Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Лечить нельзя хоронить

Лечить нельзя хоронить

Если хотим оживить экономику, придётся оживлять и литературу
Валерий Терёхин
27.06.2006

Первые годы нового века подвели черту под десятилетием попыток реанимировать дух и стиль жизни "советских писателей". Тех, кто был властителями вузовских коридоров, отягощенных дачами и любовницами, многотомных прозаиков с московской пропиской, десятилетиями кормившихся за счет элегических воспоминаний о "босоногом детстве". Даже раскол Союза писателей СССР на этнические союзы не оказал влияния на людей, упорно именующих себя писателями и заполняющих страницы "профильных" изданий ("Литературной России", "Московского литератора", "Дня литературы" и прочих).

Параллельно с этим осталась прежней методология изучения русской литературы и система литературного образования в России, органично связанная с литературным миром. Как и прежде, страницы вузовских пособий пестрят шаблонами, выдержанными в духе примитивного социологизма, вывернутого наизнанку. В литературоведении нового века главенствует тенденция, бытовавшая после 1917 года: все, что было прежде – плохо. В сознание студентов настойчиво вколачивают диаметрально расходящиеся с истиной оценки творчества отдельных писателей, их произведений, целых направлений. Цель одна: не позволить выйти на качественно новый уровень обобщения, затормозить развитие студента как национально мыслящего литературоведа.

В современных учебниках и пособиях сплошь и рядом наследие 1960-х годов: доморощенный структурализм "хрущевской эпохи" (попытка объяснить художественное произведение исходя из его формальных параметров). На сотнях страниц тянутся рассуждения о композиции, структурных элементах, заунывные рассуждения о методе и стиле писателя. Но при этом полностью игнорируются культурный и религиозно-нравственный аспекты. В результате, по сей день Гоголь предстает как обличитель самодержавно-крепостнической России, Достоевский описывает исключительно страдания "маленького человека", а основная идея романа "Война и Мир" в том, что не дворянство, а народ победил Наполеона.

Убогая конъюнктура методических подходов объясняется прежде всего личной ничтожностью и трусостью авторов соответствующих учебников, готовностью подкрепить псевдонаучной риторикой любую власть. Отсюда – сознательное национальное самоотчуждение, изъятие из учебников массы примеров и образов из произведений русских писателей XIX-XX века, суть которых в утверждении героями активной национальной жизненной позиции, примеров, которые могут произвести воспитательный эффект. Возможно, этого-то и опасаются "стратеги" головного Института мировой литературы (ИМЛИ), где в 1990-е годы проложили курс на изучение литературы русского зарубежья, обильно профинансированный оттуда же, из-за рубежа.

Нынешнему преподавательскому корпусу свойственно непонимание отечественной истории, сознательное уничижение роли русского народа в становлении государства. Даже подбор имен, включаемых для изучения в вузовские учебники, всецело зависит от вкусовых и национальных пристрастий авторов, которые без церемоний навязываются: "Иосиф Бродский – поэт поэтов", "Шолохов – подставное лицо"…

Вывод неутешителен: современный подход авторов вузовских пособий по русской литературе) – это отвратительный образчик необольшевизма и неотроцкизма (в худшем его варианте).

В нынешнем году, равно как и в прочие годы, выпускникам насквозь интернационального Литературного института имени Горького выдадут дипломы, где в графе "профессия" будет проставлена несуществующая в природе специальность "литературный работник". Как и прежде, с надеждой приобщиться к истине, устремятся в столицу тысячи абитуриентов; сотни ничего не подозревающих счастливчиков станут студентами филфаков гуманитарных вузов, а место им уступят "сломанные" выпускники, не нужные ни в Москве, ни тем более у себя в провинции.

В чем же причина стагнации? Как оживить мертвящую воду космополитической лжи, которая настояна на заморских концентратах "общечеловеческих" ценностей? Как восстановить мировой престиж русского литературоведения времен Шкловского и Бахтина?

Прежде всего, следует задуматься над восприятием понятия "писатель" и напомнить, что именно в 1990-е годы оборвалась русская традиция, тянувшаяся со времен Пушкина – традиция восприятия писателя как мастера живого сущего слова, воспроизводящего народный тип доступными ему языковыми средствами. Литературе же в её современной форме уготована незавидная роль дурмана, отвлекающего от реальности. Но книжных лотках востребован именно такой товар, а остатки литературных "элит" всё ещё взбадривают себя, не желая осознать, что в этом процессе их уже нет.

Что же предлагают неофитам одряхлевшие московские мэтры, чьи взаимные симпатии и антипатии пестовались десятилетиями в идеологических подразделениях ЦК КПСС, чьи дискуссии и публикации совокупно взрастили и вознесли на властную высоту детей членов Союза писателей СССР? Какой духовный потенциал может содержать и реализовать те же "протестные" Московская и Российская писательские организации и Литературный институт? Эту тройку следует выделить особо в псевдолитературном московском консорциуме. Позиция "продвинутых" патриотов, курсирующих между Тверским бульваром, улицей Герцена и Комсомольским проспектом, укладывается в готовые формы, отлитые в "силовой структуре", имевшей особое влияние в годы существования СССР. Сотрудники её действующего резерва и по сию пору лелеют "советский патриотизм" (это когда русские должны жертвовать собой во имя счастья других народов) и продвигают пропаганду советского интернационализма под всякими "ура-русскими" соусами.

Не мудрено, что основной и последний, по всей видимости, потребитель печатного "залпа" книжно-газетно-журнального блока "писателей-патриотов" – это читатель из провинции, у которого нет никакой информации о том, что на самом деле творится в "литературной" Москве. Он искренне сопереживает "трудной жизни", скажем, журнала "Наш современник" или иных, тоже не бедствующих "борцов с режимом", которые на рубеже 1980-1990-х паразитировали на теме всеобщего падения, а теперь обличают этот самый "режим" (как, например, Юрий Поляков).

…Возникает вопрос: а сами люди, называющие себя писателями, и те, кто подвизался на преподавательской ниве, они разве не знают, что их студентов ждёт участь окололитературных рабов, в обязанности которым заранее вменено восхищаться московскими "гениями" (из "левой" или "правой" обоймы, все равно), компилировать словесные клише, надерганные из учебников, пособий, журналов, чтобы заполучить грошовую зарплату в "районке" или местном вузе; или же десятилетиями пресмыкаться перед "литературным" начальством?

Бросьте! Им прекрасно известно будущее тех, чьими наставниками они упорно продолжают себя называть. Они сами через это прошли, комфортно "уложившись в систему", в отличие от тех, кого эта система погубила. Их многолетняя ежедневная ложь в угоду дня – это осознанное преступление против студентов и читателей.

Тогда логичен ещё один вопрос: есть ли решение проблемы образования в области литературы и проблем литературоведения и писательского мира? Да, такая возможность есть, в том числе и в области изучения литературы в профильных вузах.

Вполне достаточно продуманной работы двух федеральных ведомств – Министерства образования и Министерства труда и социального развития. В каждом из них по согласованию с профильным департаментом правительства следует создать рабочие группы (или одну межведомственную) для подготовки проекта соответствующего постановления правительства. Да-да, именно постановления о ситуации в изучении русской литературы в высшей школе. (Даже во Франции XVII века, окруженной врагами, во Франции эпохи кардинала Ришелье, где вечно не хватало денег на хлеб для армии, не гнушались публично оглашать на Новом мосту в Париже для всего народа "профильные" вердикты короля, утвержденные Королевским советом – например, о создании литературных академий.)

Далее. Министерство образования после приказа министра должно провести тщательную проверку подведомственных ему гуманитарных вузов. По результатам проверки, вполне вероятно, могут пойти на нелегкие, но правильные решения: о закрытии Литературного института имени Горького; о перепрофилировании Российского государственного гуманитарного университета; о реструктуризации филологических факультетов МГУ и МГПУ. А Министерству труда придётся выработать и утвердить новые профессиональные квалификации для дипломированных филологов-литературоведов, максимально приближенные к реальности. Пусть это будут "филологи-аналитики текстовых электронных нематериальных архивов", "редакторы – актуарии гипертекстов", что угодно, лишь бы облегчить устройство на работу. Специалисты по работе с текстом сегодня нужны и на предприятиях, и в бизнес-структурах.

Сделать это нужно по одной простой причине: потребности постепенно отстраиваемой мобилизационной экономики уже сегодня требуют единых и соразмерных условий становления и национального самосознания, и каждого человека в отдельности. Стержнем такого процесса всегда было и будет научно обоснованное, нетенденциозное изучение национальной литературы.


Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..