Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Про Цюрупинск, Алёшки и блаженную Домнику

Про Цюрупинск, Алёшки и блаженную Домнику

Администрация Херсонской области хочет вернуть городу Алёшки название Цюрупинск
Матвей Славко
16.08.2022
 Про Цюрупинск, Алёшки и блаженную Домнику

Это очень уютный городок на Днепре. Советская власть переименовала город в 1928 г. в честь его уроженца Александра Цюрупы, который был наркомом продовольствия РСФСР в 1918-1922 гг. Именно он, по указанию Ленина сменивший Сталина на этом посту, стал инициатором введения в стране продовольственной диктатуры и активно внедрял продотряды, которые силой изымали продовольствие у крестьян.

Именно он залил крестьянской кровью протестовавшую Тамбовщину и другие губернии. Меньшевики и эсеры выступали против таких бесчеловечных мер, но Цюрупа на заседании ВЦИК заявил: «Все, что мы делаем, делаем твердо и неукоснительно, и кто нам на этом пути встретится, будет разнесен вдребезги». Изъятый хлеб шел не только на внутренние нужды большевиков, но и на «мировую революцию». Эшелоны с ним и сухарями посылались восставшим пролетариям Германии. В 1923 г., когда деревня еще не оправилась от вызванного продразверсткой голода, Цюрупа старался изыскать все новые возможности хлебного экспорта, создал для этого акционерное общество «Экспортхлеб» и отправил рабочим Рура 500 тыс. пудов зерна. До своей кончины А. Цюрупа успел позанимать крупнейшие посты в правительстве СССР, урна с его прахом замурована в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. Имя этого упыря земли русской, увы, и сегодня носят многие улицы России.

А ведь городок веками мило прозывался Алёшки! И именно как Алёшки он запечатлен на картине мариниста Айвазовского. Светлый алёшкинский антипод инфернальной личности Цюрупы – блаженная Домника Алёшковская, южнорусская молитвенница и прозорливица, решением Священного Синода Украинской православной церкви от 25 марта 2009 г. причисленная к лику местночтимых святых Херсонской епархии.

15 июля того же года в Свято-Духовском кафедральном соборе Херсона состоялась канонизация блаженной Домники, а 16 августа честные мощи блаженной Домники большим Крестным ходом были перенесены из Херсона в храм равноапостольной Нины города, где почивают и ныне.

В безбожные годы Успенский монастырь был полностью разрушен. По словам настоятеля храма Святой равноапостольной Нины, сохранилось четыре-пять строений от монастыря, остальные были подвергнуты перестройке (под жилые дома, библиотеку и пр.).

В подробном житии святой, составленном архиепископом Дамианом (в священстве — протоиерей Петр Замараев), рассказывается, что блаженная Домника Алёшковская (в миру Домна Ивановна Литвиненко) родилась 3 сентября 1881 г. в православной семье зажиточных крестьян Таврической губернии. Когда девочке исполнилось семь лет, ее благочестивая мать скончалась, отец женился снова, и Домне пришлось претерпевать от мачехи притеснения.

После паломничества с односельчанами в Киево-Печерскую лавру, пятнадцатилетняя Домна решила не возвращаться домой, скиталась по обителям, однако ее не принимали.

Тогда она нашла себе жилье в склепе на одном из кладбищ Киева. Днем она молилась на церковной службе в Киево-Печерской лавре, а ночью — на кладбище, отгоняя страх. Чтобы заработать себе на пропитание, изготовляла ладанки для паломников. Как рассказывает житие святой, «возьмет камешек с гроба почитаемого святого, кусочек ладана, щепочку дерева от старинной, но пришедшей в негодность иконы, зашьет в тряпочку, прикрепит к нему шнурок — вот и готова ладанка. Продаст ее за копейку, купит бублик, а его хватало Домочке на сутки».

Но когда ее знакомые паломники вновь пришли к киевским святыням, она возвратилась с ними в свою деревню. В 1896 г. Домну приняли в школу для девочек-сирот при Свято-Успенском женском Алёшковском монастыре, где сияла чудесами Феодоровская икона Божией Матери. «Житие же свое во обители Алёшковстей провождающи», как теперь поется в акафисте, Домна научилась грамоте и рукоделию. По окончании обучения в школе была принята в обитель послушницей, с именем Домника.

Игуменья монастыря благословила Домочке в качестве послушания пасти стадо монастырских телят. Очевидцы вспоминали необычное зрелище. Послушница в поле брала с собой Псалтирь, становилась лицом на восток и читала кафизму. В это время телята окружали ее и, став на колени передних ног и растопырив уши, слушали ее чтение. Окончив, она говорила: «Идите, паситесь!». Телята вставали и шли, куда она указывала. Какое животное она ни звала по имени, оно подходило и склоняло перед ней голову.

В возрасте 35 лет у святой открылся и другой великий дар — ясновидение, который она тщательно скрывала от людей, чтоб избегнуть людской славы, ради смирения приняла на себя подвиг юродства.

Ее землячка Мария Фоковна рассказывала, что перед революцией 1917 г. и закрытием Алёшкинского монастыря матушку Домну видели на кукурузном поле. Она оставила своих телят на лугу и, спрятавшись в гуще растений, подняв руки к небу, молитвенно взывала: «О, Матір Божа, де ж ми тепер будемо»?!

Перед закрытием монастырей, когда вспыхнула Октябрьская революция, матушка Домочка начала ходить по кельям и раздавать насельницам камешки, обрезки тряпок, рассаду, советуя: учитесь строить дома, учитесь шить, учитесь выращивать огороды.

Православные стали обращать внимание на то, что те из них, кому Матушка Домочка вручала камушки, устроились на стройку, те, кому вручала обрезки тряпок, устроились на швейную фабрику, а те, кому рассаду, — на сельскохозяйственные работы.

Слух о прозорливице распространился далеко за пределы Херсона, к ней приезжали не только из ближайших селений, но и из Запорожья и Николаева. Ехали не только простые люди, но и духовенство. В основном просили совета, молитв или благословения.

После закрытия монастыря матушка проживала у благочестивых людей в Каховке (где посещала Свято-Покровский храм). Вернулась в 1928 г., город был переименован в Цюрупинск, проживала у Наталии Акимовны Ищенко, посещала Свято-Введенский молитвенный дом.

Во время Великой Отечественной войны предсказала Наталье Акимовне гибель мужа и сына, а ей долгую жизнь. Домника жила в доме по ул. Нижней, 218, до конца своих дней. Этот дом сохранился и поныне, но сейчас он нежилой.

Неподалеку жили монахини Агафия и Дария. К ним матушка часто ходила для совместных молитв. Местные жители относились к ней с уважением и нежностью, приносили продукты. Но дети, воспитанные школой, где насаждалось безбожие, часто дразнили беззащитную «монашку» в черном, чем очень досаждали блаженной.

Жительница городка Анна Дмитриевна Беспалая рассказывала о матушке Домнике: «Была она невысокая, сутулая, с грубоватым голосом, внешне ничем особенным не отличавшаяся. Говорила мало, а давала предметы, и нужно было догадаться, что этим она предсказывала».

В Великую Отечественную войну немцы сильно бомбили Цюрупинск, обстреливали из артиллерии. Однажды Домника сидела во дворе под вишней и читала Псалтирь. В это время упал снаряд, срезал дерево и взорвался, с блаженной сорвало платок и вырвало из рук книгу, но она, на удивление, осталась неповрежденной.

Как юродивая, в храме она могла подойти к любому молящемуся и что-то сунуть ему в руку: кусочек хлеба, сахара, редьки, перца, свечу или деньги. И все эти символические предметы в конечном итоге были для них каким-то откровением особого события в их жизни. Большое количество предвидений Домночки описывает о. Петр Замараев в своем жизнеописании блаженной.

…Молодая Пелагея Андреевна Петракаус ходила в храм и горела желанием с хористами петь на клиросе, но стеснялась кому-либо сказать об этом. Встретив однажды Полю у входа в храм, в притворе, матушка схватила ее и стала толкать к иконостасу, через гущу народа, до самого клироса, приговаривая: «Іди співай!». С того дня Поля стала хористкой.

 Анна Васильевна Позднякова рассказывала, что каждый ее шаг матушкой Домной предвосхищался тем или иным символический действием. Красный перец вручила ей Домникия – впереди серьезное заболевание. Яблоко — начало выздоровления. Рубль подарила — совершенно чудесно семья выйдет из финансового затруднения.

Как-то Домночка с двумя Евдокиями шла к Богослужению на престольный праздник из Каховки в Берислав. Проходили они поймой Днепра. И по дороге матушка сказала: «Ось дивись, що зробили, все потопили… всі дерева, всі хати, все потопили». «Где, матушка, и что затопили?» — спрашивали спутницы недоуменно. «Та що ви, не бачите, чи що?! Все потопили! От придумали!». А они шли в это время по дну будущего водохранилища Каховской ГЭС, но о ее постройке еще никто не помышлял.

Однажды зимой у соседки закончились дрова и Домникия сразу принесла маленький чурбачок: «На тобі». Только она ушла, перед домом женщины остановилась повозка, мужик стучится в двери и спрашивает хозяйку: «Дрова нужны?». Всех Домночка встречала с палкой в руках и всех, приходящих к ней, крестообразно осеняла этой же палкой, велела целовать верхний ее конец. Объясняла, что эту палку прикладывали к мощам святой мученицы Пелагии.

На ее столе часто была раскрыта книга с акафистом святителю Николаю.

Матушка Домникия почила 55 лет назад, в субботу 10 июня 1967 г., на 92 году жизни. На погребении было большое стечение людей, гроб с телом пронесли от дома к Введенскому храму. В те времена запрещалось проведение погребальных церковных процессий, поэтому весь путь процессия двигалась при полном молчании. Совершил отпевание настоятель храма протоиерей Сергий Мураховский.

Тело матушки Домникии было погребено на бывшем монастырском кладбище. На могилке поначалу был поставлен деревянный крест с надписью: «Литвиненко Домна Ивановна. 1875-1967 гг.».

А лет десять спустя после кончины Домночки протоиерей Петр Замараев, завершив погребение усопшего на Антоновском кладбище, сложив облачение в чемодан, стал смотреть вниз на Днепр, где рабочие строили мост, соединяющий Антоновку с Цюрупинском. К нему подошла женщина и говорит: «Вот матушка Домочка говорила нам, что будете пешком ходить к нам в Цюрупинск».

10 декабря 2008 г., в праздник иконы Божией Матери «Знамение», по благословению архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна были обретены мощи блаженной Домники. Во время их обретения найден хорошо сохранившийся деревянный крест от парамана, что подтверждает свидетельства людей о том, что Домника все-таки приняла монашеский постриг. Но кто ее постриг, неизвестно. Мощи были помещены в раку и перенесены в храм святой равноапостольной Нины, где они почивают и поныне.

Дни памяти святой по нов. ст: 10 июня — преставление, 10 декабря — обретение мощей. И сегодня на улице, возле домика, где жила блаженная, встретишь соседей, которые помнят еще «Домочку», ее необычную манеру общения, вспоминают ее предсказания о важных событиях в их жизни.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.