Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Россия в поисках союзников

Россия в поисках союзников

20.10.2005

Нам нужны надежные партнеры, но не любой ценой

Один из самых важных факторов, определяющих развитие ситуации в России и вокруг нее – это, как ни странно, существенная внешнеполитическая и внешнеэкономическая изоляция нашей страны. На первый взгляд, такое утверждение может показаться парадоксальным и даже не соответствующим истине. Однако здесь не все так просто.

Действительно, мы довольно быстро, хотя и не без проблем, врастаем в мировую экономику; внешнеторговый оборот России, особенно его относительная доля, растет. Аргументом в пользу оптимистической оценки являются даже вялотекущие интеграционные процессы на бывшем советском пространстве.

Безусловно, существование СНГ до определенной степени тормозит дезинтеграцию бывшего советского пространства. Но вместе с тем, ни одна из главных задач, изначально поставленных перед СНГ (создание эффективного оборонительного сообщества, интеграция валютно-финансовых систем, проведение согласованной политики в отношении третьих стран, обеспечение прав русскоязычного населения) не выполнена. СНГ изначально превратился в своеобразную ликвидационную комиссию, реализующую третьим странам наследие Советского Союза. Большинство новых правящих элит в странах СНГ пришли к власти на волне национал-сепаратизма, в ряде случаев с ярко выраженным антироссийским и антирусским уклоном. В этих условиях любые движения в сторону тесного союза с Россией, даже дающие очевидные выгоды большинству населения этих стран, нередко рассматриваются правящими этнократиями как прямая угроза своим интересам.

Правящие группировки "ближнего зарубежья" с самого начала приняли меры по торможению интеграционных процессов, превратив Содружество в механизм выжимания из России ресурсов, в том числе использования транспортно-энергетической инфраструктуры России. При этом русское население стран СНГ зачастую используется в роли заложников, под которых можно получить разного рода льготы.

Сильным аргументом в пользу сохранения СНГ в существующем виде, по мнению его сторонников, является угроза вступления его членов в альтернативные, в том числе враждебные России структуры. Тем временем, ряд стран СНГ наряду с Восточной Европой и Прибалтикой наращивают на своих территориях присутствие и влияние внешних сил, создавая тем самым пока еще косвенную угрозу безопасности нашей страны. Таким образом, вокруг России уже практически сформировался классический "санитарный кордон". Достройка и введение в эксплуатацию ряда коммуникаций (нефтепроводы по закавказскому маршруту и т.д.) в обход нашей территории замкнет вокруг России петлю блокады. Сегодня эта петля еще не затянута, но уже наброшена.

Крупнейшим "натурным экспериментом" по выявлению внутренней сущности "ближнего зарубежья" стал затяжной чеченский конфликт, в ходе которого многие страны либо заняли открытую антироссийскую позицию, либо предпочли уклониться от четкого определения своего отношения к этой проблеме. А отсутствие с их стороны выраженных экономических санкций против России объясняется лишь тяжелым положением национальных экономик, зависящих от российских энергоресурсов и транзита грузов через российскую территорию.

Всё это не дает России простора для серьезного внешнеполитического маневра. В то же время, очевидно, что союзники нам очень нужны, а их поиск нужно было начинать, как говорится, еще вчера. Каковы же требования к стране-союзнику?

Некоторые из них представляются очевидными. Такая страна должна быть политически стабильной, не находиться в прямой зависимости от влияния США и НАТО; не иметь к нам территориальных претензий, предоставлять России дополнительные транзитные возможности, не контролируемые третьими странами. Структура взаимной торговли с такой страной должна носить несырьевой характер (социально-выгодное разделение труда), обеспечивая загрузку перерабатывающего сектора экономики, в первую очередь машиностроительного комплекса. Кроме того, страна-союзник должна иметь достаточно развитый нефтегазовый и энергетический комплекс, что позволит получать дополнительные доходы как от проведения согласованной ценовой политики на внешнем рынке, так и от технической кооперации.

В нынешней ситуации сложно сказать, какая из стран "ближнего", а тем более "дальнего зарубежья" в полной мере соответствует этим критериям. Ведь даже в отношениях с Белоруссией и Украиной периодически наблюдаются известные трудности. Хотя очевидно, что союз и любая форма объединения именно с Белоруссией и Украиной были бы исключительно выгодны всем трем странам.

…У нас в России иногда наблюдается странная манера искать союзников, где попало – "за горами, за долами, за широкими морями"... Нет, дружить, конечно же, нужно. Но термин "союзник", согласитесь, обязывает к чему-то несравненно большему, нежели обмен клятвами в вечной дружбе.

А тем временем, мы вплотную подошли к самому опасному моменту в нашей истории за весь послесоветский период. Возможная война США против Ирана коснется нас уже прямо, а не косвенно, как это было в случае с Ираком. Пострадают не только наши долгосрочные экономические интересы. Все аспекты жизнедеятельности региона, находящегося в непосредственной близости от России, подвергнутся таким изменениям, последствия которых предсказать сегодня не может никто. И это еще мягко сказано.

Можно ли предотвратить эту войну? Можно. Например, заключив с Ираном договор о дружбе и взаимопомощи и разместив, в рамках такого договора, российскую военную базу на территории этой страны.

Если не сделаем этого, так и останемся пассивными наблюдателями того, как разваливается мир. Неужели ещё не насмотрелись?

Андрей Соколов



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.