Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Не счесть алмазов...

Не счесть алмазов...

Российское Нечерноземье имеет реальный шанс на возрождение
Алексей Балиев
10.10.2012
Не счесть алмазов...

В ходе состоявшегося недавно в Москве инвестиционного форума Архангельской области ее губернатор Игорь Орлов заявил, что многие экономические проекты советского периода и сегодня актуальны. Среди них он назвал межрегиональную железную дорогу БЕЛКОМУР, освоение месторождений алмазов и планируемое в ближайшие годы - бокситов, титановых руд. А также ряд других проектов, в том числе по развитию комплексной переработки рыбного сырья, которая фактически остановилась еще в середине 1970-х годов.

Схожие проекты востребованы и в других областях Российского Нечерноземья. Здесь тоже были разведаны и доказаны запасы разнообразных природных ресурсов – от алмазов, золота и редких металлов до нефти, угля, марганца.

Программы комплексного социально-экономического развития этого региона правительство СССР утвердило еще в конце 1940-х – первой половине 1950-х гг. Они включали в себя, прежде всего, создание внутри– и межрегиональных транспортных артерий, портов, освоение ресурсов местного сырья и его переработку на месте, развитие традиционных сельхозотраслей и т.п. В Псковской области предусматривалась, например, организация добычи и переработки алмазов и урана, в Костромской, Вологодской и Новгородской - добыча нефти, бокситов, редких металлов, другого ценного сырья с их переработкой, а также - развитие льноводства и льнопереработки, лесоперерабатывающих и пищевых отраслей.

К слову, в российском Нечерноземье, включая Архангельскую область и Коми АССР, на базе целебных минеральных вод и грязей развивалась и курортно-лечебная сфера. Только за 1947-1954 гг. было создано свыше 30 санаториев и пансионатов. А в последующие 35 лет – всего 20…

Но в середине 1950-х годов центральные власти навязали этим территориям политику неперспективности освоения ресурсов и переработки их на местах.

Производите, дескать, сырье, а из него в других регионах страны или за рубежом вам сделают и доставят готовую продукцию. «Целина» и подобные ей хрущевские «новации» были объявлены главными направлениями экономической политики того периода. В результате было сорвано промышленное развитие российского Нечерноземья, а его области стали всё в большей степени зависеть от дотаций из центра. Им приходилось ввозить самые разные товары вплоть до сливочного масла и мясных консервов.

Эти области по сей день остаются дотационными и почти на 100% зависят от ввоза нефти, нефтепродуктов, природного газа, продуктов переработки металлургического, химического, текстильного, лесного, сельхозсырья. В том числе - от сырья, производимого здесь же, но отправляемого на переработку зачастую за тридевять российских земель, а то и как, например, лён, древесина, ягоды, грибы, лекарственные травы, - на экспорт.

Лишь в последние годы усилиями администраций и бизнеса советские проекты и программы возвращаются из небытия и поэтапно реализуются.

Губернатор Архангельской области пояснил автору этих строк, что «пора построить магистраль БЕЛКОМУР (примерно 1000 км: Архангельская область– Коми–Пермский край-Средний Урал. - А. Б.), которая по кратчайшему маршруту соединит Северо-Запад России и всего бывшего СССР с Транссибом и азиатскими странами». Кроме того, «остается актуальным проект железной дороги Архангельск-порт Мезень (около 300 км), отменный в марте 1953 года». Комплексное освоение разнообразных сырьевых ресурсов области и их глубокая переработка на месте, в том числе алмазов, по мнению Игоря Орлова, – тоже приоритетные направления региональной экономической политики. В самом деле, алмазосодержащее сырье в этом регионе было разведано еще в конце 1940-х, но его доразведка и добыча в 1954 году была «перенесена» на неопределенный срок. Та же участь постигла начавшееся развитие цветной металлургии и лесохимической отрасли. Были «отодвинуты на перспективу» проекты глубокой переработки разнообразных рыборесурсов, которыми область изобилует и сегодня.

Что касается магистрали БЕЛКОМУР, то ее намечали строить еще до Первой мировой войны. Затем - в 1930-х, начале 1950-х, в середине и в конце 1960-х. Но всё больший уровень зависимости страны от экспорта сырья с конца 1950-х годов, особенно нефтегазового, не позволял вкладываться в долгосрочные и, соответственно, высоко затратные проекты. Теперь с помощью государства и бизнеса эту железную артерию планируют построить в 2013-2016 годах. Дорога по кратчайшему пути соединит Северо-Запад бывшего СССР с Поволжьем, Уралом и Транссибом. Она, кроме того, позволит освоить колоссальные запасы топливного, металлургического, химического, лесного сырья, а также месторождения драгоценных и полудрагоценных металлов в очень обширном регионе.

В конце марта 1953 года была директивно «законсервирована» и железная дорога Архангельск–порт Мезень.

Теперь и этот проект востребован в связи с развитием не только алмазной отрасли, но и портового хозяйства в примыкающем регионе.

Схожие планы намечаются и в других нечерноземных областях. Так, в 2012-2014 гг. в Новгородской области планируется доразведать и начать разработку запасов металлургического и энергосырья, в Псковской – ювелирного и химического сырья. Если такого рода планы удастся реализовать, то российское Нечерноземье получит вполне реальный шанс для возрождения.

Скажу больше: если бы в свое время все проекты были реализованы, то еще тогда произошла бы индустриализация российского Нечерноземья. И СССР, и Россия, наверняка, не имели бы многих социально-экономических проблем, начало которым было положено в середине 1950-х. И в качестве эпилога предлагаю ознакомиться с решением послесталинского руководства СССР о прекращении транспортного и промышленного развития во многих регионах, подчеркиваю, именно - России.

«Постановление Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года»

Cовершенно секретно

21.03. 1953 г., N 149

Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства, не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства (хотя те же проекты востребованы и сегодня… - А.Б.), Совет Министров СССР постановляет:

1. Прекратить строительство следующих объектов:

…Волго-Балтийский водный путь (параллельная «нитка». - А.Б.); гидроузлы на Нижнем Дону; Усть-Донецкий порт (Ростовская область. - А.Б.); железная дорога Чум—Салехард—Игарка, судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки; …тоннельный переход под Татарским проливом (Сахалин-Хабаровский край. - А.Б.); … железная дорога Архангельск—Ручьи—Мезень; железная дорога Красноярск—Енисейск; железная дорога Петропавловск-на-Камчатке—Усть-Большерецк; автомобильная дорога Усть-Большерецк—Озеровский рыбкомбинат (Камчатка. - А.Б.); автомобильных дороги на Кольском полуострове, в Архангельской, Мурманской областях и на побережье Балтийского моря (именно в Калининградской области РСФСР, но не в прибалтийских республиках… - А.Б.);

…в) промышленные предприятия: Кировский химический завод; Черногорский завод искусственного жидкого топлива; Араличевский завод искусственного жидкого топлива; верфь металлического судостроения в Осетрово.

2... а) в двухнедельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по проведению консервации или ликвидации указанных строительств и сметы расходов на эту цель; …Госплану СССР - снять фонды на металл, топливо, строительные материалы, оборудование и другие фонды, выделенные на 1953 год для объектов, прекращенных строительством.

Г.М.Маленков»

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..