Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
31 января 2023
Жизнь и приключения Андрея Болотова

Жизнь и приключения Андрея Болотова

Памяти ученого-энциклопедиста и подвижника
Татьяна Корсакова, Тульская область
06.04.2007

Это был человек-великан, которым наверняка гордилась бы страна чуть меньшая, чем наша. Но в России, слишком богатой людьми и событиями, о А.Т. Болотове даже не все слышали. Память об ученом-энциклопедисте и подвижнике сохраняется прежде всего в Тульской области, где его имя и заслуги стали одним из источников русского возрождения.

Его мог бы сыграть в кино известный артист Иван Переверзев – портретное сходство удивительное. Только вот как перенести на экран 95-летнюю жизнь… Свою последнюю статью Андрей Тимофеевич написал в 92 года.

Когда говорят о русской агрономической науке, русских садах и парках, отечественной поммологии (яблоневодстве), не вспомнить Болотова, продолжателя рода обедневших дворян, известного своей рачительностью, умениями и трудолюбием российского помещика – невозможно. Но он был еще и журналистом, и художником, и писателем, внесшим неоценимый вклад в создание русского литературного языка, и тончайшим философом – именно философом, который подметил и навечно закрепил на бумаге черты нашего русского национального характера, странного в своем буйстве и смиренности духа.

#comm#В своих "Письмах о красотах Натуры" Болотов словно жалеет людей, живущих менее разнообразно, чем русские. #/comm#

Он приветствует даже привычные метаморфозы, связанные с наклоном земной оси и с местоположением России на земном шаре: "Кому не известно, что все вешние предметы, толико нас увеселяющие, пленяют и очаровывают очи и души наши только потому, что они изредка и не всегда, но один только раз в году нашему зрению представляются. Но что б было, если бы самые предметы сии… коих мы теперь ждем и не дождемся, представлялись бы беспрерывно и всегда, и всегда очам нашим?.. Самые наилучшие и увеселительнейшие предметы потеряли б всю свою цену в глазах наших".

Русский довольствуется малым – зато как ценит мимолетные сюрпризы природы! Чуть смолкнет гроза, чуть утихнет ливень и перейдет в неторопливый, основательный, "к урожаю", дождь, как испуганные односельчане Болотова, его скромные герои, начинают радоваться поистине золотой влаге, льющей с неба: "Слава Богу! Слава Богу! Теперь смочится и у нас засохшая земля! Теперь все полезет и пойдет в рост. Это не дождь, а золото упадает к нам с небес…"

Восторженность стихийного литератора заставляет современных литературоведов причислять его к писателям-сентименталистам. Но он вряд ли задумывался о стиле – он просто переносил на бумагу простой, бесхитростный и очень ласковый язык срединной России. "Цветы достойны нашего внимания, все живое стоит нашей любви, человек не должен в своем высокомерии и самолюбовании забывать о малых сих, ибо обеднится жизнь его донельзя без этих тварей…" – Болотов по сути предвосхищал так называемое экологическое сознание, которое с трудом, но все же укореняется в голове жителя XXI века с его однобокой ученостью.

Рассказ-этюд-"пиэса" "Моя собака" (1798 г.) вносит в русский язык такие живые, простонародные обороты, которые мгновенно соединяют без всяких искусственных "тредьяковских" мостков язык протопопа Аввакума с языком Пушкина, Гоголя, Достоевского, Горького, Шолохова.

"…Собака то была, любимая мною и всем двором моим, происходящая от пород датских больших собак и содержащая в страхе и повиновении у себя всех малых и больших собак во всем селении нашем…"

Главный труд А.Т. Болотова "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков" читали и изучали российские интеллектуалы XIX века, а творцы явно черпали в них идеи для своих собственных произведений. Василий Андреевич Жуковский писал: "Самое памятное и любезное для меня есть лицо Болотова…Он был мне самый привлекательный человек и сильно на меня действовал своею многосторонностью".

#comm#Самородок Болотов во всем доходил до профессионализма – его справедливо считают выдающимся ученым-энциклопедистом, хотя систематического образования он не получил. #/comm#

В "многосторонность" Андрея Тимофеевича входило, безусловно, и его увлечение театром. Он сам писал пьесы и сам их ставил. Причем именно в детском театре, где играли дети.

В Тульской области Андрею Тимофеевичу посвящены два музея. Один из них – в Богородицке. Дворец-музей и парк, известный некогда на всю Россию примерно как Петергофский. Сотворенный гением и руками Болотова чудо-парк с тайнами, гротами, полянками, водопадами, мягкими скамейками из дерна… Сама я узнала о Болотове, Богородицке, о возрождении дворца и парка методом народной стройки из добротной документальной повести, опубликованной в одном из толстых журналов лет, этак, двадцать назад, и всегда мечтала попасть туда.

В красивом нынешнем лесопарке чудес нет, но очень хочется верить, что произойдет главное чудо – появятся деньги, и вновь на всю Россию славен будет прекраснейший парк, наполненный забавами и тайнами.

А дворец невероятно хорош! Он весь наполнен светом, словно постоянно находится в центре внимания солнца. В одном из просторных залов стоит, весь в лиловом, как яркий памятник мастеру ландшафта и ботанику Болотову, огромный куст заморской бугенвиллеи. Зимой в окна светит снег, летом дают зеленую тень деревья. Легко представить, как ходили здесь красиво одетые гости, приехавшие к человеку, который мог бы стать императором России (внебрачный сын Екатерины Великой и графа Орлова), но по иронии судьбы стал только признанным братом императора Павла, графом Алексеем Бобринским.

Дворец не безлюден и нынче. В его залах проводятся торжественные бракосочетания, важные встречи, здесь выступает ансамбль скрипачей Богородицкой музыкальной школы под руководством Н.В. Перцевой, сюда часто приходят богородицкие школьники – и на экскурсии, и… в театр.

#comm#Да-да, домашний детский театр Андрея Болотова возрожден, и по-прежнему в залах дворца движутся девицы, одетые в атлас и кружева, и кавалеры в вычурных костюмах и белых париках. #/comm#

Круглый внутренний двор с высоты смотровой башни дворца виден преотлично. Летом и осенью на клумбах и рабатках цветут розы, а весной – дикие фиалки, барвинок, готовится цвести чабрец, или богородская травка. Вообще-то считается, что город получил свое название от иконы Божией Матери, но мне шепнули, что народ склоняется к версии, что от богородской травы. Как зацветет, все окраины благоухают.

…Мы шли по замечательным, холмистым улицам редкостного в своей нетронутой "старинности" Богородицка вместе с педагогами-методистами Т.И. Старцевой и О.Н. Пищулиной. Они очень разные. Одна преподает древнюю, как мир, математику, другая доносит до детей и взрослых новейшие достижения информатики, но обе одинаково влюблены в свой город. Более того, обе учительницы оказались в числе инициаторов возрождения Богородицка, наведения в нем порядка и привлекли к этому школьников.

А в 3-й школе нас ждал старый Богородицк. И где именно? В компьютере. Ирина Николаевна Карташова, одна из самых "продвинутых", как теперь принято говорить, в городе и области учительниц информатики учит своих ребят соединять в творческих проектах старину и новейшие технологии. На экране одна за другой возникают фотографии симпатичного русского городка: улицы, площади, училище и, наконец, Богородицкий дворец.

- Вот так мы создаем фильмы – с помощью мультимедийных возможностей, которые есть в компьютерах, - поясняет Ирина Николаевна, - по истории города Богородицка. Будем показывать его на классных часах детям – пусть смотрят и знают о Бобринском, о Болотове, о школе для конюховых детей и, конечно, о Кургане Славы, куда перезахоронили останки погибших в Великую Отечественную войну, в наши дни…

В кабинете Светланы Алексеевны Полищук, директора Богородицкого дворца-музея и парка, стоит огромное зеркало 30-х годов XIX века, которое она привезла из Санкт-Петербурга. За зеркалом и рядом с ним сидят живые собаки. Почти как в рассказе Болотова. А на стене висит большая и очень красивая картина, изображающая незабудки. В Богородицком дворце-музее она становится настоящим символом. Этот город, и этот дворец, и этот необыкновенный парк – гордость всей России, и об этом нельзя забывать.

Специально для Столетия


Эксклюзив
30.01.2023
Николай Андреев
Фонд Сахарова признан нежелательной организацией.
Фоторепортаж
30.01.2023
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее в Москве проходит выставка, посвящённая Транссибу.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..