Школа перемен
Министр образования Ольга Васильева предлагает вернуть дежурство учеников по уборке классов, работу на пришкольных участках и сельскохозяйственные бригады в сельских школах. Об этом она заявила, выступая на заседании комитета по науке Совета Федерации, и получила от сенаторов поддержку своим идеям.
Не растить белоручек, приучать детей к труду, воспитывать не потребителей, а созидателей, безусловно, необходимо. Об этой необходимости значительная часть россиян говорила, кстати, и тогда, когда отменяли, а точнее запрещали законодательно и уборку классов школьниками, и труд на пришкольных участках, и ведение сельскими школами собственного подсобного хозяйства. Но тогда, в начале двухтысячных, были модны совсем другие лозунги, и разумные, как теперь выясняется, доводы не были услышаны. За последнюю четверть века в школе, в самом её укладе многое было порушено, в том числе, и, казалось бы, основа основ – отношение к трудовому воспитанию. Но кое-что педагогам удалось сохранить, даже вопреки указаниям чиновников от образования.
Несколько лет назад мне частенько приходилось бывать в Алексеевской школе Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Если дело было летом, директор сразу вела меня на огород и показывала, что посадили-вырастили. А если приезжала осенью, спускались мы с ней в подвал и любовались закромами с морковью и свеклой, рядами банок с солеными огурцами и квашеной капустой. Школьное подсобное хозяйство не только обеспечивало овощами школьную столовую, подкармливало ребятишек из малообеспеченных семей, но и учило школьников жить и работать на земле. Весь процесс от проращивания семян до ухода за плантациями огурцов, кабачков, до рубки и засолки капусты проходил при их непосредственном участии.
Дети даже не догадывались, что учителя оформляли эту работу как практические занятия по ботанике или уроки «технологии», которые в данном случае лучше все-таки называть по-старому – домоводством.
Таких школьных огородов, как в Алексеевке, в Саратовской области было немного, но они были. И в других областях тоже были. Даже на фоне повсеместного массового закрытия сельских ПТУ.
Потому что сельские учителя не понимали и не хотели понимать, как можно полностью искоренить обучение работе на земле и с землей сельских ребятишек? Вот только руководители школ просили журналистов о своих «огородах» не писать и сюжеты для TV не снимать, чтобы не привлекать к себе ненужного внимания проверяющих. Как вы думаете, обрадуются теперь эти директора вновь возникающей необходимости создавать при школе сельхозбригады и трудовые лагеря? Мне почему-то кажется, что если и обрадуются, то далеко не все. Большинство воспримет это как очередную головную боль. Потому что с тем же рвением, с которым полтора десятка лет назад чиновники искореняли труд школьников на приусадебном участке, теперь они же начнут требовать его внедрения. Но как в условиях ограниченного бюджета, в отсутствии "родного колхоза", при наличии проблем с земельными участками и жесточайшем контроле детских оздоровительных лагерей организовывать работу школьного трудового лагеря?
Разве не прав участник одного из обсуждений новации министра, написавший в соцсетях: «По поводу сельских бригад у меня вопрос: какими они будут? С тракторами и комбайнами или с лопатами и тяпками? Г-жа министр имеет представление, во сколько обойдётся содержание такой школьной бригады (техника, гсм, ремонт, инфраструктура, наличие хотя бы одного квалифицированного механизатора)"? То же самое можно спросить и о деятельности лагерей труда в современных условиях. Насколько реально, по мнению Минобра, повсеместное их создание на базе школ?
Быть может, стоит, наконец, начать не сверху повсеместно запрещать или, напротив, категорически внедрять те или иные методы трудового, патриотического, нравственного воспитания, а просто поставить задачу, четко заявив очевидное: школа не только образовывает, но и участвует в воспитании подрастающего поколения.
И дальше – разрешить школам самостоятельно, в соответствии с собственными возможностями, со своим, приобретенным немалыми усилиями опытом решать, как превращать школьников в нормальных взрослых людей: любящих труд и умеющих трудиться, любящих Родину и желающих ее защищать.
«Сколько бы мы ни говорили на педсоветах и на серьезных совещаниях в райцентре, что нашей земле, нашему селу сегодня, как никогда, нужен рачительный хозяин, выпускники сельских школ вряд ли таковыми станут, если им с детства не будут привиты не только интерес и любовь к родному краю, но и навыки деятельного участия в жизни родного села», – писала мне три года назад Александра Николаевна Требунская, директор школы из небольшого села Дмитриевка, расположенного в саратовском Заволжье в сотне километров от границы с Казахстаном.
Слова «деятельное участие», подразумевающие работу, дело, труд, - главные в этом высказывании сельского педагога. Чтобы ученики считали не только своим долгом, но и радостью деятельное участие в жизни родного села, учителя Дмитриевской школы сделали общим делом школы охрану природы, окружающей Дмитриевку. А это степь, почти полупустыня, где труд земледельца едва ли не равен труду шахтера. С решением «экологических проблем» дети и взрослые здесь сталкиваются ежедневно. Учителя придали этой работе еще и научный характер. Школьники в ходе летней полевой практики изучают состав почвы в окрестностях села. Проводят мониторинговые исследования входящей в Красную книгу флоры. Совместно с сотрудниками Роспотребнадзора проводят химический анализ воды в реке Большой Узень, на берегах которой расположена Дмитриевка, очищают берега от мусора, озеленяют их. Ищут способы борьбы с сорняками, убивающими порой чуть ли не половину урожая. За последнюю работу, проведенную на полях отца-фермера, ученица Дмитриевской школы Настя Енина получила, между прочим, премию Президента РФ.
Пример этой сельской школы – один из великого множества. Журналистская работа дала мне возможность в последние десятилетия познакомиться с огромным количеством педагогов сельских и городских школ из разных регионов России, избравших экологические программы и проекты для воспитания человека деятельного, ответственного, морального. И трудолюбивого. Не случайно в конце девяностых – начале двухтысячных годов именно эти проекты и программы ложились в основу воспитательной работы многих школ! В занятиях экологией мощная деятельная и общественная составляющая. А учителя, не смотря на различные нововведения, всегда отлично понимали: школа обязана научить ребенка и учиться и трудиться. Школа не может не воспитывать.
По всей стране школьники в рамках экологических проектов ухаживают за родниками, высаживают деревья, прокладывают экологические тропы, убирают дворы и скверы. Разве этот, уже апробированный, вариант не один из методов трудового воспитания?
Разве реальное решение экологических проблем и задач, больших и малых, коих в нашей стране великое множество, не является для школьников уроком, говоря словами министра, «не потребительского, а созидательного», деятельного, бережливого отношения к своей школе, своему городу, селу, стране?
Жаль только, что сейчас экология оказалась не предусмотренной ФГОСами, ей почему-то отвели место третьестепенного предмета, потихоньку выдавливаемого из школы. Интересно, через сколько лет мы начнем сожалеть теперь уже об этом – когда города и леса, как в страшном фантастическом романе, будут погребены под высоченными горами мусора, не желающего разлагаться?
?>