Разъедающая среда украинского кризиса
Украинский политический кризис, утратив на время свои острые формы, из бурного потока под названием "Роспуск Верховной Рады" перетек в другое русло, имя которому - "Досрочные парламентские выборы". После достижения так называемых договоренностей между президентом, премьером и спикером о дате выборов, мало кто вздохнул с облегчением в надежде, что кризис миновал. Мира не ждут. Наоборот, появляются все новые версии развития событий с неизменно пессимистическим прогнозом.
Прежде всего, подвергается сомнению неизменность окончательной даты выборов – 30 сентября. Многократный перенос сроков уже приучил к тому, что в любой момент любая из сторон откажется от данных обязательств и начнется новый тур переговоров. Похоже, что и сами участники переговоров психологически готовы именно к такому повороту событий.
Уже сейчас в полный голос заговорили о том, что предстоящие выборы обречены на фальсификации. "Оранжевые" заявляют, что они ожидают этого от "бело-голубых". Юлия Тимошенко собирается сосредоточить свое самое пристальное внимание на наиболее "слабых" в этом отношении (с ее точки зрения) звеньях – Луганской и Донецкой областях. Коалиция не менее озабочена опасностью массовых фальсификаций в регионах, контролируемых оппозицией. Открыто говорят о том, что важным рычагом управления избирательным процессом в "нужном направлении" станет административный ресурс. По утверждению экс-спикера В.Литвина, руководителям госадминистраций, находящихся под началом президента, уже даны "разнарядки", в результате которых якобы оппозиция должна будет получить 260 голосов и коалиция – 190.
В последнее время в центре публичных дискуссий оказалась тема раскола Украины. Бросается в глаза, насколько быстро изменился сам тон дебатов на эту тему и отношение к ней правящих верхов. Если в начале 2005 года любые разговоры об изменении унитарного статуса Украины расценивались как сепаратизм, и существовала реальная угроза быть привлеченным за это к уголовной ответственности, то теперь то же самое обсуждается, что называется, "на каждом углу". И не приходится ожидать, что дискуссия об изменении государственного устройства страны, о вероятности распада Украины в ближайшее время утихнет.
Все видят, что подмена правовых норм договоренностями, игнорирующими эти нормы, стала устойчивой характеристикой и неотъемлемой чертой политических процессов на Украине.
#comm#А в последнее время закрепилась еще одна тенденция, порожденная пресловутым "третьим туром" президентских выборов: придание незаконному видимости законного.#/comm#
Сначала был президентский указ о роспуске Верховной Рады, затем Верховная Рада "во имя достижения компромисса" и "социального мира" оформила с помощью целого пакета постановлений более чем спорные с правовой точки зрения и так и не признанные парламентом указы президента.
В украинских правящих кругах торжествует принцип "закон - ничто, договоренности – все", правда, с одной существенной оговоркой: договоренности эти краткосрочные, обратимые и не рассматриваются участвующими в них сторонами как обязательные. Последние сомнения, в частности, касаются того, наберется ли 151 депутат из числа оппозиции, согласившийся сложить свои депутатские полномочия. Если нет, – Рада может поставить вопрос о новых сроках выборов.
Ошибаются те, кто полагают, что противостояние коалиции и оппозиции, парламентского большинства и президента не идут дальше Банковой – Грушевского - Майдана. В миниатюре эти конфликты повторяются в тех регионах, где часть власти находится в руках президента (госадминистрации), а часть - у коалиции и правительства. Примером может служить Харьковская область, где противостояние губернатора (человека Ющенко) и городских властей (сторонников Януковича) создает непростую коллизию и, безусловно, скажется на предстоящей избирательной кампании.
Скорее всего, с началом летнего периода политический сезон на Украине не закончится. Времени на отпуск у украинских политиков не будет. С чем же подходят они к внеочередным выборам? С устойчивым убеждением многих в том, что:
Украину и дальше ожидает политическое противостояние, которое будет продолжаться еще, по крайней мере, несколько лет и уж наверняка до следующих президентских выборов.
Если выборы все-таки состоятся, принципиальных изменений в составе и соотношении основных политических сил не произойдет и все противоречия, существующие нынче, будут перенесены в парламент нового созыва. А некоторые утверждают, что это не последние досрочные выборы в ближайшей перспективе.
#comm#Смысл затеянных президентом Ющенко "преобразований" кроется в попытках отменить политреформу и вернуть себе прежние властные полномочия в увеличенном объеме. #/comm#
На нынешнем этапе украинский политический класс разъедает тотальное взаимное недоверие. Это делает невозможными долгосрочные договоренности, а тем более переход от "режима договоренностей" к практике устойчиво функционирующего правового государства. Центр в значительной степени потерял рычаги управления страной. Общество на уровне регионов либо попадает под влияние доминирующих на местах бизнес-политических группировок, либо оказывается заложником их противоборства. И одним из самых тяжелых проявление кризиса стала рухнувшая и до этого весьма хрупкая, несовершенная судебно-правовая система Украины. Вывод страны из кризиса станет трудноразрешимой задачей не для одного поколения украинских политиков.