Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 октября 2023
Кого растит российская школа?

Кого растит российская школа?

Несмотря ни на что, лучшие традиции отечественного образования продолжают жить
Анна Ромашова
05.07.2010
Кого растит  российская школа?

В обычной школе на московской окраине уже много лет работает музей «Любви и добра». Его экспонаты собраны несколькими поколениями учащихся.

На фоне кипящих страстей по поводу ЕГЭ, перевода школы на новые условия финансирования и прочих новаций Минобрнауки жизнь этого музея на первый взгляд может показаться недостойной «высочайшего» внимания. Между тем, и этот музей, и эта школа давно должны были бы стать предметом внимания Минобрнауки, формирующего идеологию работы отечественного образования.

В музее «Любви и добра» – старые газеты и грамоты, фотографии и документы, ордена и медали, полученные за ратный и мирный труд родными мальчишек и девчонок, какие-то предметы быта семей, театральные программки, письма, телеграммы, поздравительные открытки… Здесь во всем – неуловимый дух эпохи.

Ученикам 1354-ой их учителя смогли привить любовь к России наперекор всему тому валу информации в СМИ, что отвращает ребенка от собственной страны, провоцирует «подхихикивание» и ерничанье над ее историей и культурой, традициями и смыслами.

- Больше десяти лет назад мы задумались над тем, как на самом деле надо воспитывать наших детей, чтобы они стали настоящими гражданами Отечества, - бес особого пафоса, но убежденно говорит директор школы, кандидат педагогических наук Анна Постникова. С лозунгами у нас – всегда все в порядке. Да, декларации у всех – хорошие. А что за ними-то стоит?

Когда начинаешь глубже вникать в работу какой-то школы, то понимаешь – да почти ничего… Просто – частокол милых намерений, не укорененных в жизни, но модных и оттого – как бы обязательных. Это касается и темы гражданского воспитания.

А теперь давайте представим себе, что воспитание гражданина – это предмет сродни математике или русскому.

Как он будет реализован в школе? И тогда мы придумали серию проектов. И каждый проект стал своеобразной ступенькой гражданского разговора с детьми.

У нас каждый третий класс, например, осуществляет проект «История моей семьи в истории моей Родины». Генеалогическое древо, прабабушки и прадедушки, фотографии и старые письма, ордена и медали, какие-то значимые личные вещи и не менее значимые документы… Мы и представить себе не могли даже, как это важно оказывается рассказать ребенку – кто его прабабушка или прадедушка. Они теперь записывают все, что связано с историей семьи в особую тетрадь, гордятся своими семьями…

Так делается первый шаг, чтобы разбудить в ребенке интерес к истории своего Отечества.

В четвертом классе тема предлагается уже шире: «Южное Бутово – молодость древней столицы». Где ты живешь? Да вот оно – Южное Бутово. Улица Скобелевская. А кто такой – Скобелев? Чем он славен для истории России? А адмирал Лазарев? Что ты узнал о нем? Ага, вот, оказывается, каким славным именем твоя улица названа! И весь год дети осваивают свою «малую родину».

Пятый класс. Тема «Люблю твою, Россия, старину». Русские традиции, русские игрища и потешки, здесь – кто во что горазд! Развернуться по теме есть где. Идет разговор о том, что раньше русские жили так, а теперь – вот так: что-то изменилось, что-то даже осталось. Почему осталось? Какая роль той или иной традиции: все эти вещи осмысляются детьми в течение года. А в мае – защита проектов.

Шестой класс – «Игрушки мира». От дымковской до… пистолета. Спрашиваю у класса: «Пистолет – хорошая игрушка?». Девчонки – «Не-ет!». Мальчишки – «Да-а!». Поговорили, выяснили: и не хорошая, и не плохая – все зависит от того, в чьих руках она находится…

В седьмом классе серьезная патриотическая тема – «О подвигах, о доблести, о славе!». Речь идет о дедушках и бабушках, тех, кто воевал, о ветеранах, живущих в Южном Бутово, о героях – защитниках Отечества. Не обойдены и родные наших учителей: и те, кто воевал во время Великой Отечественной войны, и те, кто прошел Афган… Все найденное попадает на стенды нашего школьного музея.

Идем дальше. Дальше – возраст любви. Тема восьмого класса - «У любви есть слова, те слова не умрут…». Начинали с тургеневских девушек, потом – родители, – учителя, которые работая в школе поженились… Любовь – дело святое, умолчаний не требующее, кроме деликатных возрастных. Тут не грех вспомнить и то, как познакомились бабушки с дедушками, через какие испытания их любовь прошла, сколько тягот вынесла: все как у классика – «Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне…». Нет, конечно, бывают и вздохи, и прогулки…

Но и о главном – отношении человека к человеку – речь идет, о верности, о жертвенности в любви, об ответственности за близкого человека, о необходимости его защищать…

И мы сознательно отводим на это целый год – слишком важная для жизни тема, слишком многое зависит от того, какие семена будут посеяны в душе ребенка. Согласитесь: в семье ведь об этом не так часто с детьми говорят, считая это само собой разумеющимся. А оказывается без этих разговоров с детьми – никуда! Иначе им «улица» такого понарассказывает! Значит, школа должна эту зону воспитания не упустить, вовремя среагировать, наполнить ее добрым смыслом.

Начинается с любви между мужчиной и женщиной, а приходит и к любви к Родине. Это ведь тоже – любовь!

В девятом классе тоже важная тема для обдумывания: «Планета наша – наш общий дом». От экологии планеты до экологии души.

В десятом наши ребята заняты не менее важной задачей – «Каждый выбирает для себя». Скоро за школьный порог: пора задуматься о будущем, выбрать ориентиры, наметить пути, понять, что многое – в твоих руках, надо лишь не лениться, бороться, работать.

В одиннадцатом классе финальная «ступенька» нашей работы с детьми – «Всемирное наследие – в руках молодых». Это – и вопросы мировой культуры, и памятники, и памятные места на карте мира, это и воспитание толерантности к другим народам, это и наследие отечественной и мировой науки. И если мы где-то какие-то вещи успеваем проставить лишь пунктирно, то и это важно – пусть знают, что это есть. Короче говоря, мы как бы подводим их к мысли, что перед ними мир, полный достижений человечества, и они вправе им разумно распорядиться.

Помню, на Байкале с детьми у костра песни пели. Ну, попели они свои, потом спрашивают: «Анна Львовна, а Вы какие песни знаете?». Взяла гитару, спела про лыжи, которые «у печки стоят», про поручика Голицына, другие бардовские песни спела. Так потом мы с ребятами две недели только их и учили, и распевали… Темы-то вечные!

Ребенку важно показать смыслы, и доказать ему, что эти смыслы – не только важны, но – и прекрасны.

Тогда не будет его тянуть на разную ерунду и пошлость. И еще. Не стоит уповать на «развитие конкуренции» между школами, считая, что это приведет к «повышению качества образования. Там, где собрался хороший педагогический коллектив – там с детьми будет все в порядке и без всякой показухи. А там, где нет хороших учителей – ждать нечего: будут работать с прохладцей.. Это в Москве да других больших городах – конкуренция… А в селе Пискуне, где одна школа, - там какая «конкуренция» может быть? Об этом в педагогическом сообществе уже говорено-переговорено, а сверху все продолжают талдычить о «школе в условиях рынка», «оказании образовательных услуг» и пр.

Сегодня же важно задуматься, прежде всего, об идеологии в школе.

- Воспитать она, прежде всего, должна гражданина! – замечает Анна Постникова. – И на это государство должно делать главный акцент. Ведь школа с потерянными смыслами – фирма по оказанию репетиционных услуг с «подушевым финансированием», не более того.

Специально для Столетия


Эксклюзив
26.09.2023
Валерий Панов
Как Запад веками жил грабежом других стран и народов
Фоторепортаж
25.09.2023
Подготовила Мария Максимова
В Новой Третьяковке открылась выставка, посвящённая 100-летию московского спорта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..