Москва – Минск: «семейная ссора»
В отношениях между Москвой и Минском снова наступило похолодание. Конечно, оно весьма относительное, заметное лишь на фоне того, что Беларусь была и остаётся самым близким партнёром России. Но тем более неприятно, когда между лидерами двух братских народов возникают какие-то трения.
Неурядицы «батьки» с Кремлём имеют уже довольно длинную и богатую историю. Причём у обоих участников Союзного государства давно выработались чёткие мифологемы, всякий раз пускаемые в ход при возникновении несогласий. Лукашенко в таком случае открыто говорит, что Россия обязана Беларуси за свою стратегическую безопасность за западном направлении, которую Беларусь не должна обеспечивать бесплатно. Кремль намекает на то, что Беларусь живёт в долг, кормится едва ли не исключительно благодаря России. Перепалка иной раз приобретает довольно резкий тон, но в итоге всё потом как-то успокаивается до поры.
Предыстория нынешних недоразумений ведёт своё начало с августа 2008 года, когда Россия в результате навязанного ей конфликта с Грузией была вынуждена официально объявить о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Само собой разумеется, Кремль надеялся, что его ближайшие союзники на постсоветском пространстве и, в первую очередь, связанная узами (впрочем, весьма символическими) Союзного государства Беларусь активно поддержат его шаг. Но случилось иначе. Лукашенко, не говоря ни да, ни нет, стал всячески оттягивать момент решительного заявления.
Сначала белорусский президент объявил, что вопрос о признании другого государства – прерогатива парламента. А поскольку в сентябре 2008 года предстояли выборы Национального собрания Беларуси, то Лукашенко сказал, что не может предрешать волю будущего парламента. Но и новый состав законодательного корпуса не стал спешить с обсуждением абхазского и югоосетинского вопросов. Только в начале нынешнего года он проголосовал за включение этих вопросов в повестку дня. Однако до сих пор никакого их обсуждения не состоялось. А 20 мая, за несколько дней до заседания Совета министров Союзного государства, во время которого и прозвучало всем известное скандальное заявление министра финансов РФ Кудрина, председатель комиссии по международным делам белорусского парламента Сергей Маскевич сказал, что в повестке дня проблема Абхазии и Южной Осетии «не значится». По его словам, она «настолько сложна, что не может решаться только на уровне представительной власти».
Получается, как в дурном анекдоте-были: первый бюрократ говорит, что решение проблемы – в компетенции второго бюрократа, а второй уверяет, что без первого он её решить не может. Так можно водить за нос и «отфутболивать» обывателя, но не целое государство, тем более РФ, где с такой тактикой хорошо знакомы.
Очевидно, что белорусское руководство, сиречь Лукашенко, без указания которого высшая законодательная власть не берётся решать вопросы, даже прямо находящиеся в её компетенции, не намерено подыгрывать Кремлю в делах, связанных с признанием новых закавказских государств.
Об этом совершенно откровенно высказался белорусский депутат Виктор Гуминский, председатель комиссии парламента по национальной безопасности. По его мнению, «Россия должна быть готова компенсировать Белоруссии возможные политические последствия признания независимости Абхазии и Южной Осетии».
В правящих кругах непризнанной Абхазии открыто называют позицию Беларуси «торгом». Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов, посетив 18 мая Сухум, также отметил, что белорусские власти «слишком долго готовятся» с решением вопроса. Но ясно, что Лукашенко не намерен перечёркивать наметившиеся перспективы улучшения отношений с Западом.
Запад, в свою очередь, вовсю пытается обнадёжить Лукашенко. Политика сближения ведётся давно с обеих сторон. Правда, в Вашингтоне и европейских столицах продолжают критиковать Лукашенко за «подавление демократии». Но, судя по всему, там поняли, что позиция белорусского президента в своей стране достаточно прочна, и не надеются на то, что оппозиция сможет прийти к власти в ближайшее время. «Оранжад» в Минске отодвигается в неопределённое будущее.
Поэтому стратегия Запада поменялась, причём давно. Ведь, в конце концов, неважно, кто конкретно и какими методами правит в Минске. Важно, чтобы он проводил политику, недружественную Москве.
Западу важно задобрить Лукашенко, чтобы заставить его отойти от приоритетного союза с Россией.
Тем более, что как российская политика последних лет, так и заявления и действия белорусского президента дают многим на Западе основание надеяться на успех такой стратегии.
Как известно, в феврале сего года Евросоюз объявил о начале реализации программы приоритетного сотрудничества под названием «Восточное партнёрство». В неё были приглашены закавказские и западные республики бывшего СССР (кроме стран Балтии, уже давно входящих в ЕС). То есть Беларуси (и другому российскому союзнику – Армении) был дан сигнал: её рассматривают наравне с такими друзьями Запада, как Украина, Грузия, Молдова и Азербайджан. В апреле ПАСЕ восстановила статус Беларуси как приглашённого участника, которого страна была лишена в 1997 году. В начале мая Лукашенко принял участие в саммите ЕС—Восточное партнёрство, проходившем в Праге. Впервые за долгие годы глава Беларуси выехал в Европу, так как до этого в странах ЕС действовали ограничения на въезд белорусских официальных лиц, включая президента. Потепление между ЕС и Беларусью, о котором говорят уже с 2005 года, обретает на глазах реальное качество.
Когда на встречах российских и белорусских политиков ведутся споры о ценах на энергоносители, об условиях допуска белорусских товаров на российский рынок и российских компаний – в экономику Беларуси, о размерах и форме кредитов, всем должно быть предельно ясно, что за этими формально экономическими вопросами на деле стоит глобальная политика.
Президент Беларуси жалуется на то, что продукцию его республики не пускают на российский рынок, и грозится «искать своё счастье в другой части планеты». На самом деле, белорусские предметы потребления широко распродаются в России. Белорусские производители имеют массу горизонтальных связей с регионами России, на рынок которых активно и давно выходят, чему мы все свидетели. Белорусские промтовары подкупают своей дешевизной, но не качеством. Поэтому обещание Лукашенко выйти с этими товарами на рынок стран ЕС – пустое: там они просто неконкурентоспособны. В Кремле это отлично понимают. Значит, за сетованиями Лукашенко стоят совсем другие, лишь частично экономические мотивы.
С другой стороны, и Кремлю необходимо внести серьёзные коррективы в политику по отношению к ближайшему партнёру. Очевидный дрейф Беларуси в сторону Запада не может не настораживать, тем более, что это дрейф не столько власти, сколько самого общества.
Политика Москвы, очевидно, не пользуется у наших восточнославянских братьев большой популярностью.
Характерны в этом плане результаты соцопроса, проведённого Белорусским Институтом стратегических исследований и опубликованные на днях газетой «Салiдарнасць».
54,8% белорусов выступают против образования Союзного государства с Россией, и только 20,4% – за. Сторонников вхождения в ЕС среди белорусов больше, чем сторонников объединения с Россией – 33,5%. Правда, ещё больше – 41,2% – считают всё-таки, что Беларуси не надо вступать и в Евросоюз.
Эти цифры можно было бы отвергнуть как недостоверные, если бы они не совпадали с аналогичными настроениями в России. Осенью прошлого года ВЦИОМ обнародовал результаты опроса, согласно которым 46% россиян высказываются против создания Союзного государства с Беларусью, и только 20% – за.
Ссоры политиков – пустяк, когда есть такой примиряющий фактор, как братство народов. Но если этот фундамент, складывавшийся веками, размывается, значит, проблема во взаимоотношениях возникла нешуточная.
Хотя «батьку» нередко «заносит» (например, как-то он заявил, что только Беларусь сдерживает натовские танки, уже якобы готовые двинуться на Москву), тем не менее, Москва должна высоко ценить Минск как основного стратегического союзника. Ведь потенциально у Беларуси с населением всего 10 млн. гораздо лучшие шансы быть принятой в Евросоюз, чем у 48-миллионной Украины. Да и в военном отношении белорусская армия гораздо ценнее украинской. Не следует также забывать, что и Наполеон, и Гитлер считали важнейшим в войне с Россией именно центральное направление. Так что, как бы ни показалось диким рассмотрение такой возможности, на вхождение в НАТО акции Беларуси котируются выше, чем у Украины.
Один из факторов, препятствующих Западу инкорпорировать Беларусь как сателлита – её нынешний президент.
Но и Лукашенко не должен упускать из виду, чем может закончиться его одностороннее движение в сторону Запада. Очевидно, что сценарий вхождения Беларуси и в ЕС, и в НАТО может осуществиться только при ином, чем сейчас, руководстве этой страны. Однако предпочтительное сближение с Западом подорвёт парадигму всей прежней политики Лукашенко. Это сделает его положение очень уязвимым перед прозападной оппозицией. Такое движение может иметь только один итог, который мы уже видели осенью 2000 года в Сербии.
Уберечь Лукашенко от судьбы Милошевича сможет только дружба с Россией.
Так что Россия и Беларусь обречены на тесное партнёрство в силу не только национального родства, но и чисто прагматических соображений. Пока все неурядицы между Москвой и Минском не выходят за рамки чисто «семейных ссор», во время которых один грозится «не дать денег», а другой – «уйти из дома». Но всё так или иначе утрясается. Нет сомнений, что так будет и в этот раз.
Только вот о создании полноценного Союзного государства придётся, очевидно, надолго забыть. Оно при нынешнем белорусском руководстве вряд ли возможно. Впрочем, проект СГ России и Беларуси, появившийся как ельцинский пиар накануне президентских выборов 1996 года, никогда не был рассчитан на исполнение всерьёз. Может, оно и к лучшему. Ведь свободный суверенный выбор Беларуси в пользу приоритетного партнёрства с Россией всегда будет надёжнее любых административных скреп.