Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 декабря 2022
Юрий Лощиц: «Феномен славянства – великое личное волнение…»

Юрий Лощиц: «Феномен славянства – великое личное волнение…»

Беседа с известным российским писателем, считающим, что наследие славянских учителей – не только наше прошлое, но и будущее
22.09.2016
Юрий Лощиц: «Феномен славянства – великое личное волнение…»

– Юрий Михайлович, вы – как представляет вас хотя бы «Википедия» – и поэт, и прозаик, и выступали как публицист, критик, переводчик, сценарист – словом, пробовали себя в разных литературных родах и жанрах. Но, похоже, более вы известны как автор книг из серии «ЖЗЛ»: «Сковорода», «Гончаров», «Дмитрий Донской», наконец, «Кирилл и Мефодий». Что подвигло вас к написанию биографий людей, столь разных по роду деятельности и живших столь далеко друг от друга – во времени, да, отчасти, и в пространстве? Не слишком ли широко закинут невод, не чересчур ли неохватен получился «рассып»?

– Вопрос такой объёмный, что опасаюсь, в рамках газетной беседы ответ неминуемо скомкается. Но всё же постараюсь обозначить хоть какие-то смысловые побуждения для своих биографических книг. Во-первых, будь время и хвати сил, я бы ещё о нескольких чрезвычайно волнующих меня людских судьбах и больших узлах русского или, шире, славянского мира хотел бы написать. Да и предпринимал попытки. Тот же величайший наш исторический живописец Василий Суриков. Какие сущностные грани русского исторического бытия сумел он охватить и с такой мощью представить их своим и будущим зрителям!.. Со мной уже был заключён договор на книгу о нём. Опять для серии «ЖЗЛ». Но однажды не получил доступа, вроде бы обещанного, к письмам, домашним архивам дочерей художника и его зятя, тоже художника, и ко множеству картин и графических работ, хранившихся в частном собрании. А куда без таких ценностей биографу? Сколько бы, глядишь, ещё тонов и оттенков и на моей «палитре» заиграло… И – вынужден был отказаться…

– А «рассып» всё-таки отчего столь великий?

– Да от жадности. От любопытства, не постесняюсь сказать. Но – от того здорового жизнеохватного любопытства, в небрежении которым Пушкин, как вы знаете, нас всех, ленивцев, справедливо упрекал. А мне вот, к счастью, жадности с любопытством хватало. И потому ещё в 60-е с молодой горячностью кинулся очищать от паутин и корост облик подлинно первого русского религиозного философа – Григория Саввича Сковороды, творившего в XVIII веке. По поводу его якобы дремучей провинциальности позже пренебрежительно хихикнул неистовый Виссарион, а тому поддакнул Густав Шпет, а потом и советские профессора истмата безо всяких на то оснований записали чуть не в материалисты, спинозианцы, а заодно и вольтерьянцы. Ну разве не любопытно было открыть для себя, почему этот странствующий и нищенствующий искатель и стяжатель Христовой истины сказал о себе: «Мир ловил меня, но не поймал»? И почему так высоко оценил его изначальный вклад в русскую религиозную философию наш великий мыслитель уже ХХ века Алексей Лосев?

– А Иван Гончаров? Уж он, казалось бы, у всех был на виду…

– Да где уж у всех! Вы вряд ли помните категоричное мнение маститого Сергея Залыгина, в «Литературной газете» и озвученное: невозможно-де написать биографию Гончарова, настолько невыразительна была личная жизнь этого кабинетного романиста. Но я уже к тому времени «Гончарова» дописывал. И Залыгин, прочитав его, как передавали мне, свою категоричность честно признал.

А началось с того, что и здесь жадность меня обуяла. Как же так: в архивных папках, никем почти не читанные, не опубликованные, томятся многие-многие десятки гончаровских писем, и через них открывается такая насыщенная, такая горячая внутренняя жизнь, что её никаким неводом не обмеришь… Один лишь феномен Обломова чего стоит! Да разве это карикатура на русского помещика-крепостника? Ведь Илью Ильича Гончаров отчасти писал и с самого себя. Для писателя он был слишком свой, родной. Не потому ли так высоко оценили этот созданный им сокровенный образ и Михаил Пришвин, и Михаил Бахтин, и немец Томас Манн…

– Но после биографии писателя-классика вдруг прыжок в XIV век? Хватает ли внутренних ресурсов для таких чрезвычайных перемен исторической обстановки, самого типа героев? То писатель, то великий князь, он же политик, полководец… Ведь вы, кажется, не историк по образованию.

– Да, филолог. Но если филолог призван любить слово, то как же ему не полюбить и свою родную историю? Внутренний же ресурс всегда один как перст: желание предельно приблизиться, прикоснуться, жадно припасть к чему-то заветному, осознаваемому как своё, родное, неизменное, несмотря на пропасть времён. Если и сегодня подойдём с вами к стенам Московского Кремля, в некоторых местах мы различим, что кирпичные башни покоятся на фрагментах белокаменной кладки. Это и есть тот самый XIV век, стены из блоков известняка, построенные по воле молоденького князя Дмитрия, будущего Донского, на месте дубовой, искорёженной нашествиями крепости Ивана Калиты, его деда. Притроньтесь к этим шероховатым белым камням – вашу грудь обольёт волна святого любопытства. Того самого, пушкинского. И вы уже – в чреде великих событий, прикасаетесь к жёсткому узлу переплётшихся в ту эпоху страшных для страны испытаний. Русь Киевская – почти в руинах, но иго всё длится. Границы Московского княжества предельно сузились. Только на коротком веку Дмитрия Кремль горит дважды. Выдержит ли своё, или останется лишь груда пепла? Такова эпоха Куликовской битвы – самое надёжное, нельстивое историческое зеркало для России наших дней.

– Как вы сами считаете, в вашей дилогии – романах «Унион» и «Полумир» – достаточно ли полно раскрыта тема сербского мира, русско-сербских исторических, да и современных отношений? Почему именно она вас так заинтересовала?

– Наверное, потому, что для меня сам по себе феномен славянства – великое личное волнение и переживание на целую жизнь. Корни отца – старое белорусское крестьянство и Волынь, откуда родом его матушка. А мама моя – тоже из крестьянского, малороссийского, а по географии – новороссийского рода. И сам я до шести лет говорил на мове, глубинно созвучной русскому молва, молвь. А учился уже в русской школе, и очень был бы изумлён, если б кто нашептал на ухо, что это другой язык. Да нет, тот же самый, свой! И потому в первом же классе, послушав для примера, как прочитал мне вслух отец, с наслаждением впивал, заглатывал наизусть пламенные строфы «Бородино», боя из «Полтавы», «На смерть поэта»… К сербам же совершенно особое расположение внушено мне было уже в юности, тем же Александром Сергеевичем, его «Песнями западных славян». И по мере самостоятельного погружения в историю Сербии открывались такие поразительные, из древности идущие сходства наших судеб, наших эпических песен, наших битв – на Куликовом и на Косовом полях… И так эти сходства-переклички продолжились – до Сербского восстания в начале XIX века против турецкого ига, до Первой и Второй мировых войн, до недавних антисербских санкций (а теперь уже и антироссийских), что… никак не смог удержаться от двух своих романных сюжетов. Конечно, говорить о «достаточной полноте» отражённого в них, считаю, было бы с моей стороны наивно. Скорей это лишь первые пробы восстановить, продлить многовековой диалог литературными средствами. После перевода дилогии на сербский там вскоре появилось в периодике несколько заинтересованных откликов.

– А в нашей критике?

– Что-то никого и не вспомню – кроме мнений близких мне по духу Эдуарда Володина и Алексея Любомудрова.

– Повлияла ли любовь к художественному слову Древней Руси на ваше собственное творчество? На мироощущение?

– Да, надеюсь, повлияла. Иначе бы я и не решился приняться за свою четвёртую биографическую книгу – о просветителях славян братьях Мефодии и Кирилле, создателях нашей первой, изначально всеславянской письменной традиции. В течение ряда лет мне довелось читать курс древнерусской литературы для будущих журналистов в одном из молодых московских университетов. Несколько начальных учебных часов обязательно посвящались у нас Кирилло-Мефодиевскому наследию, в первую очередь так называемым «пространным» житиям солунских братьев, необычайно насыщенным историческими сведениями. Эти жития замечательны и тем, что, по сути, являются первыми в мире опытами «мирской», внелитургической литературы на старославянском языке. Сербские, болгарские учёные мужи неизменно включают оба жития в свои хрестоматии по древнесербской и древнеболгарской литературам. А русские хрестоматии почему-то до сих пор «стесняются». Но это же несправедливо – так себя, на столетие с лишним, обеднять! Тем более что по складу своему, по словарю, по мелодике речи старославянский (а фактически это звучащий у нас повсеместно церковнославянский) наиболее близок именно древнерусскому языку. И – современному русскому. Честно говоря, своих «Кирилла и Мефодия» я в первую очередь адресовал аудитории людей наиболее подготовленных к такому чтению.

Нынче в мае был приглашён в Томск для участия в Днях славянской письменности. Тамошний митрополит Ростислав, владыка деятельный, ищущий, вдохновенный книголюб, послушал моё выступление и говорит: «Мы бы заказали для своей епархии 200–300 экземпляров этой книги. Узнайте, есть ли ещё в издательстве…» Как его не понять? Молодым священникам, диаконам, и не только в Сибири, ежедневно читающим Евангелие и Апостол, молитвы и псалмы в переводах с греческого, созданных солунскими братьями, очень не помешает узнать, как именно, в кратчайшие жизненные сроки, в невероятно трудных житейских обстоятельствах братья совершали свой жизненный подвиг… Знаю я и другой отклик – от всем ныне ведомого диакона-миссионера Андрея Кураева. Он где-то высказался в том смысле, что Лощиц, мол, написал агитку. Я подумал и решил: что обижаться на горячего всезнающего парня? Я ведь своей книгой действительно агитирую. Давайте все продолжим постигать великое наследие славянских первоучителей! Разве оно – только наше прошлое? Нет же, и будущее. И оно пребудет с нами до конца.

Беседу вела Анастасия Ермакова

Юрий Михайлович Лощиц – русский поэт, прозаик, публицист, литературовед. Родился в 1938 году в селе Валегоцулове (ныне Долинское) Одесской области. Автор более 10 книг, в том числе биографий из серии «ЖЗЛ», а также дилогии «Унион» и «Полумир». Лауреат премий имени В.С.Пикуля, А.С. Хомякова, «Александр Невский», «Боян», Большой литературной премии России, Бунинской премии, Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.
Иван Иванович Иванов
24.11.2017 21:10
Не всё так просто и однозначно.
Новые находки перечёркивают такое трактование славянской истории...

Информация для любителей правдивой истории славян-росов.
Фото знаков мироустройства которым 2-3 тысячи лет!
Дохристианские велесовичные тексты вне "Велесовой книги".
Символы государства Рось на древних докирилличных изделиях.
История которую должен знать каждый!

Блог "Рось - великое славянское прошлое" -
https://velslavianskoe.blogspot.com/
nataliabekei55@gmail.com
11.11.2016 11:04
Светлана! Не сдавайтесь -Ваши доводы и аргументация совершенно убедительны, просто многим трудно ломать догмы, столетиями вбиваемыми в головы, это трудный процесс - восстановление самосознания, и, наверное, страх: что же будет, если сами выйдем из хлева, а там Свобода! Нее... лучше тёплый и надёжный, веками проверенный способ существования. Ломка приоритетов - всегда вызывает страх и недоверие. А проявляется в агресивном протесте. терпения Вам!                      С уважением: Наталья Мирная
Андрей
13.10.2016 14:18
Пять копеек по поводу метода убежденно используемого Светланой. По диагонали ознакомившись с "трудами" Чудинова, Задорнова,неоязычников,Левашова   и прочей компании, я определил и назвал  этот метод препарирования  исторического  и цивилизационного сознания как "коверкословие" (Sapienti sat). От "коверкословия" (не путать со сквернословием) возникают версии и теории одна нелепее другой, творцы которых  присуждают себе  звания академиков ими же придуманных академий. По существу это коллективный  "Смердяков", который  не навидит "Россию всю"  и по мере  сил пытается её или обгадить или приукрасить, при этом  во всем обвиняя сами знаете кого.
Обыкновенные "мародеры на дорогах истории" (Сервантес). Ещё немного:«Тише, тише совлекайте с древних идолов одежды…»
Светлана*
03.10.2016 5:38
Лесник Светлане*
29.09.2016 16:08

"Вы же пытаетесь доказать европейцам что мы не рабы".

Как же вы невнимательно читаете комментарии, я лишь написала о том, что только мы сами можем восстановить историческую правду о себе...и нужно прекратить нашим ученым, нам самим себя называть славянами, ибо мы сами себя так никогда не называли...так нас называет извечный наш враг...куда ступает его сапог...одни разрушения,  смерть...или рабство...поэтому появляются slave - рабы (невольники)...так они нас и именуют...а разве мы не содержим их, разве они не ограбили нас после распада СССР? Вы знаете, что они чернозем из Украины и теперь вывозят, как в свое время делала гитлеровская Германия, сколько детей вывезли из нашей страны за годы перестройки и Украины в неизвестном направлении?
Лесник Светлане*
29.09.2016 16:08
    Вот я и размышляю. Вы же пытаетесь доказать европейцам что мы не рабы.
    Не нужное занятие. Я есмь со своим народом, Родиной, Богом.
Светлана*
29.09.2016 8:42
Лесник
27.09.2016 12:37
Если правильно Вас поняла, вы хотите сказать, словами "очень важные для русского самосознания" и "приблизиться к этой высоте", что мы русские, замечу,  будучи корневой основой  России,  не способны любить свою Родину, как любят ее иные народы и поэтому нас нужно  этому учить?  Прям, как по фашистской идеологии, повторюсь «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое наследие Арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности…» Пауль Йозеф Геббельс, 1942, «Дневники».   Призывая меня "приблизится к этой высоте" (любви к России), вы полагаете, что русская женщина не способна ее любить проникновенно, как,  не понимаю зачем  вы это указали еврей?   Вы хотите сказать, что все мои предки защищали Родину не любив ее?  Как же мы тысячелетиями живем на своей земле не сходя с места и  побеждаем, когда против нас воюет весь мир, разве это возможно, без проникновенной любви к Родине?  А разве вы, живя в России не на этой «высоте»  в любви к России? Или на «высоте» все кто угодно, только не мы, русские?
    И почему  это "очень важные для русского самосознания" строки?... Вы не поняли Сельвинского, это он осознал себя в России в тяжелую годину, только задумайтесь, 1942г.(!) и воскликнул: "Я твой!"... и, как русский человек, могу  понять, какую великую радость испытал поэт в своем осознании, а это действительно высота ... Но, я и моя страна  мы одно,  русскому не надо убеждать Россию, что мы ее дети, своих детей она знает… Мать всегда знает своих детей.  Такое впечатление, что вы полностью не прочли это прекрасное произведение или его вовсе не поняли,  ведь этим  посвящением России Илья Львович  Сельвинский обнажил свою Душу,  перечитайте слившись с ним в одно и вы поймете:
России
Взлетел расщепленный вагон!
Пожары... Беженцы босые...
И снова по уши в огонь
Вплываем мы с тобой, Россия.
Опять судьба из боя в бой
Дымком затянется, как тайна,—
Но в час большого испытанья
Мне крикнуть хочется: «Я твой!»

Я твой. Я вижу сны твои,
Я жизнью за тебя в ответе!
Твоя волна в моей крови,
В моей груди не твой ли ветер?
Гордясь тобой или скорбя,
Полуседой, но с чувством ранним
Люблю тебя, люблю тебя
Всем пламенем и всем дыханьем.

Люблю, Россия, твой пейзаж:
Твои курганы печенежьи,
Станухи белых побережий,
Оранжевый на синем пляж,
Кровавый мех лесной зари,
Олений бой, тюленьи игры
И в кедраче над Уссури
Шаманскую личину тигра.

Люблю, Россия, птиц твоих:
Военный строй в гусином стане,
Под небом сокола стоянье
В размахе крыльев боевых,
И писк луня среди жнивья
В очарованье лунной ночи,
И на невероятной ноте
Самоубийство соловья.

Ну, а красавицы твои?
А женщины твои, Россия?
Какая песня в них взрастила
Самозабвение любви?
О, их любовь не полубыт:
Всегда событье! Вечно мета!
Россия... За одно за это
Тебя нельзя не полюбить.

Люблю стихию наших масс:
Крестьянство с философской хваткой.
Станину нашего порядка —
Передовой рабочий класс,
И выношенную в бою
Интеллигенцию мою —
Все общество, где мир впервые
Решил вопросы вековые.

Люблю великий наш простор,
Что отражен не только в поле,
Но в революционной воле
Себя по-русски распростер:
От декабриста в эполетах
До коммуниста Октября
Россия значилась в поэтах,
Планету заново творя.

И стал вождем огромный край
От Колымы и до Непрядвы.
Так пусть галдит над нами грай,
Черня привычною неправдой,
Но мы мостим прямую гать
Через всемирную трясину,
И ныне восприять Россию —
Не человечество ль принять?

Какие ж трусы и врали
О нашей гибели судачат?
Убить Россию — это значит
Отнять надежду у Земли.
В удушье денежного века,
Где низость смотрит свысока,
Мы окрыляем человека,
Открыв грядущие века.
1942, Действующая армия

Это   действительно удивительный человек,  сам Илья Львович был из рода крымчаков, а не евреев, кстати, например, в Евпатории, если спросите местное население, тех же русских, татар, живущих там столетиями, кто такие крымчаки, вам ответят, что это крымские татары...если поговорите с мудрыми людьми дойдут до хазар, но, видимо вы не знаете, что хазары это не иудеи, как многие думают, это вообще мало кто знает...также как и караимы не евреи, хотя многие их пытаются приравнять...
    Дорогой Лесник,с учетом (Лесник 27.09.2016 1:23)Очень полезный ликбез. Спасибо, Наташа.) не ограничивайтесь лишь этими цитатами...всегда лучше иметь справочники, словари и др. под рукой...но лучше еще и самому размышлять...
Лесник
27.09.2016 12:37
      Какие ж трусы и враги
      О нашей гибели судачат?
      Убить Россию - это значит
      Отнять надежду у Земли.
      В удушье денежного века,
      Где низость смотрит свысока,
      Мы окрыляем человека,
      Открыв грядущие века.
  Написал эти очень важные для русского самосознания строки не русс, не славянин, и даже не русский по крови, но глубоко русский человек, еврей Илья Сельвинский.
    Попробуйте и Вы, Светлана*, приблизиться к этой высоте.
Светлана*
27.09.2016 7:54
Лесник
26.09.2016 17:54

"Ах мы потомки древних руссов! Ну и что?"

Так руссов же...и почему "Ах"? Что так вас поёрничать заставило, что там у вас не в порядке?

"N.B. Особенно глубоко утверждение Лощица и ощущение чуткой его души, что мова,русский, старославянский, церковнославянский суть один язык".

А здесь кто-то не согласен с этим утверждением? Согласитесь, если б Юрий Михайлович утверждал обратное, прожив свою жизнь..."Корни отца – старое белорусское крестьянство и Волынь... мама моя – тоже из крестьянского, малороссийского, а по географии – новороссийского рода. И сам я до шести лет говорил на мове, глубинно созвучной русскому молва, молвь. А учился уже в русской школе, и очень был бы изумлён, если б кто нашептал на ухо, что это другой язык".  А ведь есть и такие....
Светлана*
27.09.2016 7:25
Наташа
26.09.2016 20:40
       Очень жаль, что в гордыне образованности, вы поторопились, без осмысления, просто  скопировать  всем  известные вещи….прежде, чем  вникнуть в суть  изложенного... а предки нас учили, раньше подумать, а потом говорить…
        Так,  ответьте,  почему нас  западники объединили именно под этим названием,  известным им  в значении  "раб, невольник" и понимаемым ими только в этом значении, и глубоко им плевать, что мы пишем в своих книгах  типа «Славяне и "рабы" была ли связь?"....  Для них ответ очевиден, это  послушные власти ученые нам  пытаются объяснить (запудрить мозги)  почему такая нестыковка, обеляя запад... Вы помните,  кому Ломоносов морды бил и за что? …. Может, глядя с западной  стороны, именно поэтому они на нас и сейчас смотрят свысока... и, опять же, идут на нас войнами,  при этом, руководствуясь тем, что мы  недочеловеки... «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое наследие Арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности…» Пауль Йозеф Геббельс, 1942, «Дневники».
         «Православная Церковь хранит в своей истории, в своём Предании замечательные имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле мы – Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещённого греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери.  И вот к ним пошли просвещённые мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное – они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие…» - так, на вопрос о коренных народах севера наш Патриарх ответил в  сентябре 2010 года, отвечая на вопросы корреспондента телеканала «Россия», легко найти в сети.  
         Но, как же мы, такие дикие и не просвещенные управляли  такими территориями...это же просто не возможно не имея календаря (а как сделать так, чтоб все взаимодействовало) и языка, и письменности...эх, Наташа...
          В этой связи,  хочется понять, почему, именно последние годы  нам методично  насаждают, этих учителей  (как нам говорят «просветителей»),  дальше Солуни не ходивших... с какой целью? Кому  выгодно, чтоб мы прибывали в неведении о своей великой Культуре, почему так охраняют именно от нас  главные труды идеологов фашизма,  объясняя тем, что идеология фашизма у нас запрещена…но, доведем ситуацию до абсурда,  значит нас окружают фашисты,  если по миру эти  книги публикуются,  пусть даже с комментариями и зачем …. И,  значит, мы и теперь в опасности….и мы не готовы к очередному отпору…народ не понимает  в массе с кем имеет дело….
        Наверное,  вам известно, что теперь и  украинский словарь появился...как говорят сами украинцы,  там так вывернули слова, что так их  предки никогда и не говорили,  они этот язык и не узнали… и кто же их учителя… все теже… да, из просвещенного греко-римского мира….кстати, как он вам…они нас и теперь учат…однополые браки, к примеру…  
       Нам нужно стать самими собой…не слепо верить, а размышлять...конечно, если вам нравится  быть рабом, кто ж вам помешает…
Лесник
27.09.2016 1:23
    Очень полезный ликбез.Спасибо, Наташа.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.

Эксклюзив
02.12.2022
Валерий Панов
Запад намерен финансировать войну на Украине за счет российских активов.
Фоторепортаж
02.12.2022
Подготовила Мария Максимова
Памяти великого исследователя дальневосточных земель.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.