Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 октября 2022
Протоиерей Георгий Цыганов: «Наша война, наши трагедии происходят от самого страшного – от безбожия»

Протоиерей Георгий Цыганов: «Наша война, наши трагедии происходят от самого страшного – от безбожия»

Беседа с настоятелем храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Кировское Донецкой области
03.11.2016
Протоиерей Георгий Цыганов:  «Наша война, наши трагедии происходят от самого страшного  –  от безбожия»

- Скажите, отец Георгий, что привело вас в Москву? 

- Привела огромная необходимость. Дело в том, что 23 августа 2014 года во время обстрела города был разрушен наш храм. Он единственный в Кировском. Сейчас мы приспособили помещение для богослужений, но оно небольшое, на 70-100 человек. До войны в нашем городке было 28 тысяч населения, и нашего храма, вмещавшего 250-300 человек, не всегда, но более-менее хватало. Сейчас нужно строить новый храм, но возможности нет. Приехал, чтобы попросить немножечко помощи в этом строительстве. 

- А где находится ваш город?

- Город Кировское - недалеко от Горловки и Енакиево. Это Горловская и Славянская епархия Донецкой области. Уже семь лет служу там настоятелем храма святого праведного Иоанна Кронштадтского

- Снаряды долетают по-прежнему?

- Слава Богу, нет. А вот когда был Дебальцевский котел, мы были как раз в самом низу этого котла, тогда обстрелы шли постоянные. Сейчас мы находимся в 20 километрах от линии фронта, считается, что почти в глубоком тылу. 

- Храм был каменный?

- Да. Прилетела ракета системы залпового огня «Ураган». Была суббота, перед воскресным днем служилось всенощное бдение. Пелось великое славословие, когда снаряд пробил крышу в центре здания и обрушил перекрытие на молившихся людей... Свечница Ольга Радченко, прихожане Зинаида Мелуга и Виктор Чернышёв скончались на месте. С травмами различной степени тяжести госпитализированы второй священник храма протоиерей Сергий Пивень, который как раз и вел богослужение, - иконостас, когда падал, его зацепил. Его супруга Людмила пострадала, а также прихожанки Татьяна, Надежда, Любовь и Любовь. Храм восстановлению не подлежит. Наш храм был разрушен 23 августа, а 25-го был разбит в Донецке еще один храм Иоанна Кронштадтского.

IMG_6643 - копия - копия.JPG-Удивительно, но, рассказывают, в то же время в Крестовоздвиженском храме в Москве на иконе Иоанна Кронштадтского  появились какие-то розовые потеки. Кто говорит, что это олифа, а кто - что икона плачет, причем кровавыми слезами... Свежие капельки постоянно появляются. Настоятель храма говорил, что связывает это явление с разрушениями храмов Иоанна Кронштадтского в Донбассе. 

-  Вполне возможно.  У нас, знаете ли, маленькое чудо произошло. Все иконы Иоанна Кронштадтского, которые находились в храме, не были уничтожены. То рамку поломало на иконе от взрыва, то стекло разбило…  Иконостас разлетелся в щепки, а иконы Иоанна Кронштадского целы. Причем одна из икон висела на стене, под завалами которой погибли два человека. Еще одна икона Иоанна Кронштадтского на гранитной плите выбита, в цвете, очень красивая. Она находилась над центральным входом в храм, и на нее падало все здание. Мы достали ее из-под развалин. Трещины пошли по ней, но икона осталась цела. 

-В Питер, отец Георгий, едете по той же причине, что и в Москву?

-Ни  наши местные предприниматели, ни шахта  не потянут стройку. Тяжелое положение. Поэтому будем просить помощи и там. В Иоанновском монастыре в Петербурге есть старший священник отец Николай Беляев. Его трудами образована Иоанновская семья. В нее входят и храмы Иоанна Кронштадтского, и разные гимназии, и благотворительные фонды и т.д., где особо почитается имя всероссийского пастыря Иоанна Кронштадского. В прошлом году проходило празднование в честь 25-летия со дня прославления Иоанна Кронштадтского в лике святых. И съехалась вся Семья. Были представители из 23 стран всех континентов. 

- Они вам помогают? 

-Они откликнулись на нашу беду. Сразу помогли с церковной утварью. И потом материально помогали. В Питер едем к отцу Николаю и отцу Геннадию Беловолову, который смотрит за квартирой-музеем св. Иоанна Кронштадтского.

-Тяжело жить на Донбассе стало?

- Так всякая, наверное, жизнь тяжелая... Оно и в мирное время нелегко было.  А сейчас у людей финансовое положение особенно  неблагоприятное. Зарплаты очень маленькие. В городе одна шахта работает более-менее нормально, а остальные, небольшие, шахты еле-еле перебиваются. У них большие задолженности по зарплате. Люди пенсии получают, но для сравнения, для москвичей, скажу: у нас пенсия минимальная 1800 рублей, а цены практически московские на все. Слава Богу, есть несколько фондов, которые помогают пенсионерам и многодетным семьям. Фонд Рината Ахметова, например. Работу трудно найти.

- Вот вы хотите восстановить храм,  а есть уверенность в том, что больше войны не будет?  

- Война еще и не закончилась. Но, знаете, наши предки, когда начинали строить поселение, сначала возводили храм. А потом уже рядышком с этим храмом строили дома и улицы. У нас та же самая сейчас ситуация. Конечно, мы не можем сказать, что у нас такое же благочестие,  как было у наших предков лет 200-300 тому назад. Но вера в Бога все равно остается. А также еобходимость молиться в храме, причащаться, необходимость того, чтобы детьми заниматься. У нас сейчас есть два небольших класса, где мы занимаемся с детками. Это наша церковная воскресная школа. Но этого недостаточно. Не хватает помещения, негде развернуться. Соответственно, теряем и время, и людей. 

- По вашим наблюдениям, больше людей стало ходить в церковь или наоборот? 

- Трудно сказать. Многие уехали от войны. Вернулись далеко не все. Люди, которые еще неглубоко воцерковленные, приходя в храм, где очень тесно стоять, не готовы в таких условиях быть на службе, уходят с разочарованием от того, что им неудобно молиться. Поэтому мы теряем прихожан. Единственная возможность исправить эту ситуацию - постройка нового храма. 

- Отец Георгий, люди, конечно, хотят мира, но связывают ли они этот долгожданный мир с Украиной? 

- Вся наша война, вся наша беда и вся трагедия на юго-востоке Украины происходят от самого, наверное, страшного, что может быть в жизни человека, - от безбожия. От безбожия людей вообще – как в Донбассе и на Украине, так и в России. Многие, к сожалению, вспоминают о Боге, только когда им плохо, или надо кого-то покрестить, похоронить... И когда люди приходят на огласительные беседы, видишь нередко, что даже как перекреститься не знают. Хотя храмы открыты давно. Когда в девяностые годы стало возможно беспрепятственно исповедать свою веру, многие кинулись в церковь. Но не имели глубоких корней. В притче сказано, что зерно, упавшее на камень, проросло, но крепости у него нет, и оно со временем засыхает. А насчет того, связывают ли свое будущее люди с Украиной или нет,  думаю, они связывают свое будущее с мирной жизнью…

- Впечатление такое, что народ на Украине сошел с ума…

- Народ зомбируется. Это тоже война такая. Вообще, один из вариантов окончить войну на Украине - это выключить свет, а еще лучше –телевизор и интернет. Месяца через три прозрение наступит. 

-А сами вы кого поддерживаете в этом противостоянии? 

- Я поддерживаю Христа и считаю, что это самое правильное. Времени мало. Мне и сюда приехать было довольно сложно, потому что заменить некому. Упросил соседних священников, чтобы за меня службу вели. Второй священник, который как раз служил, когда ракета в храм ударила, был тяжело травмирован.  Это очень сильно повлияло на него. Он недели за две похудел на 30 кг. Вообще ощущается нехватка духовенства. 

- Наверное, за время войны количество священников убавилось?

- К сожалению. Были и такие,  кто слабину проявил. Но, слава Богу, в основном священники все-таки осталось на своих местах. И даже в тех приходах, которые находились на линии огня, - в Углегорске, в том же Дебальцеве, сейчас возле Горловки в Зайцево.  Наш благочинный отец Алексей находился на своем приходе, когда шли жесточайшие бои за Шахтерск,  на улицах техника горела, дома горели… Жутко было. Он жил в храме. Смогли хористы дойти до храма, значит, служили литургию. Не смогли - служили молебен, панихиду, акафисты читали. Были люди, которых он в храме поселил, в подвале вместе с ними сидел. И вот такая самоотверженность, самоотдача присущи многим. Сейчас священники проходят закалку огнем, буквально. В Луганске погиб священник… 14-й год был самый тяжелый. Сегодня обстрелы есть, но таких ожесточенных боев, как тогда, нет.                                 

-Ваши обязанности, отец Георгий, насколько нам стало известно, не ограничиваются одним приходом.

-Кроме храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, я настоятель еще в трех храмах. Один из них находится на шахте «Святониколаевской» - храм Свято-Николаевский. У нас до войны было принято, что раз в две недели я обязательно шел на какой-то подземный участок. Опускались  по лаве, а поднимались по стволу. Со святой водичкой, с молитвой. Общались с ребятами, которые трудятся в добыче.  Что такое шахта, знаю.

Также являюсь благочинным тюремных храмов нашей епархии. Шесть  колоний находится на территории ДНР, одна колония и СИЗО на территории Украины. 

- И туда ездите? 

- Время от времени. При каждой колонии есть свой храм или молитвенная комната,  свой приписной священник, который там служит постоянно. Но дали послушание, значит, надо его выполнять. Кроме того что служим, говорим с руководством  о проблемах, о том, как их решать.  

- А есть у вас в округе другие церкви, кроме православной? Или, может, филаретовцы завелись, сектанты?

-Униатов – греко-католиков - никогда не было, а филаретовцы были, но при первых выстрелах быстренько сбежали. Сектанты с началом боевых действий куда-то пропали, сейчас начали возвращаться. Но активность их всё же слабее, чем в мирное время.

- Как вы сами пришли к вере, отец Георгий? Вы из церковной семьи?

- Отец у меня был подземным электрослесарем. Мама работала диспетчером в шахтном объединении. Отец говорил, что ему надо еще доказать, что Бог есть. Слава Богу, на то время священник, сейчас уже архиепископ Макеевский Варнава был настоятелем в нашем храме. Здание, которое сегодня разрушено, - это его детище, он построил. Вот он смог доказать отцу. Отец пошел первым в храм, потом брат мой старший пошел, а потом уже и я. 

-Где сейчас ваш отец? 

- Схимонах в Святогорской лавре. 

- Лавра - на территории Украины. 

- Да. От нашего города 150 километров. Но дорога туда  есть. Боевые действия нас разделили. Там такая же граница, как с другими государствами, как между Украиной и Россией,  паспортный контроль.

-Отец Георгий, расскажите про свою семью. Она ведь вместе с вами? 

-У меня трое детей. Семью на короткое время в 14-м году, в самый разгар боев, отправлял к родственникам. Потом они приехали. У нас за забором еще падали снаряды. Деки боялись…

-А какой возраст ваших детей?

- Старшей девочке девять лет, младшей шесть. А между ними мальчик. С семьей, конечно, тяжелее все переживать. Когда они были в отъезде, как-то проще, знаете, было. К обстрелам привыкаешь. Конечно, немножко жутко и страшно. После того, как храм разбомбили, я стал бояться, что на открытом месте прилетит снаряд и осколками посечет всех... В 14-м году надо было срочно заниматься стройкой, приспосабливать то помещение, где мы сейчас служим, и то, что семья была в отъезде, помогало, так как не отвлекался на переживания о них.

-Живете рядом с храмом?    

- У нас отдельный дом в километре от храма.  

-Трудно живете?

-Да как все. Цены такие, что многого не купишь. А дети растут, кормить надо. Поэтому приходится держать свое хозяйство. В прошлом году свиней держали. А так – утки, куры. Огородик, понятно, есть. Детки в школу ходят. 

-Вы называли благотворительный фонд Ахметова. Его помощь действительно заметна? 

- Да, заметна. У нас на территории города находится очень крупная шахта «Комсомолец Донбасса», его шахта. Поэтому он помогает жителям нашего города - это пенсионеры, многодетные матери, матери-одиночки и дети до двух лет. В 2014-2015 годах на один социальный пакет с продуктами можно было семье хорошо целый месяц жить. Сейчас немного пакеты сократились. 

- А шахта работает? 

-Работает, хотя ее очень жестко старались разбить. Стреляли целенаправленно. 

- Уголь куда идет? 

- На Украину. 

-К чему вы призываете людей, отец Георгий? 

- Призывать можно только к миру. Призывать и можно, и нужно к покаянию. Мы просим у Бога: дай здоровья мне и моим детям, дай какое-то благополучие, дай что-то еще. Но забываем, что Богу надо тоже что-то принести. Что мы можем Богу принести? Наши чистые сердца. Почему и говорят, что будьте как дети. И война закончится, и наше разделение народов, между которыми клин вбивается. Говорят, что мы отдельные, мы разные. Ничего подобного. Если человек христианин, то для него невозможно не любить другого человека. Об этом Христос сказал, что те будут моими учениками, кто будет иметь любовь между собой. Вот это мы Богу должны принести. Другого пути у нас нет. И вот когда мы это принесем, тогда Господь даст нам прощение греха. И мирную жизнь.

-Да поможет вам Бог, отец Георгий. А мы, в свою очередь, публикуем банковские реквизиты для пожертвований на восстановление вашего храма.


Беседу вел Валерий Панов


Номер карты «Сбербанк России» : 4276 5211 7911 0089 

Юрий Цыганов

Банковские реквизиты:

Наименование поля расчетного документа

Банк получателя: Юго-Западный банк ПАО «Сбербанк России» г. Ростов-на-Дону БИК Банка получателя: 046015602 Сч. № Банка получателя: 30101810600000000602 Сч.№ получателя: 40807810852090071189 Получатель: РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДСКОГО УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ИНН получателя: 9909453477

Контакты храмаhttp://hram-gorod.church.ua/kontakty/

Сайт: kirovskoeua.ucoz.ru


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Феона
09.01.2017 8:14
Современные верующие на мой взгляд делятся на две категории: 1. Истинно верующие во имя добра и все остальные, которые верят прагматически: из страха перед вечностью, муками Ада и для того чтобы Бог-отец и защитил от земных невзгод,потому что если не покрестишься молитва не поможет. Моя личная вера в том уменьшить количество Зла чтобы я сама и все люди меньше от него страдали. А кто и что мне за это воздаст при переходе в мир иной-я думаю что если есть Бог он сам разберется и взвесит все на своих весах гораздо точнее. С точки зрения науки люди потому создали цивилизацию что стали ограничивать законы природы, (инстинкты, заложенные в каждом биологическом виде, для выживания) своими законами (религиями). И это позволило человеку оказаться на вершине пирамиды биологических видов. Потому что любое объединение людей будь то племя или государство скрепляется одной верой или одними законами. Это поняли еще древние, что мир безопаснее тогда когда все живущие соблюдают одни и те же правила поведения. Поэтому многобожие (язычество) постепенно сменилось единобожием. Крестителю Руси Владимиру  это знание и стало основой, на которой объединялись в одно государство различные восточно-славянские племена и княжества.
Петр Петрович
01.12.2016 3:02
\\ Когда в девяностые годы стало возможно беспрепятственно исповедать свою веру, многие кинулись в церковь.\\

Никто и никому не препятствовал в СССР исповедать свою веру. Не допускалось "служить двум богам", т.е. быть партийным, комсомольцем или пионером и одновременно посещать культовые заведения. Простите, но коммунист  со свечкой в храме воспринимался тогда как существо двоедушное, что-то вроде шизофреника.
Сергей
13.11.2016 11:31
Именно Царь - олицетворение России. А не религия. Вот как разрушили СССР ? Пока в СССР все религии были равноудалены, ну или, так сказать, была единая советская религия – Коммунизм, была единая страна СССР. Ибо в религиозном (коммунистическом) плане все были равны - и русские, и узбеки и киргизы и калмыки и так далее. То есть узбек-коммунист мог указать русскому-коммунисту или грузину-коммунисту на не совсем верное тем или другим понимание марксизма-ленинизма. Но вот когда Горбачев разрешил празднование 1000-летия крещения Руси и объявил себя «православным» - вот тут то и зашатались устои. Секретари национальных республик и обкомов поняли, что и им можно, не опасаясь утраты партбилета, объявлять о своей религиозной принадлежности. И они стали объявлять. И пошел разброд и шатания. Так как тот же самый секретарь обкома в Узбекистане узбек-знаток марксизма-ленинизма уже не мог и не был вправе указать своему коллеге - секретарю обкома в России или на Украине, правильно ли те крестятся. А русские и украинские секретари обкомов понятия не имели, сколько раз совершается намаз и как именно. Единая религия (коммунизм), являвшаяся связующей нитью всего СССР  (в Программе КПСС говорилось, что создана новая общность «советский народ» ) - рассыпалась, а за ней рассыпалась и новая общность – «советский народ». Когда-то иудеи подсунули нам свою религию. Причем даже не настоящую - иудейство, а некое эрзац-иудейство. Теперь их потомки всеми силами это эрзац-иудейство защищают.
Светлана*
08.11.2016 1:27
"- Трудно сказать. Многие уехали от войны. Вернулись далеко не все. Люди, которые еще неглубоко воцерковленные, приходя в храм, где очень тесно стоять, не готовы в таких условиях быть на службе, уходят с разочарованием от того, что им неудобно молиться. Поэтому мы теряем прихожан. Единственная возможность исправить эту ситуацию - постройка нового храма."

Печально, что сам Георгий еще не понимает, что дело не в том, что людям тесно и неудобно молиться, а в том,  что сам священник не притягивает своим  сердцем, словом,...народ очень чувствует присутствие Духа Божия, тогда народ на  край земли пойдет за ним, на улице стоять будет...молод еще Георгий, но других нет, а  ему самому еще нужно к Богу прийти, не головой, но сердцем.....не в народе дело...тем более не в наличии больших Храмов...по всей России уже их  столько настроили...а они пусты...задуматься над этим надо в первую очередь самим священникам...ведь сердце народное не обманешь...

«Наша война, наши трагедии происходят от самого страшного – от безбожия»...да, так проще всего сказать и обвинить в этом народ...это сродни тому, как на все вопросы говорят, это грех...ничего не объясняя...церковь давно себя так ведет...напуская таинственность там, где все очевидно...Не от безбожия...а от жажды наживы и власти паразитов, кровопийцев...ведь, например, и церковь сейчас в зависимости от олигархов...она их ублажает...стремится, чтоб тот или иной стал прихожанином именно их приходов...найдут такого...будут сыты...правда жизни...разве церковь сейчас не так живет?

"-Вы называли благотворительный фонд Ахметова. Его помощь действительно заметна?  

- Да, заметна. У нас на территории города находится очень крупная шахта «Комсомолец Донбасса», его шахта. Поэтому он помогает жителям нашего города - это пенсионеры, многодетные матери, матери-одиночки и дети до двух лет. В 2014-2015 годах на один социальный пакет с продуктами можно было семье хорошо целый месяц жить. Сейчас немного пакеты сократились".  

Народ, зависит от одного олигарха...все по его воле...
так вот и войны по их воле...и  их жажде...пока не переделят кому что достанется ничего не изменится...все из-за денег...от них и зависит все...вон, сколько Путин уговаривает "ненаших наших" олигархов поделиться...но ничего с ними сделать не может...все по их воле...вот такая система...  
ort
07.11.2016 12:55
21 век 04.11.2016 15:53
Я думаю, проблема, прежде всего, в разрушении базовых принципов - социальная справедливость......////
-----------------------------------

Проблемы- не крапива. Сами в огороде не вырастают. Их создают конкретные люди.

ИТАК:
«Справедливость - она никому не нужна. Справедливость - это демагогия. Никакие слова о справедливости - все они бессмысленны. Справедливостью обычно прикрываются, когда что-то хотят вытребовать себе»
(о.протоиерей  Дмитрий Смирнов).

«Две по-настоящему дьявольские идеи - равенство и справедливость - порождают у людей зависть» (Свящ. Андрей Лоргус).

Вот вам и "позиция" !

Удобнее поговорить о "безбожии". Уютнее как-то...  Тем более, что понятие "безбожие"- из лексикона атеистов. Для верующих никакого "безбожия" и быть не может.
ВОТ И ДУМАЙТЕ ГОСПОДА ПОСЛЕ СЕГО - КТО ЕСТЬ КТО. НА САМОМ ДЕЛЕ.  
путешественник. И бесы в аду все как один-верующие !
06.11.2016 13:46
А тогда что такое "безбожие" ?
Его объективно не может быть потому, что Бог есть и никуда от него не деться.
Можно только верить или не верить. Исполнять заповеди или не исполнять.
Не верил и апостол Фома, пока Спаситель ему не явился. Так что это не самое тяжкое. Самое тяжкое- не исполнять заповеданное. Противоречить заповедям  Господа. Воровать, прелюбодействовать.

А такого греха как "безбожие" в Евангелиях св апостолов нет. Есть гордыня, доходящая до неспособности каяться- окаянство.
Костя
04.11.2016 16:11
Хочется пожелать Братьям терпения и свершения их надежд на мир и спокойствие.
А вот насчёт того, что "все катаклизмы - от безбожия"... Не всё так однозначно: у фашистов на пряжках было выгравировано    "Гот мит унс - С нами бог", и Папа Римский благословлял Гитлера на борьбу с безбожниками-большевиками, и иудеи именем Моисея уничтожали египтян, и белогвардейские священники не считали убийством ближнего расправу над красноармейцами.
21 век
04.11.2016 15:53
Я думаю, проблема, прежде всего, в разрушении базовых принципов - социальная справедливость, равенство и братство всех народов. Достаточно было разрушить социальную справедливость, возвести в культ деньги и эгоизм, как люди забыли, что они люди. Звериный инстинкт не может объединить никого. А результат - война и не может быть по другому.

Эксклюзив
03.10.2022
Валерий Панов
После объявления частичной мобилизации россияне стали массово покидать страну.
Фоторепортаж
30.09.2022
Подготовила Мария Максимова
Выставка в Оружейной палате посвящена одному из самых почитаемых русских святых – преподобному Сергию Радонежскому.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.