Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Старый календарный стиль: почему бы и нет?

Старый календарный стиль: почему бы и нет?

13.10.2005

В России сегодня реально существуют два календаря: светский и церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода православной церкви на гражданский, светский календарь. Но примирить разногласия в счете времени между русской церковью и русским обществом можно и иным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю.

Попытки перевести православную церковь на новый календарь всегда встречали серьезные и обоснованные возражения со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей. Наиболее серьезный анализ этой проблемы представил в своем докладе "О новом и старом стиле" один из крупнейших церковных авторитетов ХХ века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 года. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для церкви настолько большое значение, что его иногда называют "иконой времени". Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с русской церковью.

То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические. Кроме того, православный календарь – основа здорового духовного режима жизни народа.

Исторически юлианский календарь утвердился в России со времени крещения Руси. Таким образом, он существует у нас более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь введен сравнительно недавно большевистской властью. Смена календаря в России в 1918 году сопоставима с такими революционными нововведениями, как уничтожение памятников культуры и разорение святынь.

Никакое благочестие не может привиться в народе, пока организация повседневной жизни противоречит традиции. (Новый год вклинивается в Рождественский пост, праздник Богоявления попадает на рабочий день...) жизнь протекает уродливо, антидуховно.

Стыдиться "отставания" от западного мира нам не пристало. Бояться разрыва с "цивилизованным" также миром не следует. Скорее есть повод опасаться ассимиляции нашей традиционной культуры. Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры. К примеру, национальный календарь используется в таких развитых государствах, как Япония и Израиль. Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, но для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря.

Кого-то может удивить, что переход от нового стиля к старому справедливо может быть расценен не как возвращение к средневековью, а как вполне прогрессивный шаг. Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, - хронология, астрофизика, - пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за введенной в него путаной системы високосных годов.

Для России старый стиль естественен, новый стиль чужероден. Ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь является "светским", в отличие от русского, "церковного". Объективность требует признать, что по своему происхождению он такой же сакральный, но с точки зрения правосл – еретический, латинский. Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?

Архимандрит Рафаил (Карелин) в работе "Мистика земного времени", оценивая календарную реформу папы Григория XIII, сказал: "...от календаря было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные достижения, а духовное снижение и приземленность создали в странах Европы поле для распространения этого календаря". Даже Петр I, известный своими реформами российской жизни на европейский лад, даже перенеся начало года с 1 сентября на 1 января, не посягнул на идущую от сотворения мира череду последовательно сменяющихся дней и месяцев.

...Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летоисчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не беспокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным (и старообрядцам) весьма желательно. Магометанам и иудеям, можно предоставить исключительное право жить по своим календарям (они ими и так пользуются). Так что в полном соответствии с законом о свободе вероисповедания, государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, может вернуться к традиционному русскому календарю.

о. Константин Буфеев



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.