Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Елена Драпеко: "Наше кредо - справедливость ко всем и к каждому"

Елена Драпеко: "Наше кредо - справедливость ко всем и к каждому"

Интервью с заместителем председателя Комитета Госдумы по культуре
04.10.2007

Можно просто сказать: "Елена Драпеко" - и большинство из нас сразу вспомнят ее героиню, Лизу Бричкину, которую она сыграла в фильме "А зори здесь тихие". Сегодня Елена Григорьевна Драпеко – член фракции "Справедливая Россия – "Родина" (народно-патриотический союз)" в Государственной Думе, заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, заслуженная артистка России. Которая, как и ее героиня по фильму, верит в Россию и борется за нее.

- Елена Григорьевна, в декабре мы будем голосовать за кандидатов в депутаты Государственной Думы пятого созыва. В программах и лозунгах практически всех партий, идущих на выборы, сегодня чаще всего встречаешь понятие: "Справедливость". Что такое справедливость в понимании политиков и почему о ней вдруг все в одночасье вспомнили?

- Потому что эту тему выдвинула сама жизнь: как "простому человеку", так и здравомыслящему политику сегодня трудно не заметить, что наше общество устроено несправедливо.

Нынешние неолибералы пытаются атомизировать наше общество, оставить человека один на один с чиновничьим аппаратом, судебной системой и государственными органами. Ликвидировано такое понятие, как трудовой коллектив, "разбомблены" профсоюзы, утратили свою роль общественные организации.

Да, создана отдушина: Общественная палата, где работают замечательные, компетентные люди, к которым мы относимся с уважением. Но одна лишь палата, чьи решения имеют исключительно рекомендательную силу, не в состоянии решить множества проблем, которые стоят перед сегодняшней Россией.

- Каждая партия, идущая на выборы, похоже, вкладывает в понятие "справедливость" свой смысл. В том числе, и правящая "Единая Россия"…

- У "ЕР" есть широкая и мощная социальная база: чиновничество. Так что в понимании их партии справедливость означает "все, что хорошо для чиновника". А кроме удобного кресла и зарплаты, ему нужно построить всех нас, от Калининграда до Чукотки в очередь и решать - одобрить "бумажку" или же отказать просителю.

В то же время, фракция "ЕР" в Госдуме постоянно принимает законы, которые, как она объясняет, должны "регулировать" и "упорядочивать". Декларирует самоорганизацию общества, выступает в поддержку создания саморегулируемых организаций – и не выпускает из рук чиновничества ни одного рычага управления.

К тому же я не уверена в том, что предложенный "Единой Россией" так называемый "План Путина" и есть программа президента. Есть много расхождений между тем, что заявлял Владимир Путин, документами, им подписанными, и реальными действиями "ЕР" - как "правящей партии" в Госдуме. К примеру, в Доктрине информационной безопасности России, которую президент одобрил еще в 2000 году, главной опасностью для нашей страны названа утрата национального информационного пространства. В ней говорится о защите от внедрения иностранных корпораций в российские телевидение, радио, печать, об угрозе разрушения традиционных основ нравственности и морали нашего общества – их защита также прописана в доктрине.

Следовательно, мы, депутаты, должны были принять систему законов, реализующих положения этого документа. Но за восемь лет моей работы в Госдуме ни один из этих законопроектов не смог преодолеть сопротивления "Единой России". Мало того, мы не в полном объеме выполняем Конвенцию о правах ребенка, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1989-ом. Дело в том, что Россия по сей день не присоединилась к Факультативному протоколу к конвенции, касающемуся торговли детьми, детской проституции, детской порнографии. Совместно с депутатами комитета, в котором я работаю, мы разработали несколько законопроектов, регулирующих вопросы защиты нравственности.

Если бы "Единая Россия" того хотела, их можно было бы принять очень быстро. Как быстро? Напомню о скандальной истории: на последнем заседании весенней сессии Государственной Думы прошлого созыва, за 15 минут до ее окончания, мы, сразу в трех чтениях, приняли закон о регистрации иностранных фирм в стратегических отраслях. Причем текста законопроекта просто не было, все – "с голоса". Если хотят – то могут. Не хотят – и не принимают, скажем, закон об уголовной ответственности за распространение детской порнографии.

- Тем не менее, согласно опросам общественного мнения, большинство избирателей проголосуют в декабре за "Единую Россию".

- Она пользуется не только пресловутым административным ресурсом, есть и объективные причины для симпатий граждан к этой партии. Наш народ – по природе государственник. И он бесконечно благодарен президенту за то, что ему удалось ликвидировать хаос ельцинского периода, снова превратить Россию в государство. Да, его очертания выглядят не очень симпатично, но государство есть, значит, Россия не рухнет.

Безусловно, во фракции "ЕР" в Государственной Думе есть много хороших, грамотных и обученных людей, но нет, к сожалению, самостоятельно мыслящих, способных сформулировать стратегию будущего. В "Справедливой России", в отличие от "ЕР", объединились те интеллектуальные силы страны, которые пытаются создать тот самый образ будущей России, который был бы приемлем для нашего народа. Это – люди, с которыми я работала и в "Духовном наследии", и в Народно-патриотическом союзе России. Еще в 1996-ом мы создали сильнейший левый блок, который и победил на выборах. Нас предал Геннадий Зюганов, отказавшийся от власти, он не был готов принять на себя ответственность за страну, и не дал такой возможности нам.

- Как человеку искусства, вам, конечно, не безразлична судьба культуры в нашей стране. Каково, на ваш взгляд, ее положение сегодня?

- Да вы посмотрите на нашу культуру: она всегда была бедная, а сегодня – еще и самая униженная в обществе. Наша интеллигенция - совесть народа - ныне обобрана, у нее низкая зарплата, а в принятом трехлетнем бюджете мы видим и вовсе снижение расходов на культуру.

Между писателем и читателем непробиваемой стеной стоят издательства, заинтересованные исключительно в получении прибыли, а не просвещении. Поэтому массово издаются детективы, "страшилки" и "развлекалки", а наши библиотеки не в состоянии приобретать просветительскую литературу, тиражи у нее маленькие, соответственно цены заоблачные.

Есть закон "О дополнительном материальном вознаграждении гражданам, внесшим существенный вклад в развитие России", в эту категорию попадают Герои Советского Союза, Герои России, Герои Социалистического Труда, лауреаты Ленинских премий, победители Олимпийских игр. Мы же предлагали дополнить его народными артистами и народными художниками СССР и РФ. Но нам отказали. Неужели у государства нет средств, чтобы поддержать их в конце жизни? Бедствуют не только люди пенсионного возраста, но и молодые – поэтому и бегут работать на Запад.

- А как обстоят дела со "справедливостью" в нашем кино?

- Думаю, сегодня нравственные его ориентиры размыты, социальный заказ выглядит так: "развлекуха", дешевое "молодежное" кино и "ужастики". Ведь основной зритель в кинотеатрах, согласно исследованиям, это молодежь от 14 до 18 лет. Соответственно прокатчики формулируют свои пожелания примитивно: "Давайте то, на что пойдут молодые!". Но художники – люди совестливые, они ищут тему справедливости – и находят ее, как это сделали авторы фильма "Живой". Вообще же многие критики раздражены появлением в российской кинематографе термина "светлуха" - в противовес "чернухе". Такие картины снимают и в странах СНГ, но повсюду они с трудом пробиваются на экраны кинотеатров и на телевидение.

Справедливым – ключевое понятие! – на наш взгляд, будет гласное принятие решений о распределении государственных денег на поддержку кинематографа. Госдума увеличила объем финансирования кинематографа в три раза. Но решения принимаются анонимными экспертами. И никто не отвечает за то, что на государственные деньги часто снимается безнравственное, заполненное трупами и дебилами российское кино. Необходимо сформулировать государственную политику в сфере культуры. Ведь по сей день в государственных документах черным по белому зафиксировано: культура "оказывает услуги" населению, а не воспитывает и просвещает. Попросту, из функций чиновника изъята обязанность заботиться о содержательной стороне произведений искусства, финансируемых из государственных денег.

Есть альтернативная модель управления культурой. Она уже была опробована в администрации Санкт-Петербурга, когда там трудились В. Путин, В. Зубков, а я работала министром культуры. Тогда удалось создать научный коллектив, который и разработал модель общественно-государственного управления культурой, аналогичную французской "системе длинной руки". В помощь руководителю создаются экспертные советы, гласно обсуждающие проблемы – именно такие советы в девяностые годы у нас решали, куда и кому пойдут деньги государства.

При таком управлении чиновник лишится права принимать волюнтаристские решения, схема финансирования станет абсолютно прозрачной, общество воспримет ее как справедливую. У нас же принята традиционная немецкая модель прямого администрирования: "Я начальник – ты…"

Понятно поэтому, почему на государственные средства, то есть на деньги налогоплательщиков, сегодня ставятся чудовищно аморальные фильмы и спектакли.

- Елена Григорьевна Драпеко всегда будет у нас ассоциироваться с героиней нашего любимого фильма. А что сказала бы о справедливости Лиза Бричкина?

- Я бы напомнила слова старшины Васькова. Он говорил: "Война – это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает!". Сегодня нам нужно думать о будущем, а не воевать за прошлое, в очередной раз занимаясь поисками правых и виноватых. Мы обязаны предложить нашим детям и внукам модель будущей России. Справедливой – ко всем и к каждому.

Беседу вел Виктор Грибачев

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.