Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2024

Крестный ход

Россию осенили крестным знамением
Андрей Самохин
21.11.2023
Крестный ход

Общероссийский миссионерский Крестный ход с копией небоявленного Годеновского Креста, пройдя более 25 тысяч километров и посетив 27 городов, торжественно завершился во Владивостоке.


...Автомобиль с прицепом, раскрашенный символикой Крестного хода, натужно гудя, забирается на владивостокскую сопку, где располагается гостиница – последний приют крестоходцев на их многотрудном пути. Пройти этот «мега-марафон» по всей стране – серьезное испытание и для людей и для техники. Особый респект главному водителю и автомеханику всего «пробега» – старосте храма Казанской Божьей Матери села Молоково Сергею Терешину, которому пришлось прикладывать все свое мастерство, чтобы не сорвать график движения.

Настоящее чудо – за весь много-тысячекилометровый путь не случилось ни одной крупной поломки, ни одного инцидента, затормозившего Крестный ход с прибытием в города посещения день в день, час в час. А ведь могло произойти что угодно – от аварии, серьезной болезни членов команды до вражеской атаки при прохождении Донбасса и Запорожья: ракеты, бывало, падали по пути их следования, а в небе кружились дроны ВСУ.

Кстати, было отмечено, как факт: во время Крестного хода по Новороссии – обстрелы там утихли. Кто-то может счесть это совпадением. Как и то, что погода на протяжении всего пути крестоходцев стояла изумительная – тепло, сухо, солнечно. Для Сибири и Дальнего Востока по календарному сезону это было редкостным явлением…

«Столетие» уже рассказывало об этом уникальном Крестном ходе, отправившемся по России с копией животворящего Годеновского Креста, который явился с неба в глухой уголок Ростовского княжества из Византии 11 июня 1423 года – ровно за 30 лет до падения Константинополя.

И вот – через два месяца напряженного «автопробега» миссия выполнена!

...Величественный кафедральный Свято-Преображенский собор Владивостока заполнен до отказа. Солнце торжественно выкатывается над бухтой «Золотой Рог». Кто-то напоминает: «А ведь так же называется и знаменитая бухта бывшего Царьграда – ныне Стамбула...».

Господь сподобил автора этих строк вместе с другими волонтерами внести и установить крест на «голгофу» посреди владивостокского собора.

Аккуратно по скользящей подстилке вытаскиваем Крест из прицепа. Шестеро здоровых мужчин, держась за ручки киота, терпеливо ждут команды внести святыню по ступеням в главные храмовые врата. Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир (Самохин), епископ Уссурийский Иннокентий (Ерохин) и главный организатор Крестного хода – председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) в облачении готовы к торжественной службе. Взмахи кадил дьяконов, громовое «крестопоклонное» пение десятков священников и сотен верующих, от которого мурашки бегут по спине: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим..».

И вот крест установлен. Христос, раскинув руки, принимает в свои объятия приморцев – как до этого весь верный православный люд от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Благовещенска.

Духовная радость, жаркая молитва у Креста. Не только за себя, но за своих близких, сражающихся на Украине за Победу, за воскресение России. Такой духовной «энергетики» мы давно уже не видели! Люди истосковались по символу братского единения, по общему делу, по надежде, наконец. К Кресту тянулись даже люди не воцерковленные. Такое ощущение, что он всколыхнул некие глубинные пласты в сознании русского народа, пробудил полузабытое чувство национального единства. Отчасти, это можно сравнить с первыми шествиями «Бессмертного полка». Только здесь пробуждалась еще более корневое и древнее чувство духовного родства... Люди выходили на трассу, чтобы встретить крестоходцев, обнимали их со слезами, просили приложиться на месте всех вынужденных остановок, например, на заправках... Огромную роль, конечно, сыграл полноценный соорганизатор Крестного хода телеканал «Спас», два месяца освещавший своими репортажами весь путь крестоходцев.

По свидетельству владыки Евфимия идея «крестообразного» шествия по России родилась у него не сразу: сперва хотели обнести Годеновский Крест по границам страны. Но когда прикинули, сколько времени это займет, и каких усилий и средств потребует, пришло счастливое наитие идти «крестом». Логистика Крестного хода была составлена так, чтобы прибывать в некоторые города к большим общеправославным или местным праздникам. Удивительно, но со многими другими городами так получалось «спонтанно». Мурманск, с которого начался Крестный ход, отмечал день всех Мурманских Святых, Петербург проводил городской крестный ход к мощам святого благоверного князя Александра Невского, Белгород праздновал память Святителя Иосафа Белгородского. В севастопольский Херсонес крестоходцы прибыли на Крестовоздвижение, в Мариуполь – на Рождество Богородицы, в Екатеринбург – к Покрову.

Ну, а возможно ли назвать «совпадением», а не чудом, что в дни пребывания Креста во Владивостоке на «Казанскую» из Москвы пришла ошеломляющая весть: Патриархом обретен пропавший более века назад древний список чудотворной иконы Казанской Богоматери!

Корреспондент «Спаса» Александр Егорцев, сопровождавший Крестный ход по зоне боевых действий и далее – по Сибири и Дальнему Востоку, признался, что другое чудо он подготовил в тайне от всех, благословившись у владыки Евфимия. Речь о встрече на ночной дороге между Донецком и Луганском Годеновского Креста с прославленной донецкой мироточивой иконой Богородицы «Умягчение злых сердец», которую перемещают для помощи нашим воинам по всему фронту. С потушенными фарами при свете фонарика (ввиду барражировавших в небе беспилотников) владыка отслужил краткий молебен перед чудотворной иконой, а сопровождавшие ее люди приложились ко Кресту. Символическое значение этой встречи трудно переоценить!

Как и «укрепление» Годеновским Крестом Донбасса, Запорожья, Севастополя, западного форпоста Руси – Бреста с его героической крепостью и польскими НАТОвскими танками, ощерившимися стволами у белорусских рубежей. Кстати, в эти дни началось долгожданное наступление русских войск под Авдеевкой. Еще одно «совпадение»?

Крестный ход не зря именовался «миссионерским»: во всех городах пребывания Креста демонстрировался художественный фильм Эдуарда Боякова «Русский крест» по одноименной поэме Николая Мельникова, документальная лента «Крест» Аркадия Мамонтова, проводились духовные беседы и встречи, в которых, в частности, участвовал создатель движения «Культурный фронт» режиссер и депутат Николай Бурляев, заслуженная артистка России Анна Михалкова, священник Владимир Мартышин – известный писатель и педагог – создатель уникальной школы и системы воспитания. Михаил Иванов, возглавляющий общественную организация «Русь Православная», награждал после службы в храмах героев СВО и самых активных местных волонтеров, помогающих фронту. Все это вместе стало мощным духовным «посевом», который обязательно даст свои плоды.

– Я столкнулся с удивительной вещью, – признается Александр Егорцев, – во всех городах, где я был, что в Белгороде, что в Макеевке, что в Чите нас встречали одни и те же люди. В том смысле, что они не отличались ни менталитетом, ни душевностью, ни трепетным отношением к святыне. Везде возникало ощущение, что мы давно знакомы – как будто все это прихожане одного храма. Наверное, это и есть чувство единого народа. Я буквально кожей ощутил: русский народ жив, он есть, он един на самом главном духовном уровне.

И везде – до самых дальних сибирских «углов» множество соотечественников, так или иначе связаных с СВО, воспринимают эту войну как свое святое дело. Свидетельствую: вся Россия, как испокон веков и велось у нас в годину бедствий, молилась перед Святым Животворящим Крестом Господним. И это дорогого стоит!

...На центральной площади Владивостока кафедральный собор стоит напротив памятника «Борцам за власть Советов». На последнем выбита строчка из известной советской песни с непростой судьбой (это отдельная история): «...и на Тихом океане свой закончили поход». Символично и назидательно в своем роде, что через сто лет русские люди на том же Тихом океане «завершили Крестный ход». Свидетелем этого славного завершения стала Бухта «Золотой Рог», с серыми военными кораблями – «сторожевиками», мощными морскими танкерами, романтическим парусником, золотящимся мачтами в свете восходящего над Россией солнца.

Наперсные Годеновские Кресты на груди владыки Евфимия и игуменьи Свято-Никольского переславского монастыря Евстолии, которых можно назвать «родителями» этого невиданного Крестного хода, освятили и знаменитый «Золотой мост» на остров Русский, и сам этот остров-форпост с комплексом ДВГУ, военными городами, Свято-Серафимовским монастырем, колокольня которого пристроена к «створному знаку» службы маяков.

Побывали крестоходцы и на сопке с циклопическими 12-дюймовыми бронебашенными батареями 1930-х годов. снабженными подземными фортами и впечатляющей военной машинерией. Помолились на «Морском» кладбище – у могилы героев «Варяга», других русских моряков, у скромного памятника великому русскому путешественнику, военному географу, писателю Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву.

Заключительное интервью телеканалу «Спас» владыка Евфимий и матушка Евстолия дали на знаменитом «Маяке Токаревского» в заливе Петра Великого.

…Вой ветра, сбивающего с ног на узкой «кошке» – насыпной дамбе заглушает крики чаек и прибой Японского моря. Но главные слова сказаны и услышаны. Кто-то в шутку машет руками, как бы пытаясь взлететь на очередном порыве ветра. «Теперь остается только в небо», – шутит в ответ уставший владыка. Он сам посетил с Крестным ходом семнадцать городов из двадцати семи – в каждом архиерейская служба, встречи, интервью. Последний этап – от Красноярска до Владивостока глава миссионерского отдела прошел полностью с командой крестоходцев. Вот это и есть настоящее миссионерство!

– Многие из тех людей, кто приходил поклониться копии Годеновского Креста, наверняка соберутся теперь приехать в Годеново – к самой небоявленной святыне, – размышляет владыка Евфимий. – А в некоторых епархиях теперь появятся свои копии Годеновского Креста. Здесь, во Владивостоке, родилась идея по итогам этого крестного хода установить четыре копии Креста по четырем географическим рубежам России.

«Главная мысль, которую я часто повторял на проповеди: почему и зачем нам этот Крест был дан вообще, – продолжает владыка. – Это тот крест, который Господь возложил на нашу страну и народ – крест хранения и распространения православной веры. Вот в чем духовная задача русского народа».

Если мы идем по этому пути – нам сопутствуют Помощь Божия и Господне благословение. Если от него уклоняемся, то никакие наши военные силы и природные ресурсы нас не спасают – у нас все валится, рушится, почва уходит из-под ног.

Мы же это уже не раз проходили в прошлом столетии! А сейчас опять пришли к тому же. У нас тридцать последних лет проводился либеральный эксперимент, насаждались капиталистические порядки, либеральные «ценности» – ничего не приживается... Народ отторгает эти псевдоценности, чувствует неправду этих капиталистических отношений, культа личного успеха, приоритета материального над духовным. Русский народ самой глубиной народной души своей взыскует Правды Божией. И наш крестный ход – он как раз об этом…

«Под занавес» посещаем Уссурийск, старинный Рождество-Богородицкий монастырь в селе Линевичи, общаемся и получаем благословение от легендарного митрополита Владивостокского Вениамина (Пушкаря), живущего ныне здесь на покое. Снег и дождь начинаются аккурат – в день отлета – миссия выполнена...

Крест, перекрестивший Россию, в итоге прибыл специальным бортом в Москву, где по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 18 по 20 ноября был выставлен для поклонения в храме Христа Спасителя. Сразу после установки очередь из паломников выстроилась, загибаясь длинным «хвостом» на улицу... Общероссийский Крестный ход второй раз завершался – на этот раз, в Первопрестольной.

В воскресенье Святейший Патриарх Кирилл совершил там Божественную литургию, по окончанию которой произнес пастырское слово о Годеновском Кресте.

Описывая чудеса, происходящие сегодня от молитв у Креста, Святейший свидетельствовал: «Выздоравливает умирающий, после того как все врачи отказались его лечить; соединяются судьбы человеческие, которые, казалось бы, уже никогда не могли соединиться; исправляются жизненные пути людей… Конечно, человек далекий от Бога пытается найти объяснение, но ведь не все возможно рационально объяснить. Так и чудо Годеновского Креста понять невозможно, если только не сказать: это явление благодати и силы Божией. Мы так верим и так знаем, а потому и крест сей сегодня здесь, в центре нашей столицы»

Поблагодарив всех людей, благодаря которым совершился Общероссийский миссионерский Крестный ход, в завершение которого животворящий Годеновский Крест был принесен в Москву, Патриарх Кирилл подчеркнул: «Неслучайно именно в это трудное время, когда многие «ополчишася на Русь Святую, чающе погубить ю», у нас есть возможность помолиться перед этой святыней в столичном граде. И будем возносить молитвы за народ наш, за Церковь нашу, за страну нашу, за Президента нашего православного, за воинство наше, на которых лежит особая ответственность по защите Отечества, на которое многие и многие ополчишася».

Итак, Крестный ход завершен. Но отнюдь не закончена миссия Креста Господня, собирающего русский народ на решительную битву с вселенской тьмой, наползающей ныне на ойкумену. Святое Годеново сегодня становится «точкой духовной сборки» нашего народа, а его символом Годеновский Крест, явленный в свое время Руси как знак ее вселенского призвания.

Копия же этого Креста, сама ставшая «намоленной» святыней, отныне будет пребывать в церкви свт. Николая Мирликийского (храме Синодального миссионерского отдела) в Новой Слободе. И не только недвижимо пребывать, но и отправляться в локальные миссионерские крестные ходы по стране, собирая и освещая Россию своими стрелами-лучами. Сим победиши!

…Три дня – с 18 по 20 ноября Кресту по благословению Святейшего Патриарха Кирилла верующие могли поклониться в храме Христа Спасителя в Москве. Сотни тысяч человек приложились к распятию, стерев лак и краску на ступнях Христа до дерева! Миллионы соотечественников узнали о Годеновском Кресте как общеправославной русской святыне – материальном свидетельстве наследования Русью от Византии миссии Православной империи – Третьего Рима. Масштабный проект выявил огромную тягу русского народа к духовному единению, возвращению на стези своего исторического предназначения.


 Андрей Самохин, член Союза писателей России

Фото Глеба Ефремова

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Экзегет
27.11.2023 16:20
"Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других - безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.
Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, - после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека. Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, - ничем другим нельзя откупиться за любовь. Вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.."
(Митрополит Антоний Сурожский)
Татьяна
21.11.2023 12:12
Спасибо, Андрей, за прекрасный рассказ! До слез. Спаси, Господи, люди твоя!

Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.