Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
МАКС расправил крылья

МАКС расправил крылья

Открывшийся накануне авиационно-космический салон реально заработал лишь сегодня, сразу набрав рекордные обороты
Сергей Птичкин
19.08.2009
МАКС расправил крылья

Как известно, начало МАКС-2009 было омрачено катастрофой, во время которой погиб командир «Русских витязей» Игорь Ткаченко. Поэтому само открытие прошло не торжественно, как обычно, а началось минутой молчания в память погибшего аса. Открывал МАКС-2009 вчера премьер-министр Владимир Путин, и это тоже наложило свой отпечаток. На территорию салона пустили минимальное количество людей – только непосредственных участников. Практически все павильоны были закрыты для свободного входа-выхода. Даже пресс-центр оказался доступен лишь для журналистов правительственного пула.

Поэтому-то никаких значимых переговоров и деловых встреч вчера не проводилось. Впрочем, сенсация все равно была. Министерство обороны публично подписало контракт о закупке для ВВС до 2015-го 64-х истребителей Су-27СМ, Су-30М2 и Су-35С. Руководитель ОАК Алексей Федоров, хоть и был подвергнут критике со стороны премьера, но многомиллиардный кредит на развитие авиапрома Объединенная авиастроительная корпорация получит.

В среду очень высоких гостей в Жуковском не ожидается, зато наплыв тех, для кого салон место активной работы и напряженных переговоров – огромный.

Бросается в глаза, что МАКС-2009 значительно скромнее, чем предыдущий салон. Практически нет иностранных летательных аппаратов, хотя в былые годы прилетали даже Б-52.

Американцы, как утверждают в руководстве салона, планировали прислать около десятка боевых самолетов, но президент США посчитал это лишней тратой и приказал своим ВВС экономить. Не увидят посетители и ожидавшийся аэробус-гигант А-380, хотя переговоры об участии этого лайнера на салоне велись.

Даже на стендах иностранные компании смотрятся скромно. Исключение представляет, пожалуй, группа компаний САФРАН, основную долю в которой составляет французская промышленность. Эта группа имеет давние связи с российской авиапромышленностью, участвовала в рождении регионального лайнера «СухойСуперДжет-100». Уникальность сотрудничества в том, что совместными усилиями удалось спроектировать и построить новейший газотурбинный двигатель для «СуперДжета». Это первый опыт подобных совместных разработок.

Французы показывают не только много интересного из области авиастроения, но и демонстрируют новейшую экипировку для пехотинца, в которой использованы лучшие ноу-хау аэрокосмической промышленности. Министр обороны Дмитрий Сердюков и начальник Генштаба Николай Макаров долго не могли оторвать глаз от живого французского солдата, облаченного в униформу будущего. Солдат, кстати, тоже часть экспозиции.

Новинок не много, но они есть, причем важные. На статической стоянке находятся новейшие Су-35 и МиГ-35, новый вертолет Ка-60, недавно принятый на вооружение легкий вертолет «Ансат-У».

К сожалению, практически нет беспилотных летательных аппаратов, хотя обилие их ожидалось. Даже РСК «МиГ», показавшая в позапрошлом году журналистам свой перспективный беспилотник, на этот раз данную тематику проигнорировала. По словам руководства корпорации, ВВС интереса к этой машине не проявили.

Можно отметить те изделия, которые стали продуктом деятельности промышленности России, Белоруссии и Украины. Благодаря белорусским новациям и техническим возможностям корпорации «Алмаз-Антей» удалось построить фактически новый зенитно-ракетный комплекс Тор-М2Э, а межгосударственной финансово-промышленной группе «Оборонительные системы» провести эффективную модернизацию старых, но надежных зенитно-ракетных комплексов С-125.

Активно, хотя и без лишнего шума, развивается российско-украинская интеграция в области авиастроения. На салоне демонстрируется прекрасный лайнер Ан-148 с логотипом «Россия» на борту. Разработан он в Киеве, а выпускается в Воронеже. Вообще, доля российского участия в проектах фирмы «Антонов» достигает 70 процентов. Ежегодно бюджет России получает сотни миллионов долларов налоговых отчислений при реализации совместных проектов. К сожалению, очень мешает здесь политика. Даже однозначно взаимовыгодные проекты, вроде Ан-70, наталкиваются на постоянные бюрократические препоны и просто личные амбиции отдельных руководителей. Впрочем, в период работы МАКС-2009 запланированы переговоры, цель которых – снять ряд совершенно пустых напряженностей.

МАКС-2009 – это, конечно, праздник, но то и дело в разговорах участников салона речь заходила о воскресной трагедии. Ситуация в принципе прояснилась. Ведомый истребитель, который пилотировал Виталий Мельник, потеряв в какой-то момент ориентацию, сблизился и ударил своим нижним килем кабину ведущего, в которой сидел полковник Ткаченко. Предполагается, что от этого удара Ткаченко погиб сразу, и его тело выбросило из разрушенной кабины. Парашютная система тоже была повреждена, поэтому и не сработала. Точную картину выяснит расследование, которое сейчас идет.

От случайностей в небе никто не застрахован. Однако нельзя сбрасывать со счетов психологический фактор.

Пилоты «Русских витязей» и «Стрижей» последние месяцы жили ожиданием перевода в другой гарнизон. Их родная Кубинка, о чем неоднократно сообщалось в прессе, передается под коммерческую авиацию.

Для военных там места не осталось. После гибели Ткаченко официально заявлено, что в ближайшее время никакого перевода не будет. А дальше? Вопрос без ответа.

Останки разрушенного бомбардировщика, лежавшего около аэродромной полосы в роковое воскресенье и производившего тягостное впечатление, с поля не убрали. Но облагородили. Вокруг фюзеляжа образовалось целое производство по его утилизации. Этот процесс в авиации неизбежен. И, в принципе хорошо, что утилизацией у нас стали заниматься на качественно высоком уровне. Вот только рекламировать этот процесс надо было как-то более деликатно, что ли. Кстати, публично утилизируется корпус Ту-22М2, а не Су-24. Просто сам фюзеляж настолько разбит, что действительно трудно было сразу определить его первоначальную марку…

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.