Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
О российских интересах национальной бизнес-элиты

О российских интересах национальной бизнес-элиты

Нам нужна бизнес-элита, которая отождествила бы свои бизнес-интересы с интересами страны
Наталия Нарочницкая
22.10.2007
О российских интересах национальной бизнес-элиты
Полноправное участие российского бизнеса в процессе глобальной экономической взаимозависимости — общегосударственная проблема не только в плане подготовленности топ-менеджеров к управлению бизнесом.

Это освоить легче, чем обрести подлинно панорамное видение современного мира, понять, что любая деятельность, даже узкая и конкретная, обязательно вписана в контекст геополитических целей, во взаимоотношения государств. Именно это является часто причиной льготного отношения к одним бизнес-проектам и «торпедирования» других, несмотря на их явную коммерческую привлекательность.
Перед нами стоит общегосударственная задача воспитания новой бизнес-элиты, обладающей достаточным общеобразовательным уровнем, знанием истории, экономики, международной политики и международных отношений.

Русские люди очень способны, они научились в одночасье быть дилерами, менеджерами, и т. д., но общий образовательный уровень бизнесменов у нас страдает, не говоря уже о возможности не только говорить, но и читать на иностранных языках.



Без языка сейчас вообще невозможно чего-либо добиться. Я считаю, что с первого класса одновременно с русским языком нужно учить иностранный. Английский просто необходим. Почему любой киприот, продающий газеты на пляже, свободно болтает на английском языке, а не только на греческом? Но наши бизнесмены иностранные языки почему-то освоить не могут.
Во всем мире сейчас наблюдается настоящий бум последипломного образования. Эти программы призваны помочь разобраться в быстро возникающих новых реалиях, переосмыслить уже известные теоретические представления в новом контексте, теоретические знания дополнить прикладными. Это все очень нужно.
В России эффективно действует целый ряд зарубежных фондов, неправительственных структур, которые организуют эти курсы последипломного обучения. Конечно, есть некие общие закономерности, но всегда нужна привязка к национальной культуре. Когда наши представители делового сообщества обучаются на этих иностранных курсах, они, безусловно, усваивают некоторый объем полезных знаний и навыков. Но при этом присутствует определенная мировоззренческая рама, которая ведет к интеллектуальному, а затем и политическому подчинению сначала зарубежным концепциям и рекомендациям, а в итоге и зарубежным интересам. Вероятность переориентации элиты на нероссийские интересы многократно возрастает из-за того, что наше общество, в сущности, до сих пор мировоззренчески дезориентировано.
Нам нужна бизнес-элита, которая отождествила бы свои бизнес-интересы с интересами страны и ставила перед правительством свои задачи, как это на Западе и происходит. Например, в США готовы воевать за интересы своих бизнес-сообществ.
Для взращивания российской элиты (под элитой я имею в виду социально-активную часть общества, которая участвует в формировании идей, решений, участвует в общественной дискуссии по всем вопросам) надо учиться как непредвзятому, свободному от комплекса неполноценности изучению зарубежного опыта, так и использованию всего лучшего, что есть в отечественном наследии.

Девиз дореволюционной деловой русской газеты был: «Прибыль дороже всего, но честь дороже прибыли».



Слово русского купца не нуждалось даже в подписи, потому что человек, нарушивший слово, становился изгоем. Поэтому важно уже с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, отечество, любовь — главные ценности, а все остальное — лишь инструменты. Без установления этических норм сначала в жизни вообще и, как следствие, — в бизнесе, невозможно обойтись.
Когда мы говорим о нашей бизнес-элите в плане успешности и конкурентоспособности, необходимо также помнить, что ее воззрения не должны быть только узкоприкладными, наоборот, они должны быть панорамными, позволяющими правильно определить подлинную «повестку дня» для России, понять стратегические цели и инструменты их реализации, осознанно, ответственно осуществлять модернизацию, умело и успешно отстаивать интересы российского бизнеса, государства и общества в условиях очень жесткой глобально-экономической, геополитической и социокультурной конкуренции.
Например, все специалисты по Китаю говорят, что Китай необычайно умело изучает и использует все достижения западной цивилизации. Те, кто там был, видят, что это не только рост, это поступательное развитие, чего нам не хватает. При этом они бдительно следят за тем, как дозировать все эти изменения, чтобы не уничтожить стержневую основу функционирования именно китайского менталитета, китайского общества. Я не говорю, что нам надо копировать Китай, — это абсолютно другая цивилизация. Я говорю о принципе: принимать все лучшее и бережно нанизывать на собственный стержень. Поэтому нам нужна школа для представителей российского бизнеса, которая могла бы предложить обучающие программы, содержащие квинтэссенцию фундаментальных классических и современных социально-гуманитарных знаний. Они вооружили бы бизнесменов и топ-менеджеров эрудицией, панорамным взглядом, ценностными ориентирами. Нужно понимать, что Россия самоценна, что без нее мир не полный, что Россия — это тоже Европа. Хочу привести фразу крупного современного французского историка из знаменитой школы «Анналов». Он пишет, имея в виду Западную Европу и Россию, что «задача, которая стоит перед современным миром, — соединить две половинки одной цивилизации, признавая различия, порожденные историей». Здесь есть над чем подумать.

По материалам журнала «Business Woman»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..