Разделенность – это не навсегда
Русские не единственные, кто столкнулся с проблемой «разделенной нации» или «разделенного народа». Историческая практика показывает, что такая ситуация разрешима, если определена соответствующая цель – как на личном, так и на государственном уровне.
Разделенность существенно ослабила русскую нацию и народ России, не позволяет решать многие важнейшие проблемы в условиях, когда главными субъектами мировых отношений стали крупные сплоченные нации и народы. Она же стала опасной предпосылкой для дальнейшего дробления русской нации внутри России.
…Большинство русских после распада СССР остались в бывших союзных республиках, поскольку рассматривали их как часть своей исторической Родины. Одни из них приняли российское гражданство и восстановили политические связи с Россией, став зарубежными согражданами. Другие приняли иностранное гражданство и осталась связанными с ядром нации только социальными связями. Эти две категории живущих за рубежом русских представляют собой соотечественников в узком смысле этого слова. К соотечественникам следует отнести также лиц добровольно или принудительно эмигрировавших из исторической России до распада СССР и не имеющих российского гражданства.
Большинству проживающих за рубежом наших сограждан грозит ассимиляция, то есть национальная гибель. Поэтому они нуждаются в политической и экономической поддержке со стороны проживающего в России ядра нации.
Принятый в начале 1999 года федеральный Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» установил основные принципы и цели государственной политики в отношении российских граждан и русских соотечественников за рубежом и в силу этого сыграл положительную роль. Однако провозглашенные принципы и цели на практике не реализовывались; не был создан механизм взаимодействия ядра русской нации с согражданами и соотечественниками за рубежом; не проводилось в заметных размерах и финансирование провозглашенной политики.
Таким образом, разделенность русской нации и народа до настоящего времени не преодолена. Не определены и не реализуются адекватные меры по приостановке процессов ассимиляции наших сограждан и соотечественников за рубежом.
…Росссийские ученые и политики неоднократно предлагали различного рода меры по восстановлению единства русской нации. Значительная часть этих предложений нашла свое отражение в законодательных актах. И сегодня проблема заключается в сведении всех этих мер воедино и в реализации их на практике.
Представляется, что в первую очередь необходимо: законодательно уточнить понятие российский соотечественник, чтобы сделать его субъектом взаимоотношений с российским государством; соотечественником следует считать любого выходца из исторической России или его потомка по прямой линии, который идентифицирует себя с русским народом.
Российский соотечественник должен иметь право:
- на упрощенный порядок приобретения российского гражданства;
- на въезд в Россию без приглашения и без уплаты государственной пошлины;
- на упрощенный порядок получения вида на жительство в России, вне квот и без уплаты государственной пошлины;
- на упрощенный порядок получения визы на въезд в Россию и на льготы по оплате визы;
- на работу в России без получения разрешения на работу и без уплаты государственной пошлины;
- на защиту и покровительство России в вопросах касающихся сохранения национальной идентичности, свобод, гражданских, политических и экономических прав;
- на материальную поддержку в сохранении своей национальной идентичности;
- на добровольное поступление на военную службу и на работу в вооруженных силах России других войсках;
- на получение всех видов образования в России на русском языке на равных с российскими гражданами условиях;
- на подготовку преподавателей для русских учебных заведений и сотрудников для других русских социальных институтов за рубежом;
- на получение информации из России на русском языке.
- на поддержку зарубежных СМИ на русском языке;
- на проживание в России без регистрации в миграционных службах.
Российский соотечественник обязан:
- соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;
- помогать развитию русской духовности, культуры, языка, традиций и обычаев в стране своего проживания;
- активно участвовать в деятельности русских землячеств и их предприятий в стране своего проживания;
- не допускать враждебных действий по отношению к русской нации и России, защищать их честь и достоинство.
Отдельный вопрос – создание российскими соотечественниками и согражданами рубежом своих общественных организаций, землячеств, а при необходимости и региональных союзов с тем, чтобы эти национальные объединения выбирали представителей как в консультационный орган при Госдуме России – Совет соотечественников, так и своих депутатов в Госдуму.
Если российские сограждане и соотечественники за рубежом создают свои предприятия, они должны получать льготы в экономической деятельности с Россией.
Задача России – оказываать землячествам информационную, правовую и финансовую поддержку; открыть судопроизводство по делам, связанным с защитой прав сограждан и соотечественников; разработать и принять Закон о репатриации.
Реализация таких мер позволит в кратчайшие сроки сформировать крепкие, социально структурированные русские общины в зарубежных странах, которые смогут защищать своих членов и обеспечивать воспроизводство русской идентичности. Россия же получит свыше двух десятков миллионов сторонников, объединенных с ней политическими и экономическими связями.
Александр Гапоненко,
доктор экономических наук, профессор Балтийского Русского института