Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Иван Овсяников: "В учительскую – с листовкой"

Иван Овсяников: "В учительскую – с листовкой"

Ярославские учителя против платного образования
02.05.2007

Общеизвестный факт - педагогическое сообщество представляет собой крайне пассивную в социальном плане группу. Тем удивительнее было узнать, что в последние годы ряды отечественных педагогов пополняются молодыми людьми, готовыми отстаивать свое человеческое и профессиональное достоинство. Причем протестный импульс возник не в столице, а в глубинке. О движении студентов и молодых преподавателей Ярославля за свои права рассказывает нашему корреспонденту идейный вдохновитель акций протеста учитель Иван Овсяников.

- Вы возглавляете практическую протестную деятельность против реформы образования на областном уровне. И что, есть результат?

- Наша левая политическая группа "Социалистическое сопротивление" состоит в основном из студентов и молодых специалистов. Протестовать против реформы мы начали еще в 2002 году, но регулярными наши акции стали с лета 2004-го. С тех пор мы организовали более десятка митингов, пикетов, перформансов. Вели пропаганду в ВУЗах и школах. Иногда, чтобы пробраться с листовками в учительские, приходилось выдавать себя за официальных профсоюзников, поскольку директора нас буквально выпроваживали за дверь. В мае прошлого года был у нас очень яркий театрализованный митинг: "Свиньи за платное образование". Мы надели маски свиней в цилиндрах и от имени таких вот персонажей разъясняли пользу правительственной реформы. Если же говорить о практических результатах, то они, конечно, скромны. Но мы, например, способствовали победе независимого кандидата на выборах ректора в Ярославском Политехе.

Конечно, нужно сильное движение хотя бы в крупных городах, а не отдельные очаги. Есть множество проблем местного масштаба, в каждом ВУЗе, школе. Но решать их очень сложно, так как студенты и старшеклассники уязвимы, а преподаватели и учителя заражены психологией мелкого чиновничества. Они просят, а не требуют. Была попытка самоорганизации учителей в прошлом году, на волне протестов против 122 закона, но дальше петиции президенту с жалобами на зарплату дело не пошло. Зарплату прибавили на мизерную сумму, и все затихло.

- И много у вас единомышленников?

- И мало, и много. Неформальные группы вообще очень малочисленны, так как наши ресурсы ничтожны. Но часто это компенсируется энтузиазмом. Мы ведь работаем "за идею". В Ярославле у нас всего десяток активистов (сочувствующих гораздо больше). Но это не мешает нам быть очень заметной организацией. Ну, а что касается мотивов, то они очевидны. Социальная несправедливость настолько вопиюща, что если ты способен обобщать факты и делать выводы, то мысль о необходимости протеста приходит сама собой. Это моральная необходимость.

- А чего ожидает, на ваш взгляд, российская молодежь от отечественной системы образования?

- Прежде всего, естественно, качественных и доступных знаний. И, увы, ни того, ни другого она сейчас дать не может. А если и может, то лишь в виде исключения.

- Вы полностью не принимаете реформу образования, предложенную правительством, или какие-то ее положения вам кажутся все же разумными?

- Мы не принимаем общую концепцию реформы, саму ее идею. Безусловно, образование нуждается в реформах, но прямо противоположных тем, которые проводятся сейчас. Это даже не реформы, так как они, по определению, должны подразумевать какое-то улучшение. А то, что делает правительство, означает разрушение, пускай крайне несовершенного, но все же всеобщего и бесплатного образования. В конечном итоге из системы образования делают социальный фильтр. Уже сейчас существуют две образовательные лестницы, которые ведут на разные этажи общественной иерархии. Одна - для простых смертных, детей рядовых бюджетников, а другая - для отпрысков элиты, которые станут управленцами и интеллектуалами, служащими власти. Кто-то, кажется, сам Фурсенко, заявил однажды, что в России-де слишком много студентов. Это кажется абсурдом только на первый взгляд. С точки зрения власть предержащих все логично: раз страна "сырьевая", и нефтедоллары стабильно текут в нужные карманы, то все остальное - ни фундаментальная наука, ни промышленность, ни культура - просто не нужно. Раз мы "третий мир", то и образование нам нужно третьесортное.

- Вы считаете, что есть альтернативный способ сделать систему образования более современной, соответствующей потребностям общества и отдельного человека?

- Да, такой способ есть. Мы считаем, что образование должно быть полностью бесплатным. Финансировать его должно государство. Если оно будет грамотно перераспределять нефтяные доходы в пользу общества, у него хватит денег и на образование, и на медицину, и на культуру. Но при этом образование должно стать полностью автономной от государства сферой. Сейчас происходит как раз обратное: финансирование урезают, бюрократический контроль усиливают. Гуманитарные факультеты превратились в конвейер по штамповке лояльных граждан. Мы же - за автономию ВУЗов, независимое от власти и администраций студенческое самоуправление, за общественную экспертизу школьных и вузовских программ и учебников, за право учащихся, преподавателей и родителей определять направление и методики преподавания. Нужно сделать образование действительно демократичным и социальным. Мы и наше сообщество "Социалистическое сопротивление" и пытается предложить обществу конкретную программу действий в этом направлении.

Беседовал Андрей Мельников

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.