Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024

Шпионы Грефа

Юрий Бобылов
16.06.2005

Об авторе: Юрий Бобылов, эксперт по внешнеторговой политике

Формирование новой стратегии экономического развития России является важнейшей задачей политического руководства страны в контексте намерений присоединиться к ВТО и необходимости существенного повышения конкурентоспособности экономики России. Представляется, что в условиях инновационного рывка США, Японии, стран Евросоюза и развертывающейся глобализации экономики назрела и кардинальная реформа внешней разведки Российской Федерации.

Прорыв на мировые рынки

Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) совсем не сводится к кропотливой работе по согласованию таможенных тарифов на ввозимые товары и некоторым нововведениям по мерам нетарифного регулирования. Это лишь относительно стандартные процедуры, которые определены ГАТТ/ВТО и лежат на стыке экономических интересов России и внешнего мира.

По нашему мнению, наибольшие трудности сегодня представляют не «внешние» действия по присоединению к ВТО, а «политизированные внутренние проблемы», которые требуют перехода к новой экономической и промышленной политике и соответственно коррекции административной реформы органов исполнительной власти.

Следовало бы усилить внимание России к энергетике, точному машиностроению и приборостроению, микроэлектронике, нанотехнологиям, биотехнологиям и другим направлениям, особенно на стыках «двойных технологий» ВПК (военных и гражданских).

В то же время в стране нет целостной системы внешнеэкономического информирования о конъюнктуре основных товарных рынков, ценах и условиях внешней торговли важнейшими товарами, а кроме того, отечественный бизнес пока далек от принципов мировой торговли по нормам и правилам ВТО, антидемпинговых мер и защиты национального производителя.

Увы, велик и языковой барьер, например, для активизации деловых отношений РФ со странами АТР (Япония, КНР, Республика Корея и др.).

По недавнему признанию крупного российского специалиста по ядерной безопасности, в доверительной беседе с ним бывший американский посол сказал так: «Нам, американским дипломатам, очень трудно работать с вами, русскими. Если это хороший инженер, то, как правило, он не знает английского языка, а если собеседник с хорошим английским, то непременно – из российской разведки!»

Но, кроме «кадрового» вопроса, важен «технический» фактор (применение новейших информационных технологий, специализированных баз данных, суперЭВМ и др.).

Кардинальное улучшение ситуации с обеспеченностью различной внешнеэкономической (деловой) информацией, по нашему мнению, требует реформирования и внешней разведки России, что отчасти выходит за рамки сложившихся на сегодня направлений деятельности Службы внешней разведки (СВР) России.

Для квалифицированной характеристики принципов организации в России внешней разведки следует учесть базовый Федеральный закон «О внешней разведке», который был принят Государственной думой 8 декабря 1995 г. и подписан президентом 10 января 1996 г. Внимательное изучение закона «О внешней разведке» позволяет сделать важный вывод: для России пока характерна «милитаризированная» модель организации внешней разведки, и многие правовые нормы прямо призваны работать на обеспечение национальной безопасности России, включая поддержку развития ВПК и новейших вооружений и военной техники (ВВТ).

Глобализация же экономики и большее участие России в эффективном международном разделении труда концептуально пока не отражаются в правовых нормах указанного закона России.

МЭРТ – собственник ведомственной СВР?

Многие задачи интенсификации инновационной, промышленной и экономической политики при присоединении России к ВТО ставят перед Минэкономразвития России вопрос о необходимости создания своей специализированной структуры ведомственной разведки.

В словаре авторитетных аналитиков ФСБ Станислава Лекарева и Валерия Порка «Бизнес и безопасность» дается следующее определение термина «ведомственная разведка»: «Специальное подразделение ведомства, функциональными обязанностями которого являются конспиративный сбор за рубежом и в своей стране разведывательными средствами и методами, а также путем использования открытых источников информации, представляющей интерес для ведомства, и осуществление по указанию руководства ведомства секретных мероприятий».

Специалисты отмечают три основных вида получения доступа к закрытой информации, используемых спецслужбами: 1) агентурная разведка; 2) техническое проникновение к секретам, включая электронную разведку с использованием космических спутников и др.; 3) сбор информации с легальных позиций (на основе работы с публикациями в открытой научно-технической или деловой прессе). Современный научно-технический прогресс используется во всех этих видах. Разведывательная информация добывается комплексно и комбинированно. Примечательно, что иногда трудно провести грань между легальными способами добывания информации и агентурным проникновением.

Активная пропагандистская кампания в российской прессе против нарастающего притока «чекистов» в структуры управления не учитывает оборотной стороны процесса.

В ближайшей перспективе для России повышается роль «секретных управленческих технологий» в дальнейшем обеспечении конкурентоспособности российской экономики и встают новые задачи в государственном регулировании экономики страны (особенно в части стратегически важных крупных или перспективных наукоемких производств).

Важной составной частью таких секретных управленческих технологий, как правило, мало применяемых в гражданской экономике, являются научно-техническая разведка, экономический и промышленный шпионаж, специальные операции и др.

Именно в ходе предстоящего присоединения России к ВТО встает вопрос о более широком использовании для повышения конкурентоспособности гражданской экономики «деликатных» управленческих технологий с целью ослабления позиций наших конкурентов, ведения многообразных торговых войн и др.

В России за внешнеэкономические задачи и эффективное присоединение России к ВТО отвечает Минэкономразвития России. Соответственно для бурно развивающегося российского «открытого» бизнеса встают новые «деликатные» задачи более тесного взаимодействия с российской внешней разведкой.

Как-то полковник ГРУ (в отставке) сказал мне: «Эта идея в России пойдет! Но хочет ли Греф создавать свою спецслужбу?» Так как с господином министром у меня пока не было личных контактов, я не знаю ответа.

Внешнеэкономическому информированию Россия должна поучиться у США. Показательны конкурентные возможности США на основе глобальной разведывательной системы «Эшелон».

За сутки «Эшелоном» перехватывается, переводится на английский и анализируется специальной аппаратурой свыше двух миллиардов разговоров и сообщений, переданных по телефону, факсу, электронной почтой, по Интернету и так далее. Все это обрабатывается, сортируется и рассылается по степени важности президенту США, соответствующим службам, заинтересованным предприятиям и фирмам. Именно в результате расшифровки «эшелонной» информации о торговых переговорах по слабо защищенным каналам связи между Францией и Саудовской Аравией в 1995 г. США сорвали контракт на поставку в Саудовскую Аравию аэробусов. В итоге контракт стоимостью 6 млрд долл. получил американский концерн «Боинг».

Еще один аргумент «за»: в высокоразвитых странах мира (США, Франция, Израиль и др.) шпионаж все более приобретает «гражданский» внешнеторговый характер, становясь составной частью маркетинга товаров и услуг, имеющих стратегический характер.

Реформа внешнеэкономической разведки

Для повышения эффективности бизнеса, включая финансовые компании и банки, требуется различная информация о наших внешнеэкономических конкурентах, и не обязательно охраняемая государственной или коммерческой тайной. Но именно подобная информация сулит наибольшие выгоды.

Сложившаяся система внешней разведки России носит явно «милитаристский» характер, что противоречит требованиям организации эффективной конкурентной экономики. Действующая структура СВР России, где имеется крупное Управление экономической разведки, в сущности, ситуацию не меняет. Также не следует смешивать «стратегию» и «тактику» активизации российского предпринимательства.

Однажды у меня состоялся откровенный разговор с информированным генералом ГРУ о целесообразности и возможности создания такой спецслужбы в МЭРТ. Позиция генерала оказалась такой: «Есть хорошая структура ГРУ. Дайте нам деньги, и вы получите нужную «внешнеэкономическую информацию»!» Услышав это, я засомневался: как правило, военные – хорошие администраторы, но плохие бизнесмены.

Анализ показывает, что вопрос об обособлении внешнеэкономической разведки России с организацией Службы внешнеэкономической разведки Минэкономразвития России вызывается рядом причин:

1) предстоящее присоединение России к ВТО и необходимость ликвидации отставания с оперативным информированием во внешнеэкономической и внешнеторговой сфере;

2) возрастание роли промышленного шпионажа и внешнеэкономической разведки в конкурентной борьбе производителей товаров и услуг;

3) осуществление определенной «демилитаризации» и изменение приоритетов развития внешней разведки России;

4) повышение оперативности ведомственной внешнеэкономической разведки и большая ориентация на практическое решение прикладных отраслевых и региональных проблем;

5) повышение уровня специализации и качества информационной деятельности с опорой на ресурсы Минэкономразвития России и смежных федеральных структур, а также крупных российских компаний (РАО, ЗАО и др.).

Кажется, пришло время модернизировать Закон РФ «О внешней разведке», чтобы законодательно разрешить создание в исключительных случаях ведомственных спецслужб вне СВР России (по образу и подобию ГРУ Генштаба Минобороны России). Как известно, статья 11 ФЗ «О внешней разведке» определяет, что разведывательная деятельность в пределах своих полномочий в России осуществляется СВР РФ, а также ГРУ Минобороны РФ, ФАПСИ и ФПС РФ (сегодня две последние службы входят в ФСБ России).

Не следует и в СВР России ломать то, что хорошо работает. В этой связи создание новой российской спецслужбы – это назревшее ведомственное нововведение МЭРТ.

Есть целый ряд аргументов для выделения из президентского подчинения внешнеэкономической гражданской разведки России (ВЭР) и передачи ее в систему управления российской экономикой, то есть под опеку правительства России.

По итогам конфиденциальных личных опросов примерно 50 информированных экспертов у меня получилось такое распределение оценок «за» в пользу изложенного варианта реформирования внешнеэкономической разведки:

1) представители крупного и среднего бизнеса – 90%;

2) специалисты госаппарата – 50%;

3) сотрудники российских спецслужб, включая СВР России и ГРУ, – 30%.

Думаю, что такие цифры не составят государственную тайну России, однако требуют дальнейшего уточнения.

Предстоящее присоединение России к ВТО – это мощный стимул в модернизации сложной рыночной инфраструктуры новой экономики России и слома ряда устаревших национальных приоритетов и стереотипов в обосновании принятия решений.

Кроме зарубежной практики, порой следует обратиться к истории царской Российской империи. В книге «Русская агентурная разведка всех видов до и во время войны 1914–1918 гг.» (М.: 1929) отмечалось: «…не было почти ни одного ведомства-министерства, которое в том или ином виде не занималось бы зарубежной агентурной разведкой или контрразведкой».

Французский опыт

В развитых странах мира, в том числе Франции, промышленные фирмы заинтересованы в получении стратегически важной информации, часть которой добывает экономическая разведка (ЭР), пользующаяся поддержкой государственных структур. Правительство Франции способствовало становлению подобного разведывательного органа («Intelligence economique»), приняв в 2003 г. решение о его создании.

Для обеспечения экономической информацией фирм малого и среднего бизнеса, а также защиты их от промышленного шпионажа и контрафакции во Франции применяется «сетевой» подход, в рамках которого осуществляются взаимодействие и обмен данными между министерством внутренних дел, префектами регионов страны и руководителями предприятий, считающихся ключевыми для французской экономики.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..