Останется ли Русский храм русским?
21 сентября с.г. после праздничной литургии в честь Рождества Пресвятой Богородицы настоятель подворья архимандрит Вассиан (Змеев), секретарь подворья Е. Павельчук и водитель были вызваны в миграционную службу, где их, по сути, арестовали. Их разделили и каждому по отдельности предъявили одно и то же обвинение: совершение «действий, направленных против национальной безопасности и интересов республики Болгарии».
Никаких фактов и доказательств предьявлено не было. А зачем? Хайли лайкли виновны! Не смог добиться каких-либо разумных объяснений и прибывший туда российский консул. Всем троим арестованным предложили на выбор: либо немедленно покинуть Болгарию, либо заключение в лагере для беженцев.
В сопровождении полицейских, как преступников, служителей подворья в автозаке привезли на их квартиры, где под наблюдением полицейских они собирали свои личные вещи. Паспорта отобрали. Никто не позаботился, чтобы арестованным дать возможность элементарно – поесть, попрощаться с прихожанами, сделать необходимые распоряжения. Поздно ночью полицейские привезли служителей в храм, чтобы они могли взять там свои вещи и документы. Бесцеремонно и грубо им не позволили подойти к стоявшим у храма прихожанам. В этой ситуации настоятель подворья был вынужден просто закрыть храм.
Полицейские вывезли церковных служителей на сербскую границу, только там им вернули паспорта. Так безосновательно и унизительно был выдворен из Болгарии представитель Московской патриархии, по существу, глава церковной дипломатической миссии РПЦ в Софии, которому на пять лет запретили въезд в Болгарию и Евросоюз.
При поддержке российского посольства и консульства настоятель и сотрудники подворья были переправлены в Москву. В тот же день с протестом выступили ОВЦС Московской Патриархии и МИД России, куда был вызван болгарский посол. Синод БПЦ пока никак не прокомментировал случившееся, было лишь объявлено, что на начало октября назначено специальное заседание синода, на котором будет рассмотрен этот вопрос. Премьер-министр Болгарии Н. Денков заявил, что решение о высылке российских клириков было принято государственным агентством национальной безопасности «на основании секретного отчета спецслужбы страны», а лично он не имеет к этому никакого отношения.
24 сентября в воскресенье у закрытого Русского храма стали собираться сотни верующих, которые несли цветы, зажигали свечи, взявшись за руки, ходили вокруг храма с пением молитв.
Выступавшие на импровизированном митинге протестовали против вмешательства политики в церковные дела, выражали надежду, что отношения сестринских Русской и Болгарской Церквей будут по-прежнему успешно развиваться.
Под аплодисменты собравшихся ораторы заявляли, что шпионов, работающих против Болгарии и тех, кто подрывает национальную безопасность страны, надо искать не в Русском храме, а в Совете министров Болгарии.
В то время как верующие молились об открытии храма, выражали возмущение действиями болгарских властей и сочувствие российским клирикам, Русенский митрополит Наум призвал болгарского патриарха распорядиться открыть храм, т.к. «его материальная собственность не может считаться русской» и «закрывать храм посторонним лицам недопустимо». Вот так – в Русском храме русские, оказывается, посторонние. Помнится, что когда в 2017 г. владыка Наум принимал в дар от Русской православной церкви колокола для восстановленного храма в честь Всех Святых в г. Русе русские не казались ему посторонними. Тогда он сказал много теплых слов об исторических и духовных связях наших народов. Выходит, лицемерил?
К счастью, сохранились архивные документы об истории строительства Русского храма, а также подтверждающие право собственности России на храм и участок земли, на которой он стоит. Хотя, если хозяева прикажут захватить храм, болгарских лакеев не остановят никакие документы и правовые нормы.
По приезде в Москву архимандрит Вассиан совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского. В своем интервью российским журналистам он подчеркнул, что его многонациональный и многочисленный приход жил дружно, отношения с БПЦ развивались плодотворно, ничто не предвещало такого драматического развития событий. Лично он считает причиной обвинения клириков подворья то, что они отстаивали позицию РПЦ по вопросу о церковном расколе на Украине, считая недопустимым подмену апостольской Церкви самозванцами ПЦУ, не имеющими апостольской преемственности. Безусловно, их взгляды существенно подрывают благостную картинку о киевском режиме как борце за свободу и демократию против агрессора, которую навязывают болгарскому обществу его сервильные власти. Однако история с высылкой российских клириков – это яркое свидетельство и того, что Болгарией сегодня руководят люди, которые не только отреклись от веры своих предков, но и готовы уничтожить ее, продать интересы Болгарии и болгарского народа.
За сто лет своего существования храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, при российской императорской дипломатической миссии в Софии повидал немало.
Построенный по указу российского императора Николая II на деньги российской казны и добровольные пожертвования русских и болгар русским архитектором А.Н. Смирновым по проекту русского архитектора академика М.Т. Преображенского, расписанный группой русских художников под руководством В.Т. Перминова, храм этот был домовой посольской церковью. Он предназначался для окормления сотрудников российской дипломатической миссии и тех русских людей, которые находились в Болгарии.
Храм был возведен на месте разрушенной рыночной мечети на участке земли, подаренном в 1882 году российскому правительству Софийским городским советом в непосредственной близости к зданию дипмиссии и к дворцу болгарского царя.
Вся церковная утварь, иконы, богослужебные книги, колокола были специально заказаны и доставлены из России. 5 июля 1912 г. на яхте «Штандарт» император Николай II подписал закон об установлении штата посольского храма в Софии, а позднее пожаловал аналойную икону святителя Николая в серебряно-золоченом окладе, украшенном драгоценными камнями.
24 ноября 1914 г. при большом стечении людей храм был освящен, в народе его стали называть Русским храмом, так называют и поныне. Однако уже через год первый настоятель храма архимандрит Николай (Дробязгин) закрыл его и покинул страну – в октябре 1915 г. Болгария оказалась в состоянии войны со странами Антанты, включая и Россию, дипломатические отношения между двумя странами были разорваны, и в ноябре 1915 г. русская дипломатическая миссия покинула Болгарию.
Вновь Русский храм в Софии открылся только в январе 1920 г., когда здание российской дипломатической миссии в качестве посла занял направленный генералом А.И. Деникиным товарищ министра иностранных дел во Временном правительстве А.М. Петряев. Прихожанами храма стали многочисленные русские беженцы, которые покидали Родину, раздираемую Гражданской войной. В мае 1921 г. решением Высшего церковного управления за границей настоятелем Русского храма был назначен один из видных архиереев и богословов Русской православной церкви архиепископ Серафим (Соболев).
23 июля 1934 г. Болгария установила дипломатические отношения с СССР, и над зданием бывшей императорской миссии заалел красный флаг. Советский посол Ф.Ф. Раскольников закрыл посольский храм, а затем передал его во временное пользование Болгарской Церкви с условием выдворения оттуда русской православной общины.
Софийский митрополит Стефан предоставил русским эмигрантам храм святителя Николая на улице Царя Калояна, приход которого перешел в Русский храм, который стал обычной болгарской церковью.
Пережил Русский храм годы союзнических отношений Болгарии с фашистской Германией. В третий раз его двери закрыли весной 1944 г., когда он тяжело пострадал в результате бомбардировок Софии англо-американской авиацией – рухнула кровля, утрачена роспись, полностью было уничтожено южное крыло. Удивительно, но в 2010 г. в Софии установлен памятник англо-американским летчикам, убивших более 10 тысяч мирных жителей.
Весной 1946 г. советское правительство остановило действие протокола о временном пользовании Русской посольской церковью со стороны Болгарии и передало храм архиепископу Серафиму, который перешел под юрисдикцию Московского Патриархата. После окончания ремонтно-восстановительных работ церковь была освящена, и на Вербное воскресенье 1946 г. после долгого перерыва русская община вернулась в свой родной храм, владыка Серафим отслужил праздничную службу.
10 ноября 1952 г. по решению Священного Синода Русской православной церкви находящиеся в Болгарии русские православные приходы, монастыри, клир и монашествующие передавались в юрисдикцию Болгарской православной церкви. Русский храм получил статус подворья Московской Патриархии, то есть стал церковным посольством РПЦ при БПЦ, а его настоятель – представителем Патриарха Московского и всея Руси. Подворье и его настоятель призваны были окормлять соотечественников, оказавшихся в Болгарии, развивать и укреплять связи с Болгарской православной церковью, взаимное духовное обогащение и взаимопомощь.
В годы хрущевских гонений против Церкви в Москве рассматривали вопрос о закрытии подворья Московского Патриархата в Софии. Подворье сохранили, приняв во внимание категорическое возражение Болгарского Синода.
8 ноября 1992 г. по случаю сорокалетия Свято-Николаевского храма как подворья Московской Патриархии был отслужен торжественный молебен, на котором присутствовали Болгарский Патриарх Максим, главный секретарь св. Синода БПЦ епископ Левкийский Неофит (нынешний болгарский Патриарх), многочисленные сотрудники посольства России во главе с послом А.А. Авдеевым. И это не было данью протоколу по случаю круглой даты, а отражением качественных перемен в российском обществе.
После 1992 года жизнь храма изменилась: он вновь стал русским и посольским. Среди прихожан, как всегда, было и много болгар, которые особо почитали архиепископа Серафима, погребенного в крипте храма.
К огромной радости верующих в России и в Болгарии 3 февраля 2016 года Болгарская и Русская православные церкви одновременно прославили в лике святых архиепископа Серафима, сына России, ставшего покровителем Софии. И вот в 2023 году, как гром среди ясного неба, – Русский храм закрыт в четвертый раз!
Ольга Николаевна Решетникова, кандидат исторических наук