От Москвы до Бреста…
На самом деле география российско-белорусских литературных связей намного обширней, чем строчка из популярной песни. И убеждаешься в этом, закрыв последнюю страницу книги Александра Карлюкевича «Адреса русской литературы в Беларуси. Адреса белорусской литературы в России», недавно изданной в Минске.
Сегодня, когда в Белоруссии происходят сложные процессы, инициированные оппозицией, процессы переоценки исторических событий, дорого каждое проявление белорусско-российского содружества. Вот почему книгу Александра Карлюкевича берешь в руки с особым чувством – чувством благодарности за внимание к нашей общей культурной истории. Это сборник очерков, эссе, интервью, взятых автором у самых различных деятелей литературы, культуры, искусства. Открываешь том, и сразу же бросаются в глаза портреты знакомых поэтов, прозаиков – Александра Блока, Константина Паустовского, Александра Твардовского…
Внимательно вглядываешься в малознакомые лица, которые предстают в этой книге по воле автора и его замысла – показать тончайшие нити, связующие литературы России и Белоруссии.
Вспомним и село Достоево на Пинщине, где создан музей в родовом имении Федора Михайловича Достоевского.
Тема исследована с предельной доскональностью. Она могла бы стать основой серьезной научной работы, но в таком случае ареал ее читателей намного бы сузился. Очень хорошо, что Карлюкевич рассказывает о своих поисках и открытиях живым литературным языком в жанре очерка и эссе, рассказывает, что называется, из движения, из своих личных экспедиций по городам и весям нашего огромного Союзного государства.
Глубокая исследовательская работа Карлюкевича показывает нам, как пути-дороги белорусских творцов связаны с российскими городами. Так судьбы Якуба Колоса, Янки Купалы, Констанции Буйло, Николая Калинковича и других тесно вплетены в историю российских городов и краев. В этой литературной географии и Москва, и Якутия, и Рязань, и Чечня, и Удмуртия… И обратный процесс – как русские писатели связаны с белорусской землей. Большая их часть прикипела к этой земле в годы военных испытаний Первой мировой и Великой Отечественной войн. И не случайно книга открывается главой «Дальний свет Паустовского». Константин Паустовский, вечный странник и путешественник, открыл для себя Брест, Несвиж, Минск, Сморгонь и другие белорусские города в огненные 1915–1916 годы. Кстати, говоря, там же, под Сморгонью, городом героической борьбы, написал и свои первые дневниковые строки будущий автор «Сына полка», «Белеет парус одинокий» и других замечательных повестей для юношества Валентин Катаев. Упомянут и Александр Блок, открывший для себя Беларусь в прифронтовой полосе Западного фронта под Пинском (деревня Колбы). Мы найдем в книге его замечательный портрет. И Алексей Толстой оставил нам свои записанные впечатления о станции Барановичи, бывшей в 1914–15 годах ставкой Верховного главнокомандующего.
Мне особенно близка и дорога глава «Писатели в Белорусской военной газете: «Выпьем за шагавших под огнем».
В годы войны газета Белорусского военного округа «Красноармейская правда» (с 1947 года – «Во славу Родины) соперничала по своей популярности у бойцов со столичной «Красной звездой». Ведь в ней работали, творили, печатались такие писатели, как Вадим Кожевников, Евгений Воробьев, Морис Слободской и, что особенно важно – Александр Твардовский.
Легендарный «Василий Теркин» впервые появился на страницах именно этой газеты. А я помню ее с детства, когда в наш почтовый ящик в Барановичах письмоносец опускал газету «Во славу Родины». Некоторые номера и сейчас хранятся в моем архиве. В них заметки о моем отце, возглавлявшего один из лучших военно-строительных отрядов округа. Дома, построенные его солдатами, и поныне стоят во многих белорусских городах, а главная белорусская военная газета по-прежнему почитаема в нашем доме, и я сотрудничаю со своими минскими коллегами.
Рассказывая о замечательном критике из «Нового мира» Алексее Кондратовиче, Александр Карлюкевич пишет не без ностальгии и горечи: «Разорванные связи в век небывало возросших технологических возможностей, увеличившиеся для диалогов расстояния, отсутствие привычных – бумажных! – книг новых критиков… – все это не дает возможности для полноценного разговора, уменьшает масштабы интереса к литературному процессу на постсоветском пространстве, «добивает» до конца процессы разрушения многоязычного художественного мира, где хватало места Василю Быкову и Юрию Бондареву, Чингизу Айтматову и Валентину Распутину, Евгению Евтушенко и Олжасу Сулейменову, Давиду Кугультинову и Виктору Бокову, Пимену Панченко и Константину Ваншенкину, Анатолию Жигулину и Михасю Стрельцову, Олесю Гончару и Белле Ахмадулиной, Борису Олейнику и Василию Белову, Иону Друцэ и Сергею Залыгину…».
В том и состоит великое подвижничество минского литературоведа, чтобы связать эти разорванные связи не просто в «век небывало возросших технологических возможностей», но во времена ожесточенной информационной войны, объявленной Западом всем, кто не принимает его сомнительные ценности.
Немало узнаем мы и о белорусских литераторах, нашедших творческое пристанище в Санкт-Петербурге, Москве, других городах и краях России, вплоть до Калмыкии, Чечни, Удмуртии. Уроженцы Белоруссии начали осваивать российские столицы еще в позапрошлом веке. Тот же минчанин Фаддей Булгарин снискал себе громкую славу именно на берегах Невы благодаря своей писательской и издательской деятельности. Интересен круг соработников белорусского журнала в Питере «Молодая Беларусь», в том числе и писатель с трагической судьбой Тишка Гартный.
Осенью 1909 года переехал из Вильно в Санкт-Петербург молодой еще поэт Янка Купала. Но это имя, известное всем. Карлюкевич открывает нам совершенно неизвестные широкому читателю имена. Например, Бориса Игнатовича, сотрудника детских журналов, друга Маяковского, человека, сделавшего уникальный фотопортрет Михаила Зощенко.
Казалось бы, крупица нашей общей культуры, но именно такими золотыми крупицами насыщены эссе и очерки белорусского исследователя. Приятно было узнать, что мой сотоварищ по «Красной звезде» военный журналист, писатель, драматург Аркадий Пинчук посвятил тридцать лет своей творческой жизни весьма нечужому для меня Ленинграду. Помню, с какой гордостью показывал он мне свою первую книгу, изданную в Минске, дарил последующие, увидевшие свет в Москве. К стыду своему, я только после смерти Аркадия Федоровича узнал, что он с 14 лет воевал разведчиком в отряде белорусских партизан. А ведь наши с ним отношения – это тоже ниточка в общей цепи культурных связей двух братских народов. Правда, мы тогда об этом не задумывались, просто делали одно дело, как главное в жизни.
Бастионом белорусской литературы в годы войны стала столичная гостиница «Москва». В разные годы в ней жили и творили и Янка Купала, и Максим Танк, и Павел Ковалев, и Кузьма Чорный, и Петрусь Бровка, и поэтесса Констанция Буйло…
Проницательный взгляд автора проник даже в глубины Якутии, отыскав и там замечательных земляков – литератора-естествоиспытателя Вячеслава Бялыницкого-Бирули и поэта Сергея Новика-Пеюна.
Осенью нынешнего года в Могилеве прошел объединенный пленум белорусских и русских писателей, в котором принял активное участие и автор книги Александр Карлюкевич. Он выразил свою главную мысль, которая красной нитью проходит через его книгу:
«Именно общность наших исторических, духовных истоков служит мощным фундаментом, на котором строится Союзное государство. Его создание дало мощный толчок дальнейшему развитию, в том числе культурных белорусско-российских взаимоотношений, что нашло отражение на страницах этой книги. Благодаря Союзному государству сегодня появляются новые адреса русской литературы в Беларуси и белорусской литературы в России».
Москва–Минск
?>