Про Цюрупинск, Алёшки и блаженную Домнику

Это очень уютный городок на Днепре. Советская власть переименовала город в 1928 г. в честь его уроженца Александра Цюрупы, который был наркомом продовольствия РСФСР в 1918-1922 гг. Именно он, по указанию Ленина сменивший Сталина на этом посту, стал инициатором введения в стране продовольственной диктатуры и активно внедрял продотряды, которые силой изымали продовольствие у крестьян.
Именно он залил крестьянской кровью протестовавшую Тамбовщину и другие губернии. Меньшевики и эсеры выступали против таких бесчеловечных мер, но Цюрупа на заседании ВЦИК заявил: «Все, что мы делаем, делаем твердо и неукоснительно, и кто нам на этом пути встретится, будет разнесен вдребезги». Изъятый хлеб шел не только на внутренние нужды большевиков, но и на «мировую революцию». Эшелоны с ним и сухарями посылались восставшим пролетариям Германии. В 1923 г., когда деревня еще не оправилась от вызванного продразверсткой голода, Цюрупа старался изыскать все новые возможности хлебного экспорта, создал для этого акционерное общество «Экспортхлеб» и отправил рабочим Рура 500 тыс. пудов зерна. До своей кончины А. Цюрупа успел позанимать крупнейшие посты в правительстве СССР, урна с его прахом замурована в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. Имя этого упыря земли русской, увы, и сегодня носят многие улицы России.
А ведь городок веками мило прозывался Алёшки! И именно как Алёшки он запечатлен на картине мариниста Айвазовского. Светлый алёшкинский антипод инфернальной личности Цюрупы – блаженная Домника Алёшковская, южнорусская молитвенница и прозорливица, решением Священного Синода Украинской православной церкви от 25 марта 2009 г. причисленная к лику местночтимых святых Херсонской епархии.
15 июля того же года в Свято-Духовском кафедральном соборе Херсона состоялась канонизация блаженной Домники, а 16 августа честные мощи блаженной Домники большим Крестным ходом были перенесены из Херсона в храм равноапостольной Нины города, где почивают и ныне.
В безбожные годы Успенский монастырь был полностью разрушен. По словам настоятеля храма Святой равноапостольной Нины, сохранилось четыре-пять строений от монастыря, остальные были подвергнуты перестройке (под жилые дома, библиотеку и пр.).
В подробном житии святой, составленном архиепископом Дамианом (в священстве — протоиерей Петр Замараев), рассказывается, что блаженная Домника Алёшковская (в миру Домна Ивановна Литвиненко) родилась 3 сентября 1881 г. в православной семье зажиточных крестьян Таврической губернии. Когда девочке исполнилось семь лет, ее благочестивая мать скончалась, отец женился снова, и Домне пришлось претерпевать от мачехи притеснения.
После паломничества с односельчанами в Киево-Печерскую лавру, пятнадцатилетняя Домна решила не возвращаться домой, скиталась по обителям, однако ее не принимали.
Тогда она нашла себе жилье в склепе на одном из кладбищ Киева. Днем она молилась на церковной службе в Киево-Печерской лавре, а ночью — на кладбище, отгоняя страх. Чтобы заработать себе на пропитание, изготовляла ладанки для паломников. Как рассказывает житие святой, «возьмет камешек с гроба почитаемого святого, кусочек ладана, щепочку дерева от старинной, но пришедшей в негодность иконы, зашьет в тряпочку, прикрепит к нему шнурок — вот и готова ладанка. Продаст ее за копейку, купит бублик, а его хватало Домочке на сутки».
Но когда ее знакомые паломники вновь пришли к киевским святыням, она возвратилась с ними в свою деревню. В 1896 г. Домну приняли в школу для девочек-сирот при Свято-Успенском женском Алёшковском монастыре, где сияла чудесами Феодоровская икона Божией Матери. «Житие же свое во обители Алёшковстей провождающи», как теперь поется в акафисте, Домна научилась грамоте и рукоделию. По окончании обучения в школе была принята в обитель послушницей, с именем Домника.
Игуменья монастыря благословила Домочке в качестве послушания пасти стадо монастырских телят. Очевидцы вспоминали необычное зрелище. Послушница в поле брала с собой Псалтирь, становилась лицом на восток и читала кафизму. В это время телята окружали ее и, став на колени передних ног и растопырив уши, слушали ее чтение. Окончив, она говорила: «Идите, паситесь!». Телята вставали и шли, куда она указывала. Какое животное она ни звала по имени, оно подходило и склоняло перед ней голову.
В возрасте 35 лет у святой открылся и другой великий дар — ясновидение, который она тщательно скрывала от людей, чтоб избегнуть людской славы, ради смирения приняла на себя подвиг юродства.
Ее землячка Мария Фоковна рассказывала, что перед революцией 1917 г. и закрытием Алёшкинского монастыря матушку Домну видели на кукурузном поле. Она оставила своих телят на лугу и, спрятавшись в гуще растений, подняв руки к небу, молитвенно взывала: «О, Матір Божа, де ж ми тепер будемо»?!
Перед закрытием монастырей, когда вспыхнула Октябрьская революция, матушка Домочка начала ходить по кельям и раздавать насельницам камешки, обрезки тряпок, рассаду, советуя: учитесь строить дома, учитесь шить, учитесь выращивать огороды.
Православные стали обращать внимание на то, что те из них, кому Матушка Домочка вручала камушки, устроились на стройку, те, кому вручала обрезки тряпок, устроились на швейную фабрику, а те, кому рассаду, — на сельскохозяйственные работы.
Слух о прозорливице распространился далеко за пределы Херсона, к ней приезжали не только из ближайших селений, но и из Запорожья и Николаева. Ехали не только простые люди, но и духовенство. В основном просили совета, молитв или благословения.
После закрытия монастыря матушка проживала у благочестивых людей в Каховке (где посещала Свято-Покровский храм). Вернулась в 1928 г., город был переименован в Цюрупинск, проживала у Наталии Акимовны Ищенко, посещала Свято-Введенский молитвенный дом.
Во время Великой Отечественной войны предсказала Наталье Акимовне гибель мужа и сына, а ей долгую жизнь. Домника жила в доме по ул. Нижней, 218, до конца своих дней. Этот дом сохранился и поныне, но сейчас он нежилой.
Неподалеку жили монахини Агафия и Дария. К ним матушка часто ходила для совместных молитв. Местные жители относились к ней с уважением и нежностью, приносили продукты. Но дети, воспитанные школой, где насаждалось безбожие, часто дразнили беззащитную «монашку» в черном, чем очень досаждали блаженной.
Жительница городка Анна Дмитриевна Беспалая рассказывала о матушке Домнике: «Была она невысокая, сутулая, с грубоватым голосом, внешне ничем особенным не отличавшаяся. Говорила мало, а давала предметы, и нужно было догадаться, что этим она предсказывала».
В Великую Отечественную войну немцы сильно бомбили Цюрупинск, обстреливали из артиллерии. Однажды Домника сидела во дворе под вишней и читала Псалтирь. В это время упал снаряд, срезал дерево и взорвался, с блаженной сорвало платок и вырвало из рук книгу, но она, на удивление, осталась неповрежденной.
Как юродивая, в храме она могла подойти к любому молящемуся и что-то сунуть ему в руку: кусочек хлеба, сахара, редьки, перца, свечу или деньги. И все эти символические предметы в конечном итоге были для них каким-то откровением особого события в их жизни. Большое количество предвидений Домночки описывает о. Петр Замараев в своем жизнеописании блаженной.
…Молодая Пелагея Андреевна Петракаус ходила в храм и горела желанием с хористами петь на клиросе, но стеснялась кому-либо сказать об этом. Встретив однажды Полю у входа в храм, в притворе, матушка схватила ее и стала толкать к иконостасу, через гущу народа, до самого клироса, приговаривая: «Іди співай!». С того дня Поля стала хористкой.
Анна Васильевна Позднякова рассказывала, что каждый ее шаг матушкой Домной предвосхищался тем или иным символический действием. Красный перец вручила ей Домникия – впереди серьезное заболевание. Яблоко — начало выздоровления. Рубль подарила — совершенно чудесно семья выйдет из финансового затруднения.
Как-то Домночка с двумя Евдокиями шла к Богослужению на престольный праздник из Каховки в Берислав. Проходили они поймой Днепра. И по дороге матушка сказала: «Ось дивись, що зробили, все потопили… всі дерева, всі хати, все потопили». «Где, матушка, и что затопили?» — спрашивали спутницы недоуменно. «Та що ви, не бачите, чи що?! Все потопили! От придумали!». А они шли в это время по дну будущего водохранилища Каховской ГЭС, но о ее постройке еще никто не помышлял.
Однажды зимой у соседки закончились дрова и Домникия сразу принесла маленький чурбачок: «На тобі». Только она ушла, перед домом женщины остановилась повозка, мужик стучится в двери и спрашивает хозяйку: «Дрова нужны?». Всех Домночка встречала с палкой в руках и всех, приходящих к ней, крестообразно осеняла этой же палкой, велела целовать верхний ее конец. Объясняла, что эту палку прикладывали к мощам святой мученицы Пелагии.
На ее столе часто была раскрыта книга с акафистом святителю Николаю.
Матушка Домникия почила 55 лет назад, в субботу 10 июня 1967 г., на 92 году жизни. На погребении было большое стечение людей, гроб с телом пронесли от дома к Введенскому храму. В те времена запрещалось проведение погребальных церковных процессий, поэтому весь путь процессия двигалась при полном молчании. Совершил отпевание настоятель храма протоиерей Сергий Мураховский.
Тело матушки Домникии было погребено на бывшем монастырском кладбище. На могилке поначалу был поставлен деревянный крест с надписью: «Литвиненко Домна Ивановна. 1875-1967 гг.».
А лет десять спустя после кончины Домночки протоиерей Петр Замараев, завершив погребение усопшего на Антоновском кладбище, сложив облачение в чемодан, стал смотреть вниз на Днепр, где рабочие строили мост, соединяющий Антоновку с Цюрупинском. К нему подошла женщина и говорит: «Вот матушка Домочка говорила нам, что будете пешком ходить к нам в Цюрупинск».
10 декабря 2008 г., в праздник иконы Божией Матери «Знамение», по благословению архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна были обретены мощи блаженной Домники. Во время их обретения найден хорошо сохранившийся деревянный крест от парамана, что подтверждает свидетельства людей о том, что Домника все-таки приняла монашеский постриг. Но кто ее постриг, неизвестно. Мощи были помещены в раку и перенесены в храм святой равноапостольной Нины, где они почивают и поныне.
Дни памяти святой по нов. ст: 10 июня — преставление, 10 декабря — обретение мощей. И сегодня на улице, возле домика, где жила блаженная, встретишь соседей, которые помнят еще «Домочку», ее необычную манеру общения, вспоминают ее предсказания о важных событиях в их жизни.
/"Колчак Директорию по произволу расстрелял, по внесудебному решению"/.
Опять, что называется - "Бабеля с Бебелем".... Членов т.н. Директории после переворота Колчак выслал поездом в Китай, ещё и денег выдал, на дорожку. Расстреляли год спустя некоторых членов Учредительного собрания, эсэров, арестованных после подавления анти-колчаковского восстания. Но нет убедительных доказательств, что был приказ от Колчака, объективные, не ангажированные историки (напр. Иоффе) полагают, что инициатива расправы исходила от монархически настроенных офицеров, люто ненавидящих всяких революционеров, и эсэров их числе. И Колчак, кстати, их тоже не устраивал, как лидер. Даже ненавидящий Колчака видный эсэр Евгений Колосов (впоследствии расстреляный большевиками, вместе с женой, https://alexa-bell.livejournal.com/39147.html) не обвиняет Колчака в этой расправе. Но Колчак не наказал участников расправы, это верно, ограничились судебным фарсом. И тут - параллель с убийством Царской Семьи и Её слуг: инициатива исходила явно не от Ленина, его поставили перед фактом уже совершённой расправы Свердлов и подконтрольный ему екатеринбургский Совет. И Ленин, всё понимая, вынужден был это "съесть", "не раздувать кадило", одобрить инициативу товарищей. Там - инициатива ультра-правых, тут - ультра-левых ...
/"...и сделал все необходимое, чтобы ставленники Антанты Николая с семьей расстреляли"/. Богатая мысль - екатеринбургские Совет и ЧК, а так же их "куратор" Свердлов - ставленники Антанты. На докторскую, однако, потянет ...
Должен выйти еще один фильм Е.Н. Чавчавадзе о Колчаке.
"Иван Николаевич Бурсак (наст.имя — Борис Яковлевич (Яакович) Блатлиндер ... 7 февраля 1920 года руководил расстрельной командой под ... командованием председателя Иркутской чрезвыч. комиссии Самуила Чудновского, расстрелявшей Верховного правителя России А. В. Колчака ...
После расстрела ... возглавил карательную операцию по уничтожению приверженцев и последователей адмирала, а также им сочувствующих, социалистов-революционеров и монархистов, охарактеризовав данную операцию, как «очищение Иркутска от белогвардейской шушеры», вновь проявил себя как жестокий и безжалостный борец с врагами большевизма. Осталось немало свидетельств, как отряды Бурсака под его личным командованием мучили, садистски пытали и расстреливали огромное количество народа; иногда зверства доходили до того, что уничтожению подвергались целые деревни и села, сотни людей были посажены в тюрьмы, особая охота велась за интеллигенцией и гимназистами....В 1920 году приговорён Иркутским ревтрибуналом к расстрелу по обвинению в расхищении ценностей из поезда А. В. Колчака. Помилован и командирован на Дальний Восток...
Осенью 1926 года был арестован по делу шестнадцати руководящих работников «Госкино» и «Пролеткино» ... обвинённых в бесхозяйственности и злоупотреблении служебным положением... был осуждён к заключению сроком на 1 год, но вскоре вышел на свободу. В 1928 году был награждён Орденом Красного Знамени ... Впоследствии работал на руководящих должностях на Сталинградском и Челябинском тракторных заводах... Последняя должность до ареста — уполномоченный Главснаба по Башкирской Автономной Советской Социалистической Республике. В декабре 1941 года арестован за антисоветскую агитацию и в феврале 1943 года осуждён ОСО НКВД СССР на 5 лет ИТЛ... После освобождения жил в посёлке Крестцы Новгородской области... Умер 22 мая 1975г."
Ну просто красавчик...
Убеждена: ...не получится СТЕРЕТЬ страницы нашей истории..."
---------
"Новые творцы жизни, откуда вы?! С легкостью безоглядной расточили собранное народом русским! Осквернили гроба святых и чуждый вам прах благоверного Александра, борца за Русь, потревожили в вечном сне. РВЕТЕ САМУЮ ПАМЯТЬ РУСИ, СТИРАЕТЕ ИМЕНА-ЛИКИ... Самое имя взяли, пустили по миру, безымянной, родства не помнящей. Эх, Россия! соблазнили Тебя - какими
чарами? споили каким вином?!"
И. С. Шмелев. Солнце мёртвых.
Вы цинично ответьте, что казнь Колчака и е его деяния — виноваты русские в Гражданской войне. Мол сами себя убивали, а Колчак в придачу был, ужасный и проклятущий начальник, воюющий против "!приезжих" на деньги парвусов и шиффов на разных транспортных средствах из разных уголков мира..
На фильмы сов. производства посмотришь, там все такие хорошие чекисты с «русскими» погоняло и плохими, жестокими кулаками, которых вместе с семьями эти хорошие отправляли на кудыкины горы умирать.
Культивирующие ложь, братоубийство во имя химеры и насилие в чистом виде — пример Украины незаконнорожденной.
1) Расстрел А.В. Колчака.
7 февраля около 5 часов утра адмирал Колчак и премьер-министр Пепеляев были выведены из тюрьмы на окраину города и расстреляны. Существуют различные рассказы о последних минутах адмирала Колчака; все они свидетельствуют, что он умер так же смело и честно, как всегда жил.
Решение о бессудной казни принял Иркутский ревком. Председателем Иркутского ревкома в то время был Янкель Шумятский. Кроме него убийство А. В. Колчака санкционировали комендант Иркутска Иван Бурсак и член Военкома Лазарь Левинсон. В качестве палача выступил Самуил Чудновский (все - россияне).
2) https://www.youtube.com/watch?v=bp9OhT1XZ68 - Анатолий. Всеволодович Шмелев. "Колчак и союзники: внешняя политика Белых".
Любят на Руси юродивых, точно сказано! Целуйте верхний конец палки по утрам и вечерам - это в XXI веке... - и будет вам счастье, также пишите о юродивых больше, крайне актуально! Вперед, цюрупинцы!
-------
"Разрушенное революционным валом в столицах частично восстановлено. Это относится к строениям, историческим знаниям, отчасти к исторической памяти, к памяти о героизме предков и о безвинных жертвах большевистских гонений.
А что мы видим в провинции, в тех самых русских селениях, которые стали пределом вражеского нашествия 1812 года? Живописные ЗАРОСЛИ на месте деревни Колодези (где казаки отбили у французов 40 пудов награбленного французами серебра и поднесли в дар Казанскому собору), РАЗВАЛИНЫ ХРАМА села Отякова, где служили панихиды по ПАВШИМ ГЕРОЯМ-КАЗАКАМ.
Село МАРЬИНО - памятник павшим в страшном Малоярославецком сражении, захороненным в ограде местной церкви, НЕ СОХРАНИЛО ДАЖЕ СВОЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ИМЕНИ. Его переименовали в честь шотландского коммуниста товарища Маклина.
А что стало в те страшные 30-е годы, годы борьбы с героическим прошлым Отечества, с людьми, жителями малоярославецких, угодско-заводских, боровских деревень? Почти все священники исторических храмов расстреляны в 1937 году на Бутовском полигоне. Помнят ли о них на родной земле?.."
Забытые страницы отечественной истории. Бой у Колодезей.
(использованы материалы фонда Чернышёвых-Барятинских из научно-исслед. отдела рукописей РГБ)