Цивилизационный выбор Александра Невского
Синод раскольнической Православной церкви Украины принял решение об исключении из церковного календаря дня памяти святого князя Александра Невского. «Исключить из церковного календаря Православной церкви Украины день памяти благоверного князя Александра Новгородского (Невского), в схиме Алексия, 23 ноября», — говорится в его документе.
Абсурда решению раскольников добавляет тот факт, что князь Александр почти полтора десятка лет был великим князем Киевским. Однако, видимо, то, что Александр Невский не дал уничтожить русскую православную цивилизацию на корню, для киевских раскольников играет сегодня первостепенное значение и не подлежит прощению.
Напомним, Александр родился в семье переяславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича, ставшего в дальнейшем великим князем киевским и владимирским. Был Александр вторым сыном в семье. Когда ему исполнилось всего семь или восемь лет, он был вместе со старшим братом Федором оставлен в Новгороде под присмотром боярина Федора Даниловича и тиуна Якима. Отец в это время собирался в поход на Ригу.
Когда через два года Новгород призвал Ярослава на княжение, он посадил на княжеский стол вместо себя Федора и Александра. После смерти Федора Александр остался старшим сыном в семье и главным наследником отца.
В это время римский папа Григорий IX провозгласил крестовый поход против «отступников и варваров». Европейские рыцари двинулись в земли православных, но были остановлены новгородцами под командованием Ярослава Всеволодовича.
В 1236 году Ярослав совершил удачный Киевский поход и отправился править в стольный град. Юный Александр начал в Новгороде самостоятельную деятельность. Он занимался вопросами военного управления и возводил укрепления на подступах к городу.
Год спустя папа Григорий IX объявил Второй шведский крестовый поход в Финляндию. Европейцы начали переговоры между собой о разделе земель в Прибалтике. Слухи о разрушениях, устроенных на Руси Батыем, подарили католическим рыцарям надежду на то, что действовать им будет гораздо проще, чем раньше.
В 1240 году шведский флот вошел в устье Невы. Рыцари планировали овладеть Ладогой. Александр отреагировал на информацию о вторжении, полученную от местных жителей, молниеносно. Со своей княжеской дружиной и частью ополчения, которую успел собрать, он двинулся на Неву и атаковал шокированных шведов у устья Ижоры, разгромив их наголову. Считается, что именно за этот подвиг его позже прозвали Невским.
Из-за внутренних дрязг новгородцы зимой 1240-1241 года отказались от Александра, как от князя. Однако уже вскоре они обратились к великому князю Ярославу за правителем. Причем сами же настояли, чтобы он вернул им именно Александра.
5 апреля 1242 года Александр на Чудском озере разгромил немецкое орденское войско. Эта, и еще несколько последовавших за ней побед убедили католических рыцарей остановить экспансию на восток. Она могла обойтись им слишком дорого.
Современные критики иногда обвиняют Ярослава и Александра в том, что они не пытались освободить Русь от монголов. Однако для войны на два фронта сил у них объективно не было. Монголы же, довольные возможностью собирать день, практически не лезли в вопросы религии и местного самоуправления, чего нельзя сказать о немцах, переламывавших жителей покоренных ими земель об колено. Об этом убедительно свидетельствуют примеры других народов.
Пруссы после покорения немцами были частично уничтожены, а частично ассимилированы. Как народ, они полностью исчезли с лица земли. Предки латышей и эстонцев пережили жестокую цивилизационную ломку. Немецкие рыцари превратили их в рабов и под корень «снесли» их народные культуры, заменив их колониальным «эрзацем» германской. Не останови Александр Невский и другие православные князья, нашествие европейских рыцарей, Русь, скорее всего, ждала бы такая же печальная судьба.
Исторический парадокс заключается в том, что, если бы не Александр Невский, то у нынешних украинцев не было бы даже шанса на появление в истории. Ведь так называют себя сейчас потомки западных русских, русинов, сохранившие особую идентичность благодаря поддержке Русского государства в XVII веке.
Если бы не помощь Алексея Михайловича, попытки запорожцев отделиться от Речи Посполитой, скорее всего, провалились бы, а предков современных украинцев ждала бы жестокая ассимиляция.
Возвращаясь к личности самого Александра, следует отметить, что основной идентификации человека в средние века была именно религия. Вероотступничество считалось худшим преступлением. Поэтому, останавливая европейскую католическую экспансию, князь делал то, что велели ему честь и совесть. Во многом благодаря Александру лично, в Евразии сохранилась большая русская православная общность, послужившая базой для возникновения в дальнейшем особой Евразийской или Православно-славянской цивилизации.
В 1249 году Александр официально занял киевский великокняжеский престол. Он еще успел многое сделать для Руси. Например, он смягчил условия ига и урегулировал территориальные споры со скандинавскими странами, заключил договор с Норвегией, наладил отношения с Литвой, которая была тогда одной из могущественных стран Восточной Европы.
За верность вере и совести сегодня раскольники в Киеве и терзают память святого князя. Но величие его подвигов от этой возни лилипутов нисколько не меркнет.
Комментарии
?>
1. С учетом нижесказанного материализм, как философское течение мог возникнуть только на европейской почве.
2. В принципе, современный выбор хохландом печенек и круассанов это просто полное повторение того самого исторического спора между св. Александром Невским и кн. Даниилом Галицким. И исторический результат будет примерно тем же самым. Всё это уже проходили.