Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Юрий Дерябин: «На дне Балтики покоятся сокровища Екатерины Великой»

Юрий Дерябин: «На дне Балтики покоятся сокровища Екатерины Великой»

Беседа с руководителем Центра Северной Европы Института Европы РАН
20.11.2008
Юрий Дерябин: «На дне Балтики покоятся сокровища Екатерины Великой»

Недавно в Москву приезжал премьер-министр Финляндии Матти Ванханен. Как сообщили СМИ, в ходе переговоров с Владимиром Путиным обсуждался и вопрос о судьбе голландского парусника «Дева Мария», затонувшего в районе Аландских островов. На его борту –драгоценности и картины, приобретенные по заказу российской императрицы Екатерины II. О подробностях этой истории читателям «Столетия» рассказывает руководитель Центра Северной Европы Института Европы РАН, бывший посол РФ в Финляндии Ю.С. Дерябин.

- Юрий Степанович, что это за история с «летучим голландцем», почему ею занялись высшие должностные лица двух стран?  

- И хорошо, что проблема обсуждается на столь высоком уровне. Быть может, это придаст импульс ее решению. История уходит, как говорится, в глубь времен. В сентябре 1771 года из Амстердама в Санкт–Петербург вышел голландский двухмачтовый парусник «Vrouw Maria» («Дева Мария») (на фото) под командованием капитана Раймонда Лоуренса. Лишь немногие посвященные знали, что на борту судна, помимо обычных грузов (ткани, кофе, красители), находились закупленные на аукционе у известного нидерландского коллекционера Геррита Браамкампа по личному указанию императрицы Екатерины произведения искусства, предназначенные для Эрмитажа. Часть была приобретена для дворцов царских вельмож – канцлера Панина, вице-канцлера князя Голицына, графа Чернышева, графа Разумовского и других приближенных императрицы.  

В финских шхерах у Аландских островов парусник попал в жестокий шторм, разбился о скалы и затонул. Команде удалось спастись и снять часть груза, но сокровища, предназначенные для императрицы, были в трюмах под мешками с кофе и оказались на дне Балтики.  

- Какие же именно?  

- Точного перечня картин, которые были среди грузов, не сохранилось. Но есть данные о том, что было продано в то время на аукционе Браамкампа. Исследователи упоминают имена голландских художников ХVII века. Это Герард Доу, Ян ван Гоейн, Гендрих ван Бален, Габриэль Метсу, Франс Ван дер Мин и другие.  

- И вы думаете, все это могло сохраниться в морских водах в течение двух с лишним веков?  

- Это предстоит еще выяснить. Известно, что в те времена холсты великих мастеров при транспортировке тщательно упаковывались в свинцовые контейнеры и заливались воском. Есть шанс, что они могли сохраниться до наших дней. Но, конечно, 230 с лишним лет на дне моря, в соленой морской воде…  

- Какова сегодня может быть стоимость этих картин?  

- Об этом даже говорить бессмысленно. Если их выставить на аукционе, то это будут, конечно, многие миллионы евро. Но произведения искусства такого уровня, как говорится, бесценны.  

- Россия, когда понесла такую тяжелую утрату, какие действия предприняла?  

- Сразу же после крушения «Девы Марии» Петербург вступил в активные контакты со шведскими представителями (Финляндия тогда входила в состав Шведского королевства), пытаясь выручить драгоценный груз. Причем вопрос был поднят на высокий политический уровень. По поручению императрицы этим делом занимался лично глава российского МИД граф Никита Панин, пытаясь официально зафиксировать, что речь идет о собственности российской императрицы, то есть российского государства. В Национальном архиве Швеции обнаружено несколько писем Панина шведам периода 1771-1773 годов. Но длившаяся не один год переписка положительных результатов не дала. И все надолго затихло. В течение всех лет советской власти дело о российских сокровищах на дне Балтики было погребено в архивах различных ведомств.  

- Когда и как история вновь всплыла на поверхность?  

- За это мы должны благодарить финского морского археолога Кристиана Альстрема. В 70-х годах прошлого столетия он нашел в финских архивах некоторые документы. В 1979 году опубликовал книгу «Затонувшие корабли» (вышла в Стокгольме), затем в 1982 году (на финском языке) «В объятьях глубины» и в 1992 году на английском языке «Бросаем лот». По утверждению автора, всего на борту «Девы Марии» находилось около 60 залитых воском свинцовых бочек, в которые были запаяны драгоценные предметы и, по его предположениям, они должны сохраниться. Такая информация сразу привлекла широкий общественный интерес.  

- И в России?  

- В России, к сожалению, на исследования Альстрема никто, кроме некоторых специалистов, тогда особого внимания не обратил. МИД и Минкультуры в 2001 году отреагировали вяло, сославшись на сложности с доказательством российской принадлежности сокровищ. Зато финны немедленно стали искать место гибели «Девы Марии» и искали почти двадцать лет. Наконец, в 1999 году поиски увенчались успехом: затонувший парусник, покоящийся на глубине более сорока метров, нашла финская экспедиция дайверов под руководством Рауно Койвусаара.  

- Как же теперь добыть драгоценный груз со дна морского?  

- Для этого надо решить две проблемы. Первая – чисто техническая. Надо разработать надежный способ подъема затонувшего судна или извлечения контейнеров на поверхность. На этот счет уже идут предварительные международные консультации специалистов. Надо обеспечить соответствующее финансирование этой операции. По прикидкам финнов, она будет стоить не менее 25 миллионов евро, да еще миллионов 40 на консервацию судна. Но деньги, наверное, можно найти.  

Европейский Союз уже выделил грант в 700 000 евро для подготовительных работ. На эти же цели ассигновало 300 000 евро правительство Финляндии.  

К предприятию проявляют интерес и российские, и зарубежные инвесторы. Вторая проблема посложнее. Надо четко определиться – кому принадлежит то, что предстоит поднять со дна. Есть четыре претендента. Голландцы напоминают, что «Vrouw Maria» - это их судно. Шведы…  

- А шведы-то тут причем?  

- Они говорят, что территория, близ которой парусник затонул, принадлежал в то время Швеции.  

- Так мы можем сказать, что Финляндия когда-то входила в состав России.  

- Ну да, ну да. В общем, претензии шведов имеют под собой очень слабую базу. У финнов аргументы посильнее. Судно располагается в территориальных водах Финляндии. В законодательстве этого государства обозначен срок в 100 лет, по истечении которого подводный объект и все, что в нем находится, становится собственностью Финляндии. На этом основании финские власти в 2005 году объявили парусник и все находящиеся на нем грузы собственностью Финляндии. Нужно сказать, что сама эта юридическая норма является достаточно неопределенной и дает основания для различных толкований. Даже некоторые финские юристы недоумевают по поводу того, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может объявляться национальным достоянием Финляндии. Здесь, видимо, потребуется экспертиза международных правовиков. А разве сокровища Екатерины Великой, фактически оплаченные из государственной казны, нельзя причислять к имуществу, принадлежавшему государству Российскому?  

- Какова же сейчас позиция российской стороны?  

- Я бы сказал, очень взвешенная. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в ноябре 2007 года о том, что Россия готова сотрудничать с Финляндией и найти совместное решение, от которого обе стороны не только выиграют, но которое станет внушительным событием международного масштаба. Как я понимаю, речь идет не о том, чтобы отказаться от наших прав на груз затонувшего парусника, а о том, чтобы совместно реализовать проект, который будет иметь и международное измерение. Но конкретную формулу такого решения еще предстоит найти.  

Могут рассматриваться интересные варианты. Как сообщает финская пресса, российская сторона даже предложила финнам необычную «обменную сделку»: сначала поднять со дна Балтики груз из ценных предметов, вывезенных из Финляндии на двух российских военных кораблях, затонувших во время Роченсальмского сражения со шведским флотом в 1790 году недалеко от финского побережья вблизи города Котка. Место гибели одного из них - боевого гребного фрегата «Святой Николай» - было обнаружено финнами в 1948 году. Груз с этих кораблей, частично находящийся в Котке, а частично в Санкт- Петербурге, предлагается обменять на художественную коллекцию, находящуюся на борту «Девы Марии». Сам фрегат еще не поднят. Но на этом месте установлен памятник. Если российско-финляндские переговоры (в том, что касается и юридических сложностей), закончатся положительно, и сокровища «Девы Марии» обретут своих исконных владельцев, то это станет еще одним примером того, как можно находить компромиссные решения, учитывающие интересы друг друга и не нарушающие международного права.  

Есть и другая идея - подняв «Деву Марию», превратить парусник в плавучий музей, который мог бы перемещаться между портами на Балтике.  

- Когда же можно ожидать результатов? Когда мы увидим полотна замечательных голландцев, пролежавшие двести с лишним лет на дне Балтики?  

- По самым оптимистичным прикидкам подъем «Девы Марии» может быть осуществлен в 2010 году. По более реалистичным, чтобы решить все проблемы, понадобится лет пять. 

Беседу вел Лев Паршин 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.