Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 июня 2024
Кого растит российская школа?

Кого растит российская школа?

Несмотря ни на что, лучшие традиции отечественного образования продолжают жить
Анна Ромашова
05.07.2010
Кого растит  российская школа?

В обычной школе на московской окраине уже много лет работает музей «Любви и добра». Его экспонаты собраны несколькими поколениями учащихся.

На фоне кипящих страстей по поводу ЕГЭ, перевода школы на новые условия финансирования и прочих новаций Минобрнауки жизнь этого музея на первый взгляд может показаться недостойной «высочайшего» внимания. Между тем, и этот музей, и эта школа давно должны были бы стать предметом внимания Минобрнауки, формирующего идеологию работы отечественного образования.

В музее «Любви и добра» – старые газеты и грамоты, фотографии и документы, ордена и медали, полученные за ратный и мирный труд родными мальчишек и девчонок, какие-то предметы быта семей, театральные программки, письма, телеграммы, поздравительные открытки… Здесь во всем – неуловимый дух эпохи.

Ученикам 1354-ой их учителя смогли привить любовь к России наперекор всему тому валу информации в СМИ, что отвращает ребенка от собственной страны, провоцирует «подхихикивание» и ерничанье над ее историей и культурой, традициями и смыслами.

- Больше десяти лет назад мы задумались над тем, как на самом деле надо воспитывать наших детей, чтобы они стали настоящими гражданами Отечества, - бес особого пафоса, но убежденно говорит директор школы, кандидат педагогических наук Анна Постникова. С лозунгами у нас – всегда все в порядке. Да, декларации у всех – хорошие. А что за ними-то стоит?

Когда начинаешь глубже вникать в работу какой-то школы, то понимаешь – да почти ничего… Просто – частокол милых намерений, не укорененных в жизни, но модных и оттого – как бы обязательных. Это касается и темы гражданского воспитания.

А теперь давайте представим себе, что воспитание гражданина – это предмет сродни математике или русскому.

Как он будет реализован в школе? И тогда мы придумали серию проектов. И каждый проект стал своеобразной ступенькой гражданского разговора с детьми.

У нас каждый третий класс, например, осуществляет проект «История моей семьи в истории моей Родины». Генеалогическое древо, прабабушки и прадедушки, фотографии и старые письма, ордена и медали, какие-то значимые личные вещи и не менее значимые документы… Мы и представить себе не могли даже, как это важно оказывается рассказать ребенку – кто его прабабушка или прадедушка. Они теперь записывают все, что связано с историей семьи в особую тетрадь, гордятся своими семьями…

Так делается первый шаг, чтобы разбудить в ребенке интерес к истории своего Отечества.

В четвертом классе тема предлагается уже шире: «Южное Бутово – молодость древней столицы». Где ты живешь? Да вот оно – Южное Бутово. Улица Скобелевская. А кто такой – Скобелев? Чем он славен для истории России? А адмирал Лазарев? Что ты узнал о нем? Ага, вот, оказывается, каким славным именем твоя улица названа! И весь год дети осваивают свою «малую родину».

Пятый класс. Тема «Люблю твою, Россия, старину». Русские традиции, русские игрища и потешки, здесь – кто во что горазд! Развернуться по теме есть где. Идет разговор о том, что раньше русские жили так, а теперь – вот так: что-то изменилось, что-то даже осталось. Почему осталось? Какая роль той или иной традиции: все эти вещи осмысляются детьми в течение года. А в мае – защита проектов.

Шестой класс – «Игрушки мира». От дымковской до… пистолета. Спрашиваю у класса: «Пистолет – хорошая игрушка?». Девчонки – «Не-ет!». Мальчишки – «Да-а!». Поговорили, выяснили: и не хорошая, и не плохая – все зависит от того, в чьих руках она находится…

В седьмом классе серьезная патриотическая тема – «О подвигах, о доблести, о славе!». Речь идет о дедушках и бабушках, тех, кто воевал, о ветеранах, живущих в Южном Бутово, о героях – защитниках Отечества. Не обойдены и родные наших учителей: и те, кто воевал во время Великой Отечественной войны, и те, кто прошел Афган… Все найденное попадает на стенды нашего школьного музея.

Идем дальше. Дальше – возраст любви. Тема восьмого класса - «У любви есть слова, те слова не умрут…». Начинали с тургеневских девушек, потом – родители, – учителя, которые работая в школе поженились… Любовь – дело святое, умолчаний не требующее, кроме деликатных возрастных. Тут не грех вспомнить и то, как познакомились бабушки с дедушками, через какие испытания их любовь прошла, сколько тягот вынесла: все как у классика – «Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне…». Нет, конечно, бывают и вздохи, и прогулки…

Но и о главном – отношении человека к человеку – речь идет, о верности, о жертвенности в любви, об ответственности за близкого человека, о необходимости его защищать…

И мы сознательно отводим на это целый год – слишком важная для жизни тема, слишком многое зависит от того, какие семена будут посеяны в душе ребенка. Согласитесь: в семье ведь об этом не так часто с детьми говорят, считая это само собой разумеющимся. А оказывается без этих разговоров с детьми – никуда! Иначе им «улица» такого понарассказывает! Значит, школа должна эту зону воспитания не упустить, вовремя среагировать, наполнить ее добрым смыслом.

Начинается с любви между мужчиной и женщиной, а приходит и к любви к Родине. Это ведь тоже – любовь!

В девятом классе тоже важная тема для обдумывания: «Планета наша – наш общий дом». От экологии планеты до экологии души.

В десятом наши ребята заняты не менее важной задачей – «Каждый выбирает для себя». Скоро за школьный порог: пора задуматься о будущем, выбрать ориентиры, наметить пути, понять, что многое – в твоих руках, надо лишь не лениться, бороться, работать.

В одиннадцатом классе финальная «ступенька» нашей работы с детьми – «Всемирное наследие – в руках молодых». Это – и вопросы мировой культуры, и памятники, и памятные места на карте мира, это и воспитание толерантности к другим народам, это и наследие отечественной и мировой науки. И если мы где-то какие-то вещи успеваем проставить лишь пунктирно, то и это важно – пусть знают, что это есть. Короче говоря, мы как бы подводим их к мысли, что перед ними мир, полный достижений человечества, и они вправе им разумно распорядиться.

Помню, на Байкале с детьми у костра песни пели. Ну, попели они свои, потом спрашивают: «Анна Львовна, а Вы какие песни знаете?». Взяла гитару, спела про лыжи, которые «у печки стоят», про поручика Голицына, другие бардовские песни спела. Так потом мы с ребятами две недели только их и учили, и распевали… Темы-то вечные!

Ребенку важно показать смыслы, и доказать ему, что эти смыслы – не только важны, но – и прекрасны.

Тогда не будет его тянуть на разную ерунду и пошлость. И еще. Не стоит уповать на «развитие конкуренции» между школами, считая, что это приведет к «повышению качества образования. Там, где собрался хороший педагогический коллектив – там с детьми будет все в порядке и без всякой показухи. А там, где нет хороших учителей – ждать нечего: будут работать с прохладцей.. Это в Москве да других больших городах – конкуренция… А в селе Пискуне, где одна школа, - там какая «конкуренция» может быть? Об этом в педагогическом сообществе уже говорено-переговорено, а сверху все продолжают талдычить о «школе в условиях рынка», «оказании образовательных услуг» и пр.

Сегодня же важно задуматься, прежде всего, об идеологии в школе.

- Воспитать она, прежде всего, должна гражданина! – замечает Анна Постникова. – И на это государство должно делать главный акцент. Ведь школа с потерянными смыслами – фирма по оказанию репетиционных услуг с «подушевым финансированием», не более того.

Специально для Столетия


Эксклюзив
10.06.2024
Валерий Мацевич
850 только частных компаний участвуют в выполнении задач ОПК России
Фоторепортаж
10.06.2024
Подготовила Мария Максимова
На Арбате после масштабной реставрации открылась мемориальная квартира поэта


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.