Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
На перекрестке границ и народов

На перекрестке границ и народов

Интервью со словацким историком Беатой Блеховой
Елена Бондарева
19.06.2006

Жизнь народов Восточной Европы мы представляем значительно хуже, чем Европы Западной и Центральной. Но как складывается жизнь близких нам даже географически, не говоря уже о культурном и этническом родстве, славянских народов Европы после их вхождения в Евросоюз?

Беседа со словацким историком Беатой Блеховой неожиданно повернула в русло обсуждения столь острого для нас в последнее время национального вопроса. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть в спокойной Словакии, где на 4,5 миллиона словаков приходится 570 тысяч венгров, а численность прочих меньшинств не превышает 500 тысяч человек?

- Словакия относится к традиционно спокойным в сфере межнациональных отношений регионам, но исторически находится на рубежах соприкосновения многих европейских наций и народов. Земли, населенные словаками, есть в сопредельных государствах, прежде всего в Венгрии. А в состав Словакии вошли территории, где традиционно проживают другие народы: украинцы, чехи, русины. Как складывались их отношения исторически и что изменилось за последнее время?

- В Словакии проживает несколько национальных меньшинств. Самое большое численно – венгерское – составляет почти 600 тысяч человек; затем цыгане – 300-400 тысяч, точнее сказать невозможно; чехи – 100 тысяч; русины – 50 тысяч; поляки – 2700; украинцы – около 8 тысяч; хорваты – 1 тысяча; сербы- 4 тысячи; немцы – 6 тысяч (до Второй мировой войны их было значительно больше); евреи – 200 человек.

В реальной жизни меньшинствами мы чаще всего называем венгров и цыган. По поводу цыганского меньшинства у Словакии постоянно возникают осложнения с Евросоюзом.

Согласно нашему законодательству, все национальные меньшинства имеют право на культурные, образовательные национальные учреждения: детские и учебные заведения, театры, музеи, СМИ и т.д. Словакия пописала целый ряд договоров по этим вопросам, к примеру, рамочный договор Совета Европы по защите прав меньшинств был ратифицирован Парламентом в 1995 году. Европейская хартия защиты региональных языков и языков меньшинств была подписана Словакией в 1998 году, хотя не все государства – члены Евросоюза подписали эту хартию. При министерстве культуры Словакии работает отдел культуры меньшинств, который помогает различным учреждениям национально-культурного профиля. Это, прежде всего театры, а их в маленькой Словакии очень много. Есть и венгерский театр в Комарне и Кошицах, и цыганский театр "Роматхан", театр имени Александра Духновича в Прешево и другие. В Словакии также 11 музеев национальных культур, причем некоторые из них существуют уже более ста лет, но большинство из них возникло в 1990-е годы, когда разрабатывались специальные программы. В основном финансирование развития культуры и языков малых народов осуществляется по системе грантов.

- Как складываются межнациональные отношения? Есть ли "группы риска", можно ли констатировать проявления ксенофобии, национальной неприязни, ревности?

- В Словакии довольно консолидированное общество. Что же касается приезжающих иностранцев, гастарбайтеров, то их немного, и они не бросаются в глаза. Иностранных студентов сейчас нет, а те, которые остались "с советских времен" глубоко интегрировались в жизнь общества и не чувствуют себя иностранцами. Отношение к иностранцам в Словакии такое же, как и в России - к ним относятся лучше, чем к своим. Вероятно, это элемент патриархального отношения к гостю.

Но недавно общество было взбудоражено обсуждением новой проблемы: "словацкий фашизм". Сначала вообще не было понятно, о чем речь. Началось всё с убийства словацкого студента при невыясненных обстоятельствах. Появились комментарии о причастности к этому маргинальной организации "Словацкая посполитость". Сразу же заговорили о том, что это проявление словацкого фашизма. Эта организация, в которой всего-то полсотни молодых агрессивных мужчин, получила почему-то государственную регистрацию…

- Является ли возникновение такой структуры реакцией общества на размывание национальной словацкой идентичности, своего рода защитной реакцией?

- Возможно, в какой-то мере. Но дело в том, что словаки не чувствуют угрозы своему национальному самосознанию и бытию ни с какой стороны; может быть только со стороны венгерского меньшинства, которое сейчас очень активизировалось в политическом плане. Главные дискуссии между представителями национальных радикалов, которые не имеют большой симпатии у населения, идут именно с представителями венгерских политиков.

На мой взгляд, политическая структура Словакии сильно проигрывает из-за того, что в ней не нашла отражения национально-католическая идея. У нас нет национально-католической партии. Христианско-демократическая партия стоит на либеральных позициях и не отвечает национальным интересам словаков. Именно эта партия ответственна за эрозию социальной сферы современной Словакии. Поэтому эта партия не популярна, она не получает на выборах больше 7-8 процентов голосов. В Словакии существует Национальная партия, это старейшая политическая сила, но она создана и пополняет свои ряды из числа протестантов – евангелистов, которых в современной Словакии около 370 000 человек.

Национальное мировоззрение, облагороженное католической верой, позволило бы найти золотую середину – избежать радикализма, экстремизма, не забывая при этом о национальных государственных интересах, традициях, народном укладе жизни. Христианско-демократическая партия, как уже сказано, не отвечает таким задачам. Именно в результате того, что она отказалась от участия в формировании правительства, места этой партии заняли представители венгерской партии, - теперь их представители руководят рядом министерств: образования, сельского хозяйства… Государственный секретарь тоже венгр. Эта ситуация обострила словацко-венгерские отношения, затронула национальные чувства словаков и возродила былую напряженность.

Исторически сложилось так, что Венгрия трижды нападала на наши земли. Во время Второй мировой войны в ее состав вошли территории южной Словакии, где проживали до полумиллиона словаков (сейчас в ее состав также входят территории южной Словакии, там 600 тысяч наших соотечественников). Печально то обстоятельство, что многие венгерские политики вообще отрицают право Словакии на национальную государственность. У них, например у Урбана, есть стремление объединить всех венгров под эгидой Будапешта, это напоминает ревизионистские планы включения земель сопредельных государств, в том числе Словакии, населенных венграми, в состав единого государства.

Сосуществование разных народов в составе одного государства, по моему мнению, не является проблемой, если все народы пользуются равными гражданскими правами, имеют одинаковые обязанности и уважают свое государство и его народы. К сожалению, у нас это не совсем так. Венгры – граждане Словакии зачастую не знают словацкого языка, ориентированы и культурно, и государственно на Будапешт, и вообще не считают Словакию легитимным государством. В Коморне существует венгерская культурная инфраструктура, вплоть до венгерского университета, где все преподавание идет на венгерском языке и по венгерским программам. Этот университет основан в 2000 году и играет роль центра сепаратизма. Пример Косово, где все начиналось похожим образом, заставляет предположить аналогичный сценарий и в Словакии. Даже в своих материалах венгры – граждане Словакии не называют себя иначе чем "верхнее-венгерские венгры". Звучит курьезно, но смысл в том, чтобы не называться "венграми из Словакии".

…Словаки не настроены на конфронтацию, но они не хотят разрушения своего государства.

- На землях Словакии проживает один из древнейших народов Восточной Европы, о котором мало знают в России – русины. Как складывается их жизнь и как они сосуществуют со своими соседями, повторяется ли "венгерская модель"?

- Русинов у нас называют тихим меньшинством. Населенные ими земли входили в единую Чехословакию и назывались Закарпатская Русь. В Чехословакии Массарика и Бенеша существовали специальные программы помощи русинам, многие рассматривали их как живой этнографический музей. В те годы было много сделано для развития культуры русинов и для знакомства Европы с этим народом. Венгры оккупировали эти земли в 1939 году, но после Второй мировой войны они отошли к СССР, - там русинов не считали самостоятельным народом и украинизировали. Параллельно в Словакии, в Пряшевской Руси стали использовать украинский и русский языки в культуре русинов. Этот народ разделен многими границами, но ему удалось сохранить свою идентичность и веру. В Восточной Словакии проживает около 220 000 греко-католиков – униатов, большинство из них русины, есть среди русинов и православные. Всего в Словакии около 50 тысяч православных, включая сербов, украинцев и русинов.

Русины тесно общаются между собой "поверх границ". Вообще феномен этого народа еще ждет своего изучения.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.