Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Феномен Левы Бондарева

Феномен Левы Бондарева

Как школьник сам стал писать учебники
Новелла Иванова
07.12.2010
Феномен Левы Бондарева

С Левой Бондаревым я познакомилась на одной научной конференции, где к нему, 12-летнему докладчику, седовласые ученые обращались не иначе, как на Вы, и не раз прерывали его выступление аплодисментами.

Доклад был на сложнейшую научную тему. Вслушиваясь в яркую, изобилующую терминами речь, я забывала порой, что делает его… школьник.

Конечно, мне захотелось побольше узнать о Леве, и я тут же познакомилась с его мамой Викторией Викторовной, которая пригласила меня в гости, в скромный номер гостиницы. Как я узнала, мальчик приехал из небольшого городка в Москву не только из-за доклада. Они уже успели побывать в Московском государственном техническом университете имени Баумана, где Лева заочно обучается на подготовительных курсах при Научно-исследовательском институте информатики и системы управления, благодаря оплате за учебу одним благотворительным фондом. Мальчик с восторгом сообщил, что успешно написал уже четвертую контрольную и в будущем собирается стать программистом, причем хочет заниматься созданием специальных компьютерных программ для детей. «Вы обратите внимание, какие сегодня примитивные компьютерные программы для ребят! Они отовсюду получают много разной информации, и сами страшные выдумщики, а им дают в школе чепуховые занудные задания и крохи знаний!» - возмущается Лева.

Он мечтает создать такую учебную программу, уклониться от выполнения которой детям станет просто невозможно – ведь главное, им будет интересно!

«Интересно» - вообще его любимое словечко. Интерес движет всеми его поступками, начиная с раннего детства, когда в два с половиной года, научившись читать по вывескам на улице, он сразу же перешел к чтению книг: «Сказки я читал, как бы в видеоформате, представляя себе ситуацию и придумывая продолжение с уже новыми персонажами»

В три года он поразил маму своей ненасытной тягой к знаниям. Она вспоминает, как поехала отдохнуть с ним в Подмосковье к подруге, у которой сын был старше Левы на 10 лет. Виктория заметила, что Лева нашел его учебники за прошлые годы и читает их все подряд от корки до корки: арифметику, естествознание, историю… В результате, он получил в подарок весь комплект учебников с первого по пятый класс. «Дома он кидался на учебники, как голодный» - вспоминает мама. А ее постоянно сияющий улыбкой розовощекий голубоглазый сынок признается: «А у меня и сейчас внутри бывает как будто пустота, вакуум, если нет умной книги, которую я должен «переварить». Я уже давно понял, что главное – система знаний. Тогда ты запоминаешь и понимаешь прочитанное».

С первого класса он сразу стал поражать учителей тем, что знает все, что ребята будут изучать только потом.

«Я поражал их, поражал и «допоражался» - меня отправили во второй класс, - со смехом рассказывает Лева. - Но и там мне сказали, чтобы я перешел в другой класс – в третий, да не здесь, а в другую школу с углубленным изучением французского, который я быстренько освоил».

Характерная его черта – сердечность. Альтруизм в сочетании с развитым интеллектом. Такие дети, как правило, становятся в школьных коллективах мишенью для насмешек. Их называют «задаваками». И потому я спросила Леву, какие у него отношения с ребятами в школе? «У меня отличные отношения, хотя я самый младший в нашем 9-ом классе. Я дружу со всеми и кому-то даже помогаю».

Мама Левы была учительницей музыки, видела одаренных детей и, понимая, что у сына тоже особые способности, стала тревожиться за него. Старается при случае, когда сын слишком уж воодушевлен и «его несет», остановить бьющую через край энергию. Прислушиваясь к нашему разговору, Виктория Викторовна иногда выразительно поглядывала на свое удивительное чадо. Потому что «чадо» слишком воодушевленно рассказывало мне о том, как родились его две книги, которые издал тот же благотворительный фонд. Это две сказки-задачники и путеводитель-задачник по Крыму и Феодосии, откуда он родом, для детей. Меня заинтересовало, почему он взялся именно за задачники?

- Потому что математика, особенно для маленьких, скучна и неинтересна. А надо, чтобы было интересно! И я написал «Задачник Льва Бондарева» - веселую книжку-раскраску, так чтобы задачки были, вроде игры. Мне тогда было шесть лет и самому было весело писать такую книжку. А потом я написал еще один задачник и называется он «Ничего страшного. Сказка-задачник для больших и маленьких». Там я нарисовал даже схему устройства волшебной ручки, в которой есть слуховые датчики. Они принимают задания и еще есть такое устройство, которое позволяет этой ручке бегать по бумаге и писать.

- Это ты придумал хороший подарок для лентяев…

- А вот и нет! Если бы вы прочли эту книжку, то узнали, что мальчик, который этой ручке дал задание написать вместо него сочинение, получил в ответ: «Вася-лентяй!». И он вернул ее волшебнику!

- Ты веришь в волшебство?

- Кстати, в последнее время ученые высказывают интересную мысль, что Земля существует в 33-х различных измерениях. А мы с вами находимся всего в трех! Но если есть еще одиннадцать земель в разных плоскостях, то в одной из них вполне может существовать и волшебство, и всякие чудеса. Я когда писал про волшебную ручку, еще не думал об этом.

- А ты знаешь, чем будешь заниматься в дальнейшем?

- Скорее всего, знаю. Современные учебники, несмотря на разительные технические, экономические перемены в мире, остались такими же, значит, они себя исчерпали. И я, возможно, буду писать новые учебники, ориентированные на Будущее. На мой взгляд, они для каждого возраста должны иметь свой формат. Для малышей - формат сказки, для ребят среднего возраста - детективов.

А в учебниках для старших должны быть обязательно отражены такие глобальные современные события, как, например, пуск Большого адронного коллайдера, который произошел недавно и должен принести много перемен в нашу жизнь…

В ежегодном Послании президента Федеральному Собранию России Дмитрий Медведев на сей раз большое внимание уделил Будущему страны - детям. Речь шла о защите Детства и необходимости создания условий для полноценного развития юных россиян. А еще президент особо подчеркнул важность внимательного отношения к одаренным детям, обладающим нестандартными талантами, уже с первых лет жизни. Будем надеяться, что и способности Левы Бондарева будет еще больше раскрыты и востребованы в нашем обществе.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.