Россия в поисках союзников
Нам нужны надежные партнеры, но не любой ценой
Один из самых важных факторов, определяющих развитие ситуации в России и вокруг нее – это, как ни странно, существенная внешнеполитическая и внешнеэкономическая изоляция нашей страны. На первый взгляд, такое утверждение может показаться парадоксальным и даже не соответствующим истине. Однако здесь не все так просто.
Действительно, мы довольно быстро, хотя и не без проблем, врастаем в мировую экономику; внешнеторговый оборот России, особенно его относительная доля, растет. Аргументом в пользу оптимистической оценки являются даже вялотекущие интеграционные процессы на бывшем советском пространстве.
Безусловно, существование СНГ до определенной степени тормозит дезинтеграцию бывшего советского пространства. Но вместе с тем, ни одна из главных задач, изначально поставленных перед СНГ (создание эффективного оборонительного сообщества, интеграция валютно-финансовых систем, проведение согласованной политики в отношении третьих стран, обеспечение прав русскоязычного населения) не выполнена. СНГ изначально превратился в своеобразную ликвидационную комиссию, реализующую третьим странам наследие Советского Союза. Большинство новых правящих элит в странах СНГ пришли к власти на волне национал-сепаратизма, в ряде случаев с ярко выраженным антироссийским и антирусским уклоном. В этих условиях любые движения в сторону тесного союза с Россией, даже дающие очевидные выгоды большинству населения этих стран, нередко рассматриваются правящими этнократиями как прямая угроза своим интересам.
Правящие группировки "ближнего зарубежья" с самого начала приняли меры по торможению интеграционных процессов, превратив Содружество в механизм выжимания из России ресурсов, в том числе использования транспортно-энергетической инфраструктуры России. При этом русское население стран СНГ зачастую используется в роли заложников, под которых можно получить разного рода льготы.
Сильным аргументом в пользу сохранения СНГ в существующем виде, по мнению его сторонников, является угроза вступления его членов в альтернативные, в том числе враждебные России структуры. Тем временем, ряд стран СНГ наряду с Восточной Европой и Прибалтикой наращивают на своих территориях присутствие и влияние внешних сил, создавая тем самым пока еще косвенную угрозу безопасности нашей страны. Таким образом, вокруг России уже практически сформировался классический "санитарный кордон". Достройка и введение в эксплуатацию ряда коммуникаций (нефтепроводы по закавказскому маршруту и т.д.) в обход нашей территории замкнет вокруг России петлю блокады. Сегодня эта петля еще не затянута, но уже наброшена.
Крупнейшим "натурным экспериментом" по выявлению внутренней сущности "ближнего зарубежья" стал затяжной чеченский конфликт, в ходе которого многие страны либо заняли открытую антироссийскую позицию, либо предпочли уклониться от четкого определения своего отношения к этой проблеме. А отсутствие с их стороны выраженных экономических санкций против России объясняется лишь тяжелым положением национальных экономик, зависящих от российских энергоресурсов и транзита грузов через российскую территорию.
Всё это не дает России простора для серьезного внешнеполитического маневра. В то же время, очевидно, что союзники нам очень нужны, а их поиск нужно было начинать, как говорится, еще вчера. Каковы же требования к стране-союзнику?
Некоторые из них представляются очевидными. Такая страна должна быть политически стабильной, не находиться в прямой зависимости от влияния США и НАТО; не иметь к нам территориальных претензий, предоставлять России дополнительные транзитные возможности, не контролируемые третьими странами. Структура взаимной торговли с такой страной должна носить несырьевой характер (социально-выгодное разделение труда), обеспечивая загрузку перерабатывающего сектора экономики, в первую очередь машиностроительного комплекса. Кроме того, страна-союзник должна иметь достаточно развитый нефтегазовый и энергетический комплекс, что позволит получать дополнительные доходы как от проведения согласованной ценовой политики на внешнем рынке, так и от технической кооперации.
В нынешней ситуации сложно сказать, какая из стран "ближнего", а тем более "дальнего зарубежья" в полной мере соответствует этим критериям. Ведь даже в отношениях с Белоруссией и Украиной периодически наблюдаются известные трудности. Хотя очевидно, что союз и любая форма объединения именно с Белоруссией и Украиной были бы исключительно выгодны всем трем странам.
…У нас в России иногда наблюдается странная манера искать союзников, где попало – "за горами, за долами, за широкими морями"... Нет, дружить, конечно же, нужно. Но термин "союзник", согласитесь, обязывает к чему-то несравненно большему, нежели обмен клятвами в вечной дружбе.
А тем временем, мы вплотную подошли к самому опасному моменту в нашей истории за весь послесоветский период. Возможная война США против Ирана коснется нас уже прямо, а не косвенно, как это было в случае с Ираком. Пострадают не только наши долгосрочные экономические интересы. Все аспекты жизнедеятельности региона, находящегося в непосредственной близости от России, подвергнутся таким изменениям, последствия которых предсказать сегодня не может никто. И это еще мягко сказано.
Можно ли предотвратить эту войну? Можно. Например, заключив с Ираном договор о дружбе и взаимопомощи и разместив, в рамках такого договора, российскую военную базу на территории этой страны.
Если не сделаем этого, так и останемся пассивными наблюдателями того, как разваливается мир. Неужели ещё не насмотрелись?
Андрей Соколов