Долина Крестов
Утром 15 августа 2013 года тысячи верующих, в том числе шесть архиереев в праздничном лазоревом облачении и несколько сотен священников Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, совершили трёхкилометровый крестный ход от с. Голинченцы к месту, которое издавна именуется Иосафатовой долиной.
В 1923-м, 90 лет назад, на этом месте произошло чудесное явление Богородицы пастуху Иакову и девочке Харитине. Ошеломлённый пастух, увидев отражение Богородицы в воде колодца, воскликнул: «Матерь Божия, что нам делать?» И услышал в ответ: «Христа славьте, кресты ставьте!»
Приходской священник о. Тихон Петринский, которому взволнованный пастух рассказал о чуде, отнёсся к рассказу со всей серьёзностью - наступало время гонений. С хоругвями и крестами пришли люди к источнику, отслужили молебен и установили первые кресты. Слух о чуде разлетелся по окрестным сёлам, покатился дальше по Руси, до Урала, до Дальнего Востока. Иосафатова долина (это просторная лощина, рельефная складка между двумя водоразделами, с несколькими родниками) стала наполняться крестами…
В винницком архиве уже в новом столетии было обнаружено уголовное дело, именуемое «Про кресты в Иосафатовой долине». Из фрагментарно доступных материалов мы узнаём удивительные вещи!
Докладная председателя Подольского губисполкома от 24 ноября 1923 года прямо свидетельствует о чуде: «…случаются многочисленные случаи исцеления от различных заболеваний, что вызывает неимоверный наплыв людей на религиозные действия, которые проводятся на месте явления загадочной женщины с ребенком». Председатель выражает обеспокоенность: «Это всё выходит за рамки коммунистической идеи, потому является вредным». Уголовное дело доносит до нас бесценное свидетельство об исповедническом подвиге жителей Подолья.
Ниже приведём фрагмент интереснейшего документа из «дела» (в переводе с украинского, в соответствии с современными правилами письма). «…Пастушок, который пас скотину в четырёх верстах от села Голинчинец, в долине под названием «Асафовой», где имеются два колодца, стал распространять слух, что когда он пас скотину, к нему явилась Божия Матерь и сказала, что возле одного из колодцев необходимо поставить три креста и охранять их на протяжении 4-х дней, после чего станут появляться новые кресты и засеют [собой] возле колодцев всю площадь земли на пространстве 8 десятин. Когда вся площадь будет заставлена крестами, людям станет легче жить. Пущенный такого рода слух, под влиянием агитации «моторних молодцiв» из представителей религиозных кружков соседних сёл, привела к тому, что к настоящему времени в Асафовой долине насажено около 700 крестов. Причём необходимо указать, что первый крест с участием духовенства ближних сёл был поставлен религиозной общиной села Голинчинец. Кресты делаются из дуба высотой до 14 аршин (до 10 метров! – О.С.) и везутся в Асафову долину на подводах, в сопровождении процессий… Идут с пением псалмов… Скопление людей в Асафовой долине доходит до нескольких тысяч. Горят беспрестанно свечи, поются псалмы, все кресты обвешиваются рушниками… Толпится там люд и день и ночь. Не обходится и без чудесных исцелений…»
В тот год, как мы знаем, даже некоторые большевики на своём ХII съезде говорили о «перегибах в антирелигиозной пропаганде». Один из вождей, Зиновьев, обмолвился, что с Пасхой «залезли вперёд». Впрочем, отступать с «адовой работой» никто и не думал.
Пятьдесят жителей села Голинченцы были арестованы, в том числе священник о. Тихон Петринский и пастух Яков Мисик. Конная милиция, подгоняя нагайками, гнала православных христиан много километров в Шаргород, а оттуда – в Винницу, это ещё под сто километров.
Уничтожить кресты в долине оказалось делом непростым. Кресты выламывали, рубили, за это выплачивались премии. Кто-то и дома из сломанных крестов строил в сёлах. Ходили слухи, отголоски которых и поныне живы. Рассказывают: «Один человек набрал себе пней (от срубленных крестов), стал печь ими топить. А из печи услышал он пение, словно церковное, и голос приказал ему отнести пни туда, где взял. Так он на следующий день погрузил их на воз, отвез в долину и повтыкал назад в ямы».
Очевидец чуда Иаков Мисик в винницкой темнице принял мученическую кончину. Остальных арестантов, допросив, выгнали на улицу.
Когда страдальцы добрались до родного села, узнали, что в Иосафатовой долине, где недавно были уничтожены все кресты, появились тысячи новых. Называют цифру – 16 тысяч! Передают, что кресты везли всю зиму из самых разных мест, отдалённых, даже из Сибири и с Дальнего Востока.
Уголовное дело получило новый толчок. На дорогах были выставлены вооружённые посты, долина блокирована, произведены новые аресты. Летом 1925-го состоялся суд. Девяти священникам инкриминировали распространённую «антипоповскую» статью – «использование религиозных обрядов в корыстных целях». Для 18 мирян предлагалась «контрреволюционная» статья. Дали до 4 лет исправительно-трудовых лагерей.
Название «Иосафатова долина» буквально переводится как «долина, в которой Бог будет судить». В Библии, в книге пророка Иоиля (3:2-12) о Иосафатовой долине сказано: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд». На Подолье название возникло задолго до ХХ века как подражание исторической местности в Иерусалиме.
Митрополит Винницкий и Барский Симеон говорит о духовном смысле установки крестов во исполнение воли Богородицы: «Это знак того, что верующие готовы разделять с Господом чашу его страданий и смиренно нести свой жизненный крест. Поэтому Иосафатова долина и получила в народе второе название – «Долина крестов».
Очевидна здесь связь Ветхого и Нового Завета. Внятен и мистический смысл: каждый православный своей верой, ритуальным принесением креста со своим именем и именами близких, свидетельствует о своей молитвенно-дерзновенной вере в добрый ответ Бога на Страшном Суде.
Интересно, что подобная местность, где верующие издавна устанавливают кресты, есть в Польше. Это православная святыня – Святая Гора Грабарка.
Когда-то, более 200 лет назад, во время очередного морового поветрия, одному человеку было откровение: идти крестным ходом на гору, отслужить молебен и оставить там кресты, принесённые с собой. Святая Гора – обширный лесистый холм, на котором установлено огромное количество крестов всевозможных размеров. Вблизи – православное кладбище, на могильных памятниках имена духовенства на русском языке. После Великой Победы, в 1947 году на Святой Горе был основан Марфо-Мариинский женский монастырь – нынешний оплот православия в Польше. После коммунистической паузы на Грабарку возобновились трехдневные крестные ходы, которые в наш век стали международными, в них участвуют верующие со всей Святой Руси, паломники из России, Украины, Молдавии, Белоруссии... Крестный ход завершается на Преображение, 19 августа, тем, что православные на коленях трижды обходят храм Преображения Господня, стоящий на вершине холма.
На Преображение 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва у стен этого храма, при стечении большого числа народа, совершили всенощное бдение.
В живописной Долине Крестов исконная Русь зримо явила себя во всём своём ярком многообразии. В тот день, 15 августа, состоялась Божественная литургия, которую возглавил митрополит Винницкий и Барский Симеон, ему сослужили пять архиереев и духовенство из епархий Украины, России, Молдавии. Пел мужской хор Почаевской лавры.
О мучениках, пострадавших в годы гонений за веру, была отслужена панихида.
Вспоминали здесь и трагически погибшего в 2006 году журналиста Ивана Артёмовича Залецкого, благодаря которому в новом веке стало известно о событиях 1923-1925 годов и было возобновлено особое почитание Иосафатовой долины. В 2006 году впервые за многие десятилетия священноначалие благословило и возглавило крестный ход в Иосафатову долину. В тот год была написана икона «Чудо явления Пресвятой Богородицы в Иосафатовой долине» и теперь к этой иконе, принесённой из Свято-Димитриевской церкви с. Голичинцы для поклонения, движется нескончаемая очередь паломников.
На противоположном возвышении долины был заранее установлен и теперь освящён огромный, величественный крест, укреплённый цепями. Это пространство со временем должно заполниться сотнями тысяч, миллионами крестов...
Здесь нескончаемой чередой верующие прикладывались к другой новой иконе Пресвятой Богородицы – «Великая Победа», написанной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Икона пришла на Подолье крестным ходом, который совершается по маршруту: «Царское Село – Курск – Белгород – Киев – Минск – Кёнигсберг – Берлин – Царское Село».
По оценкам милиции, в празднике участвовало более 15 тысяч человек. Называлась цифра и «около 30 тысяч». В тот день в долине появились сотни и сотни новых крестов.
Здесь же развернулась и православная ярмарка – с тысячами книг, икон, крестов. Организаторы устроили обед. На длинных столах варёная картошка, свежие и солёные огурцы, хлеб, помидоры, арбузы, мёд, компот, клубничное варенье. Тысячи людей уже сыты, а еда, кажется, и не кончится никогда… В низине, на источнике выстроена большая купель в бетонных берегах, в которой без толкотни можно окунуться. Взрослые окунаются чинно, крестясь и погружаясь и головой. А дети резвятся; высоко летят хрустальные брызги – благодать лета!
Священнику Сергею Гурмачу, настоятелю Свято-Димитриевской церкви с. Голиченцы, мечталось увидеть природный источник, наполняющий колодец. Рассказывал: «В один год, когда наш приход готовился отметить день Чуда Матери Божией, необходимо было почистить Святой колодец от ила и посторонних предметов. Как священник, я решил сам почистить Святой колодец. Матушка приготовила чистую рабочую одежду и обувь. И в один солнечный день, помолившись Господу Богу и Матери Божией о помощи, я вместе с прихожанами, начал работу. Перед этим мы вычерпали воду. Лето было засушливым, поэтому воду вычерпали легко, до самого дна. Глубина Святого колодца более двух метров. Через полчаса и дно, и боковины были очищены. Но во время работы я так и не обнаружил источника, который всегда бьёт в одном месте. Все стенки были глиняные и одинаково влажные. Я стал молиться Господу Богу, Матери Божией, всем святым, чтобы мне открылось, откуда прибывает вода, - как вдруг заметил, что на стенке передо мной выступают капельки чистой, как слеза, воды. Они стекали, собираясь на середине стенки и создавая тоненький ручеёк, устремились вниз…» То же самое происходило и на трёх других сторонах стенки колодца, ручейки на дне образовали крест. Сверху раздался голос помощника: «Отче, я бачу водяный хрест!»
«Дивны дела твои, Господи!» - заканчивает свой рассказ о. Сергий.
…А кресты везут и несут в Иосафатову долину круглый год. Недели не проходит, чтобы не появился новый крест; служатся молебны. И плывёт над Долиной Крестов пение акафиста: «Радуйся, Владычице всемилостивая, в долине Иосафатовой дивно явленная…»