Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Славянский Евросоюз?

Славянский Евросоюз?

В России прошёл юбилейный Всеславянский съезд
Ирина Ушакова
21.06.2017
Славянский Евросоюз?

Съезд, который, начавшись в Москве, продолжился на борту теплохода по пути Углич–Ярославль–Кижи–Валаам и завершился в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, собрал более двухсот делегатов от всех славянских стран. Это были очень тёплые встречи русских, украинцев, белорусов, сербов, хорватов, словенцев, болгар, чехов, македонцев, словаков, русинов, поляков…

По выступлениям на пленарном заседании в Москве 26 мая уже можно было почувствовать, с какими доверием и надеждой обращались к России сербы и русины, украинцы и белорусы, представители Луганской и Донецкой народных республик. Перед ними остаются, как и сотни лет назад, все те же задачи – удержать Русский мир, сохранить славянские культуры и традиции, отстоять веру предков, историческую территорию, национальное образование, кириллицу… Отрадно, что и представители «западных» славянских стран, к примеру, доктор филологических наук, профессор Радмило Мароевич (Сербия), Барбара Кригер (Польша), председатель Всеславянского комитета Зденек Опатршил (Чехия), издатель, переводчик, просветитель Юст Ругел (Словения) говорили о значении России в славянском мире. И говорили все главы делегаций десятка славянских стран на русском языке!

Председатель президиума Международного союза общественных объединений «Всеславянский союз», директор Русского исследовательского центра, главный редактор газеты «Русский вестник» Олег Анатольевич Платонов в своём выступлении рассказал о Московском съезде 1867 г., к 150-летию которого и был приурочен нынешний съезд. На том Московском съезде были определены идеи и главные направления славянского движения, и сегодня остающиеся актуальными и востребованными.

Любопытно, что и во время съезда полуторастолетней давности объединение славян было не по нутру многим представителям западного мира, и приглашение славянских делегаций в Москву западные политики расценили как призыв к сепаратизму. Каково! На фоне тогдашней антироссийской политики Англии в Кавказской войне, в Крымской…

Русский историк, журналист, писатель и издатель, организатор Славянского комитета Михаил Петрович Погодин тогда ещё заявил, что единственными союзниками России в Европе являются славяне, родные нам по крови, языку, истории и вере.

На Пленарном заседании нынешнего съезда делегат от Белоруссии Александр Антонович Титовец в своём выступлении привёл факты, тревожные для славянской будущности: «Сегодня идёт рождение новой мировой религии, в которой нет места ни христианству, ни исламу. Она исповедует толерантность к различным проявлениям зла.

Белая раса сокращается, как шагреневая кожа, ныне она составляет 2–6 процентов населения мира. А ещё недавно было 30 процентов! Депопуляция славянских стран стремительно нарастает: Россия лишилась 25 млн человек после разрушения СССР, Украина – 10 млн, Белоруссия потеряла 800 тыс. человек». В качестве конструктивных решений славянских проблем А. Титовец предложил создать Всемирный славянский союз на внепартийной, соборной основе, который должен заняться системой национального образования.

Недаром в 90-е годы фондом Сороса методично и профессионально шло разрушение русской и других славянских систем образования. И тогда звучали голоса русских учёных за сбережение национальной школы. Всеволод Юрьевич Троицкий точно определил, что есть только два пути развития современной отечественной школы: «Первый – через воспитание национального и государственного самосознания гражданина России (читай: Сербии, Болгарии, Чехии и т.д.), второй путь – утверждения эгоистической личности, духа торгашества, и ещё более – формирование колониального сознания»…

В ходе работы Круглых столов на съезде не раз звучало имя выдающегося педагога-подвижника конца XIX века Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), создавшего образец церковной народной школы, воспитавшего десятки учителей из крестьян и совместно с К.П. Победоносцевым добившегося массового открытия церковно-приходских школ по всей Российской Империи.

Также по ходу работы съезда вспоминали имя русского лингвиста, лексикографа и этимолога Олега Николаевича Трубачёва (1930–2002), почитаемого в славянском мире как крупнейшего исследователя славянских языков и славянской культуры.

В рамках Всеславянского съезда прошли творческие вечера русских писателей Владимира Крупина, Владимира Личутина, поэта, главного редактора журнала «Молодая гвардия» Валерия Хатюшина, лауреата Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей, «певицы Святой Руси» Ирины Леоновой. Прозвучали выступления главных редакторов ведущих отечественных изданий: газеты «Слово», интернет-портала «Русской народной линии», журнала «Москва», сотрудников газет «Русский вестник» и «Русь державная».

Всю поездку нас сопровождал протоиерей Иоанн Пламенац (Сербская православная церковь, Черногория), журналист, публицист, автор книги «Почему мы любим Россию». Знаково, что его предок участвовал в славянском Московском съезде 1867 года.

В своём выступлении о. Иоанн отметил: «Со времен принятия христианства, с той поры, как славяне приняли Христово учение в качестве основы своей духовной жизни, наши народы вступили на путь духовного единения. Между тем исторически единство это было нарушено. Сперва – отпадением Рима, как самой большой больной ветви, от спасительного древа последования Христу. А затем – дальнейшим ее разделением и дроблением. Но также – и исламизацией отдельных частей ряда славянских народов. <…> Дух Запада твердит, что демократия якобы власть народа. В действительности же она есть средство управления народом. Вопят о «правах человека» – и порабощают этого человека беспощадно. Ратуют за «права женщин» – и лишают их счастья материнства и радостей семейной жизни. Кричат о сексуальном равноправии, а на поверку последнее оказывается пропагандой гнуснейших извращений, навязываемых обществу с патологической настойчивостью. Дух Запада свёл ценность человеческой личности к практической пользе, которую данная личность представляет или может представлять для западного капитала. Восстановление славянского единства в истории человеческой цивилизации было бы равнозначно крушению одного и воссозданию другого – принципиально иного царства».

Значительными были доклады, прозвучавшие на разных конференциях и Круглых столах по ходу движения теплохода к Угличу, Ярославлю, Кижам... Среди них выступления «Славянский мир: истоки, прародина, предки» председателя Международного союза общественных объединений «Всеславянский собор» Николая Ивановича Кикишева, «Организация добровольческого движения в Сербии в 1990-х годах» Бориса Юрьевича Земцова, «Русский вклад в развитие Болгарии после Освобождения» Аллы Гиговой (Болгария), «Историческая сложность польско-русских отношений» Эльжбеты Грабарек-Бартошевич (Польша), «Жизнь и военный путь гвардии генерал-майора Максима Евсеевича Козыря, погибшего в боях за освобождение Чехословакии» Зденека Опатршила (Чехия), «Генерал М.Г. Черняев в войне за освобождение славян» главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Дмитриевича Степанова, «Роль терроризма в разрушении Югославии» Слободана Радуля (Республика Сербская), «Значение культурного наследия Косова и Метохии для сербского народа» Невена Дженадии (Сербия).

О Донбассе как части Русского мира рассказал игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма Николы на Берсеневке, не раз бывший на самых горячих участках сегодняшней братоубийственной войны на Украине.

Литературно-публицистический альманах «Карпатская Русь» представили русин Андрей Васильевич Фатула и Михаил Юрьевич Дронов (Россия).

Хотелось бы также отметить выступление Василия Васильевича Семенцова, руководителя петербургского православно-педагогического общества. Его проект корнесловного интернет-словаря «Глаголъ» должен послужить подспорьем для педагогов и учёных-славистов.

На протяжении всего съезда радовали и вовлекали в русские песни и пляски всех его участников курский фольклорный ансамбль «Славица» и московский ансамбль «Белый камень».

Русские фольклористы легко нашли музыкальный язык со славянскими коллегами, и русская гармонь каждый вечер веселее звучала в сопровождении чешской и словацкой волынок.

В рамках съезда прошёл Круглый стол «Разрушительные силы в истории славянства», которым руководил учёный секретарь Всеславянского съезда, действительный член Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, профессор Павел Владимирович Тулаев, выступивший с докладом «Тайные организации в славянских странах».

Прозвучали актуальные​ ​выступления Олега Анатольевича Платонова «Исследования тайных организаций и масонских лож по материалам Особого архива КГБ СССР», Владимира Викторовича Большакова «Коммунизм и сионизм в славянских странах», Сергея Викторовича Лебедева «Сербы платят дань Новому мировому порядку», Любомира Перуновича «Война против души» (Черногория), ​а также сообщения ​Лиляны Джорович (Сербия) о современной информационной войне​ и​ Вячеслава Федоровича Дубчика (Беларусь) о нынешних попытках украинских националистов повлиять на сознание общественности в Беларуси.

​По мнению ​участников Круглого стола​, современная война проходит в условиях глобального противостояния и попыток установить так называемый «новый мировой порядок» во главе с США. Через электронные СМИ, виртуальное пространство, финансовые каналы либерально-капиталистическая олигархия стремится изменить духовные основы человеческого бытия, превратить свободную личность в зомби, раба глобальной власти. Остановить этот кошмар может только добрая воля объединённых народов, где славянам во главе с Россией суждено сыграть ключевую роль.

О​дно из важнейших направлений работы Института русской цивилизации и Всеславянского съезда – это научно-исследовательская и издательская деятельность с целью восстановления исторической правды. За последние годы профессором Тулаевым были подготовлены к печати и прокомментированы незаслуженно забытые труды первых славянофилов: Андреаса Готтлиба Маша, Яна Потоцкого, Ивана Семеновича Орлая, Юрия Ивановича Венелина, Александра Фомича Вельтмана. Объёмные собрания сочинений последних двух авторов опубликованы Институтом русской цивилизации.

Специально к съезду П.В. Тулаев издал исследование «Первые славянофилы и их съезды».​ В ней дан обзор и анализ панславизма ​от эпох​и​ Возрождения до революций начала XX века​.​ Как развивалась идеология западного и восточного славянофильства? Чем существенно отличался съезд славян в России 1867 года от первого Всеславянского съезда в Праге 1848 года? ​К чему привела геополитика панславистов? Эти и многие другие вопросы рассматриваются автором в хронологическом обзоре в контексте нашего времени.

Славист, переводчик, главный редактор Собрания творений святителя Николая Сербского (1881–1956) на русском языке и составитель первой двуязычной Антологии сербской поэзии ХХ века Илья Михайлович Числов, помимо обстоятельного доклада о трудах св. Николая и выступлений на лингво-исторической и литературной секциях, на одной из научно-общественных конференций говорил и об известном сербском публицисте, художнике и политике Драгоше Калаиче (1943–2005). «Мы часто слышим на нашем съезде расхожие обвинения в адрес Европы и Запада, которые якобы являются главными врагами славян, – сказал И.М. Числов, – при этом между двумя данными понятиями, то ли в силу недалекой инерции, то ли по причине изощренного лукавства, постоянно ставится знак равенства. Между тем сербская геополитика, тот же Д. Калаич, данные понятия принципиально различает. Да, христоненавистнический со времен «французской» революции Запад к настоящему времени практически полностью оккупировал Европу. Однако славянство всегда было и по-прежнему является неотъемлемой её частью. Да и кто мы, если не европейцы? Об этом, как вы все хорошо помните, говорил и величайший учёный-славист XX столетия Олег Николаевич Трубачёв, убедительно доказавший исконность славянского присутствия в Европе, прародине всех народов белой расы».

«Во многих своих статьях и работах Д. Калаич неоднократно обращался к русской тематике, хотя половину жизни прожил в Западной Европе и Америке, почему и изучил основательно тот мир. С Россией же в 80-90-е гг. был также связан весьма тесно. И хотя русским языком в совершенстве не владел, тем не менее читал не только в переводах, но и в оригинале наших классиков, в том числе и таких авторов, как, например, Данилевский и Леонтьев. Драгош всегда был в курсе текущей ситуации, отлично ориентировался в лабиринтах подковёрной российской политики», – рассказывал знавший Д. Калаича лично И.М. Числов.

Он рассказал и о том, что Драгош писал о русской революции, о том, что и нынешние демократические, “перестроечные” реформы в России “по странному стечению обстоятельств” проводят дети и внуки “всё тех же пламенных революционеров”. Русские впечатления легли в основу таких его книг публицистики, как “Американское зло”, “Преданная Европа”, “Россия встаёт”».

Числов отметил необходимость издания книг Драгоша Калаича в России, которой сербский автор прежде приносил огромную пользу, поскольку рассказывал правду о нашей стране не только у себя на родине, но и в Западной Европе и Америке.

Надо сказать, что работа Всеславянского съезда более широко освещалась в различных славянских странах, в российских же СМИ почти не было информации о съезде, как не было и приветствий, поздравлений и иных знаков внимания со стороны власти. Вспомним, что съезд 1867 года почётно принимал государь Александр II…

Один из участников съезда – чешский журналист Ян Корал передал русской делегации свою статью, озаглавленную «Американизация чешской культуры, её последствия и путь обратно, к нашей национальной идентичности». Надо отдать ему должное, молодой человек хорошо говорит и пишет по-русски и неплохо знает русскую историю. Вот некоторые его размышления, их нетрудно схематически переложить на русскую историю: «В материальном отношении населению Чехословакии в период социализма жилось неплохо, хотя правление коммунистической партии неизбежно сопровождали коррупция и лицемерие. Мы, граждане, совместно отстраивали свою родину и облагораживали ее. Однако нам недоставало свободы самовыражения, свободы путешествовать, свободы творчества и мышления. Поэтому мы рвались на Запад, в Европу. Хотелось нам именно этой свободы. Именно это нам обещали в конце 1989 года политические лидеры, вращающиеся вокруг той самой «Бархатной аферы», а позднее и президенты – Вацлав Гавел, Вацлав Клаус, да и наш сегодняшний президент Милош Земан. Тогда никто из обычных людей не представлял, что за эту свободу мы заплатим не только всем, что было построено во время социализма, но постепенно и нашей страной, культурой, историей и самобытностью. По моему мнению, и сам Карл Маркс включил атеизм в свою идеологию преднамеренно, а объединение социалистических стран, а потом их распад тоже были спланированы, чтобы ослабить славянские народы и передать их в услужение Западу, точнее, западным корпорациям и культуре…». А вот ещё штрих, узнаваемый и в сербской истории 90-х годов, и в происходящем на Украине сегодняшней:

«Разделение Чехословакии на переломе 1992–1993 гг. было результатом известной стратегии “разделяй и властвуй” а управление и финансирование осуществлялось из-за границы».

В нынешнем съезде принимал участие Воин Гушич, председатель Организации ветеранов и инвалидов войны Республики Сербской в 1990-е годы (уже в 1994 г. в Боснии и над Адриатикой сербы сбили первые американские самолёты). Организация ныне объединяет 130 тысяч ветеранов, притом, что население Республики Сербской – около полутора миллионов.

На одном из итоговых заседаний съезда прозвучала мысль о том, что необходимо обратиться в Гаагский трибунал, который должен осудить преступления, совершённые НАТО. Да, можно возразить, ведь почти все славянские страны, кроме России, Белоруссии, Украины и Сербии, входят в этот Североатлантический альянс, однако все ли славянские и неславянские страны согласны с тем, как НАТО защищает «свободу, демократию и права человека».

«…Как перед ней не гнитесь, господа, // Вам не снискать признанья от Европы. // В её глазах вы будете всегда // Не слуги просвещенья, а холопы». Это Ф.И. Тютчев, кстати, 1867 год…

Участникам юбилейного Всеславянского съезда были вручены грамоты от МСОО «Всеславянский Союз», многие представители получили и памятные медали В.И. Ламанского, которого называют апостолом панславизма, «За славянское единство и взаимность». На сегодняшний день Институт русской цивилизации уже приступил к работе над изданием полного собрания докладов, выступлений и документов съезда.

Всеславянский съезд завершился молебном у раки святого благоверного князя Александра Невского – защитника, собирателя Русской Земли. После братской славянской трапезы многие участники съезда, не сговариваясь, пошли поклониться великим русским подвижникам духа, что покоятся в некрополе Лавры. Это Василий Николаевич Хитрово, государственный деятель, основатель императорского Палестинского общества; Пётр Александрович Фрезе, один из создателей первого русского автомобиля; выдающийся хирург Фёдор Углов, оперировавший до 102 лет; митрополит Антоний (Мельников), разоблачивший экуменическую ересь священника Александра Меня; митрополит Иоанн (Снычёв), в годину очередной русской смуты 90-х годов XX века давший русскому народу духовные ориентиры и укрепление в национальном самосознании.

По итогам съезда, организатором и вдохновителем которого был Олег Анатольевич Платонов, было решено активно работать на возрождение единой Руси, направить уже подготовленные соответствующие документы, в которых дано обоснование этого общеславянского дела, в государственные органы России, Белоруссии и Украины.

Самой значительной и обсуждаемой на нынешнем Всеславянском съезде была идея создания Содружества Независимых Славянских Стран, в котором ни один из членов государств не будет обладать диктатом. Каждое государство сохранит свои государственные структуры, язык и понимание многих фундаментальных направлений развития. Воссозданное славянское сообщество будет отвечать на вызовы продолжающегося и поныне процесса против славянства, известного как «Drang nach Osten» (натиск на Восток). «Для Запада он идет достаточно успешно. Значительная часть славянских государств пребывает под диктатом Запада, значительные богатства и ресурсы славян находятся под гнетом западных корпораций и собственников.

Самые лакомые экономические куски подпали под владение франко-германских собственников, – отметил О.А. Платонов. – Многие делегаты съезда считают, что если славянам удастся объединиться, то они смогут создать аналог Евросоюза. Безусловно, он будет евразийским союзом, доминантой которого будут являться славяне.

Возникнет новый союз, который будет обладать колоссальными ресурсами, принадлежащими, в частности, России. Экономическая и политическая мощь Западной Европы уже не сможет доминировать над славянскими странами. Славяне проведут черту, за которую представителям западной цивилизации трудно будет перешагнуть. Мы, славяне, будем решать вопросы так, как считаем нужным для себя, не в ущерб своим интересам и целям».

Стоит вспомнить, что князь Александр Иванович Барятинский, который смог завершить самую долгую в нашей истории Кавказскую войну и пленить Шамиля, обращался к государю с планами объединения славянского мира, центр которого, по его мнению, должен был быть в Киеве…

Осталось только прислушаться к мысли польского учёного Павла Зиминьского, отметившего в своём выступлении:

«Прежде чем объединять славянские страны, необходимо возвратить суверенитет нашим славянским странам. Если мы ставим проблему, что Восток противоположен Западу, это не актуально, потому что бывшие социалистические страны находятся под влиянием глобалистских сил Запада. И западные государства недостаточно суверенные, ибо и они находятся под влиянием этих же сил».

Важное и вполне осуществимое предложение высказал дирижёр, композитор, народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» Анатолий Иванович Полетаев: «Во всех странах идёт аморализация молодёжи, алкоголизация и наркоманизация. Необходимо на уровне законодательных организаций, парламентов вынести решение о запрете рекламы пороков, потому что иначе некому будет осуществлять всё, о чём мы говорим, не будет славянского мира. Вот главное, что может его сейчас спасти!».

Говоря о вкладе в объединение славянского мира, нельзя не сказать о ныне здравствующих писателях, общественных деятелях Юрии Лощице и Анатолии Парпаре.

Именно Юрий Лощиц в конце 80-х – начале 90-х гг. первым честно и профессионально поднял тему славянских отношений, сказал о деятельности враждебных сил в славянской среде. Не мешало бы иным современным славянофилам перечитать, к примеру, страницы «Литературной России» тех лет – беседы Юрия Лощица с академиком О.Н. Трубачёвым, с профессором Белградского университета Р. Мароевичем, который говорил буквально следующее: «Русские национальные и русские государственные интересы должны, наконец, совпасть. Это произойдёт, если русские станут, наконец, играть ведущую роль у себя в стране, чего им до сих пор не позволялось».

Ныне одним из самых искренних и высокохудожественных произведений, представляющих во всём многоцветье и связующих русско-сербский духовный и культурный мир, является книга Юрия Лощица «Русский сказ – сербская притча» (2015, издательство «Вече»), которая была представлена на прошедшем съезде.

С 1996 г. славянская тема зазвучала на страницах основанной писателем и драматургом Анатолием Парпарой «Исторической газеты», где в перестроечное безвременье выходили публицистические статьи о Данилевском и Леонтьеве, Гоголе и Лермонтове, Суворове и Кутузове, публиковались Владимир Личутин и Георгий Свиридов, а в апреле 2000 г. была опубликована речь Слободана Милошевича от 17.02.2000 г., вокруг которого тогда объединилась вся сербская нация, а также материалы, присланные в редакцию газеты, где были высказаны мнения рядовых американцев, выразивших протест на бомбардировки Югославии. Позже, в 2006 г., в «Исторической газете» вышла статья генерала Л.Г. Ивашова «Как отнимали у Сербии Косово».

А.А. Парпара за полувековую литературную деятельность перевёл множество македонских, сербских, болгарских поэтов, о которых, благодаря ему, узнал читающий мир.

Завершая свои заметы о прошедшем мероприятии, процитирую строки Анатолия Парпары, присланные в Приветствии участникам Всеславянского съезда:

Не в первый раз вбивают клин меж нами.

Свидетели – прошедшие века.

Но, к счастью, мы хранимы небесами,

И Рим не перессорил нас пока.

…Свой путь земной века проходим честно,

К самим себе придирчиво строги…

Обнимемся, друзья!

И да исчезнут

И Божьи, и славянские враги!


Фото автора


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..