые структуры. И если так, то силовой сценарий лишь отложен, но не снят с повестки дня.

#comm#Логично предположить, что Ющенко уже сейчас знает о тех возможных ситуациях, когда ему пригодятся внутренние войска. #/comm#

Попытки утвердить своё преимущество в борьбе за силовые ведомства Ющенко возобновил практически сразу после объявления о состоявшихся договоренностях. Так, исполняющий обязанности генерального прокурора Виктор Шемчук настойчиво пытается стать во главе Генпрокуратуры. Дело в том, что решением Киевского апелляционного административного суда остановлено исполнение постановления Соломенского райсуда столицы от 25 мая об отмене указа президента об освобождении Святослава Пискуна от должности генерального прокурора.

Далее. Необходимо создать правовые основы для проведения досрочных парламентских выборов. Ведь неформальные договорённости Януковича, Ющенко и Мороза не устранили того объективного факта, что указ президента от 2 апреля незаконен.

Есть пока одна зацепка в Конституции для досрочных выборов. Парламент полномочен тогда, когда в него избрано не менее двух третей депутатов от конституционного состава, а это 151 человек. Если 151 оппозиционный депутат сложит с себя полномочия и парламент на этом основании будет распущен, то возникнет прецедент, когда при определенных внутрипарламентских раскладах можно будет снова повторить такой же трюк и добиться роспуска Верховного Совета. Здесь риск в том, что, если положенного количества голосов не наберётся, то и законных оснований для роспуска парламента не будет. А соблюдать незаконные договорённости в ситуации, когда под них невозможно подвести хотя бы какое-то основание, нецелесообразно для коалиции и опасно для будущего страны.

Уже 29 мая появились высказывания Тимошенко о 7-10 млн. долларов, которые коалиция якобы платит ее депутатам за отказ складывать депутатские полномочия. А 30 мая депутаты от БЮТ сообщили, что голосование пакета законопроектов о досрочных выборах зашло в тупик по причине, как они заявили, шантажа и психологического давления коалиции, а именно КПУ и СПУ. 29 мая депутат от ПР В.Колесниченко сообщил, что набирается только 93 оппозиционных депутата, готовых сложить мандаты.

Общая картина ясна. Законопроекты, связанные с досрочными выборами не могут быть приняты ранее, чем депутаты от оппозиции сложат мандаты. Руководство оппозиции столкнулось с банальным нежеланием собственных депутатов действовать последовательно и завершить борьбу за досрочные выборы, создав своими действиями правовые основания для роспуска парламента. Так называемые "демократические" фракции замучил элементарный шкурный интерес – шли в депутаты, чтобы сделать свой бизнес, а тут не только досрочный роспуск, но ещё и опасность не попасть в новые списки. Отсюда смехотворные крики Тимошенко о подкупе её депутатов.

Кроме того, коалиции необходимо и дальше настаивать на решении Конституционного суда (КС) относительно двух указов Президента. Полученное решение будет постоянным и влиятельным юридическим фактором влияния на политическую ситуацию в целом и на президента в частности. После такого решения президенту будет очень сложно доказывать законность своих указов, так как решение КС обойти невозможно.

#comm#Чтобы попытаться установить возможный ход дальнейших событий, следует понять мотивы действий президентской стороны, определить его цель в конфликте. #/comm#

Интерес Ющенко заключается в отмене политреформы (и возвращении себе всех прежних президентских полномочий), окончательной компрометации Тимошенко и выходе на второй президентский срок в ситуации управляемого конфликта с БЮТ и ПР, что, как показывает опыт, повышает его рейтинг. Вялотекущий конфликт при условии, что в нём президент удерживает стратегическую инициативу, помогает Ющенко периодически демонстрировать решимость в борьбе с ПР и обуздывать амбиции Тимошенко. Действуя уже почти два месяца в таком режиме, Ющенко фактически перешёл в наступление на избирательное ядро БЮТ.

Параллельно следует ожидать решения задачи-максимум: продолжения ползучей кампании по смене культурно-языковой идентичности центральных и юго-восточных украинцев на стереотипы галицийского образа жизни с существенной национал-экстремистской и антирусской (а также антироссийской) составляющей.

Выполнение указанных задач возможно при нескольких вариантах:

А) если будущие выборы удастся провести, как минимум, без ПР;

Б) если в созданной "широкой коалиции" ПР-НУ регионалы окажутся на положении младших партнеров, то есть будут оттеснены на локальные экономические должности (могут дать даже должность первого вице-премьера), а должности, связанные с принятием стратегических (они же идеологические) решений, как то стратегия развития государства в целом, формирование национальной идентичности, внешняя политика, будут заняты президентскими ставленниками;

В) если ПР расколется, а коалицию образуют НУ и бизнес-часть ПР, которая, возможно, составит отдельную партию.

Все эти варианты предполагают понижение политического влияния ПР и деморализацию её избирателей. В контексте длящегося почти два месяца политического кризиса есть основания предполагать, что досрочные выборы изначально планировались для того, чтобы не допустить попадания ПР в парламент или помешать регионалам увеличить места в нём. Логично предположить, что попытки И. Плюща и ряда "прагматиков" из НУ вытеснить любой ценой из коалиции КПУ и СПУ и сформировать в будущем коалицию ПР-НУ нацелены на создание условий для перманентных парламентских кризисов и постоянных досрочных перевыборов Верховного Совета до тех пор, пока ресурсы и избирательная поддержка регионалов не иссякнут, а их влияние как единой политической силы не будет сведено к нулю.

Текущий кризис показал алгоритм возможных действий президентской стороны для постепенного понижения влиятельности и избирательной поддержки ПР на перспективу в 2-3 года. Коалиция НУ-ПР в будущем парламенте разваливается из-за выхода президентской фракции из коалиции. Создаются основания для конституционного роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как и в данной ситуации, они назначаются таким образом, чтобы ПР не смогла полноценно провести избирательную кампанию. Ведь неизвестно, насколько честно пройдут (если пройдут) предстоящие выборы. Сопротивление коалиции поломало оппозиции и президенту в этой части их планы. Но попытки Ющенко взять под свой контроль суды и Генпрокуратуру дают основания предполагать, что имеются планы нейтрализовать тактический успех коалиции и подтасовать результаты выборов в свою пользу.

Таким образом, вероятен сценарий, при котором указ Ющенко от 2 апреля кладет начало осуществлению долгосрочного плана радикального переформатирования всей политической ситуации на Украине и, более того, изменения политического строя в смысле возвращения к прежнему объёму президентских полномочий. Похоже, что не сумев в течение семи месяцев поставить под контроль ПР, а заодно и продолжить политику галицинизации Украины, президентская сторона и пошла на подобное переформатирование.

#comm#При этом, гарантией удержания ПР в подконтрольном и несамостоятельном положении, а то и её полной маргинализации является президентство Ющенко или, в крайнем случае, какого-либо ещё ставленника вашингтонского "обкома". #/comm#

Иностранное влияние на украинский кризис – отдельная тема. Следует заметить лишь, что резкие действия Ющенко и тотальное нарушение им законности сопровождались систематическими контактами с представителями Госдепа США. Такое поведение президента могло стать возможным только благодаря американской поддержке. Скорее всего, американцам было известно, что дальнейшее продолжение кризиса могло вести не только к гражданской войне, но и к быстрому развалу Украины даже не на две, а на несколько частей. Возможно, именно такой итог входил в один из проработанных в США вариантов развития событий, но он не входил в планы коалиции.

Отсюда прогноз на ближайшую перспективу. Неизвестно, будут ли досрочные выборы, а если и будут, то неизвестно, состоятся ли они 30 сентября. Не исключено, что Ющенко попытается, орудуя административными рычагами и используя БЮТ с Народной самообороной, периодически дестабилизировать политическую ситуацию с тем, чтобы учесть ошибки силового противостояния с коалицией и переиграть ситуацию в свою пользу еще до 30 сентября. В центре внимания будут оставаться генпрокурор, глава МВД, командующие силовыми структурами, судебная система и в том числе КС. Кроме того, давление может распространиться на отдельных министров, а возможно и лично на премьера. Не исключено, что США помогут Ющенко точечными экономическими санкциями против основных бизнес-групп Партии регионов параллельно с давлением президентской стороны на коалицию.

Таким образом, договорённости Януковича, Ющенко и Мороза - это только перемирие. Уже на второй день перемирия Ющенко продемонстрировал, что готов нарушить его при первом удобном случае.

ukraine.fondsk.ru/article.php?id=765


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..