Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Алексей Стороженко: «Это и наша война…»

Алексей Стороженко: «Это и наша война…»

Беседа с управляющим делами Межрегионального общественного фонда «Образование в третьем тысячелетии», руководителем проекта «Моя война»
05.05.2012
Алексей Стороженко: «Это и наша война…»

- Алексей Пантелеевич, за последние год-полтора на нескольких центральных телевизионных каналах России прошел ряд созданных вашим Фондом короткометражных фильмов, где фронтовики вспоминают о войне. И не о войне вообще, а о той, которую они видели из окопа на передовой, из кабины боевого самолета, из башни танка. Рассказы ветеранов иллюстрируются фронтовой кинохроникой. Это какая-то акция или вполне определенная линия в деятельности вашей общественной организации?

- Это лишь часть фильмов, точнее – только 10, из нашего проекта под названием «Моя война». Скажу откровенно: этот проект стал делом всей моей жизни, хотя идея и не моя. Еще в 1994-м обозреватель «Комсомольской правды» Александр Афанасьев высказал мысль о том, что надо бы создать серию документальных фильмов, где бы участники Великой Отечественной войны рассказали нам ту правду о войне, которую, как нам порой казалось, советский официоз старательно приглаживал, подлакировывал, что ли. Но потом, сравнивая, мы какой-то «лакировки» не заметили, просто сейчас фронтовики стали говорить более откровенно, раскованно, без оглядки на идеологическое начальство. А тогда, в 1994-м, вокруг Афанасьева сложилась группа единомышленников. Им даже удалось снять несколько фильмов, на чем дело, к сожалению, и заглохло.

Через несколько лет Станислав Олегович Архипов, в то время первый заместитель президента нашего Фонда, предложил возродить этот проект. Президент Фонда Борис Александрович Вишняк поддержал инициативу. Более того, было решено создать видеоархив воспоминаний фронтовиков. Ну, а позже в тему включился и я, после того, как пришел в Фонд. За годы существования проекта снято 248 фильмов, последние десять выделены в самостоятельный телецикл, отдельные фильмы из которого вы и видели.

Специально для этого цикла были записаны воспоминания 10 фронтовиков - представителей разных военных специальностей: летчиков, танкистов, артиллеристов, пехотинцев. В их рассказах отражены почти все основные события войны и ее география. Но у каждого из ветеранов фактически была своя война.

В роли ведущих выступили народные артисты России Владимир Меньшов, Николай Бурляев, Валерий Баринов, заслуженный артист России Владимир Конкин, известные актеры Евгений Кулаков, Иван Кокорин, Алексей Бардуков.

- Действительно, в фильме, где Владимир Меньшов беседует с Героем Советского Союза Сергеем Дмитриевичем Романовцевым, фронтовик даже произносит такую фразу: «Моя война – это война командира пулеметного расчета «Максим».

- Удивительный он человек,Сергей Дмитриевич Романовцев, впрочем, как и все остальные герои наших фильмов. Говорил, что поначалу убивать было настолько трудно, что после боя старались даже не смотреть друг другу в глаза... Но вот когда уже потом шли освобождать Одессу, Романовцев один трое суток держал оборону на высоте, спас свой полк. И это в мороз, без сна и еды. Форсировал Днепр, брал Варшаву. Был ранен. Войну закончил в Берлине.

Еще более удивительна фронтовая судьба Героя Советского Союза Екатерины Илларионовны Михайловой (Деминой). Когда началась война, ей было всего 15 с половиной лет. Она приписала себе два года, но на фронт ее все равно не брали, мол, малолетка. Тогда девушка написала письмо Сталину. Для наших времен, когда обращения редко доходят даже до руководителей среднего уровня, застревают где-то в чиновничьих лабиринтах и остаются без ответа, это может показаться невероятным, но Сталин письмо прочитал, и на войну ее взяли по его личному указанию, в порядке исключения.

В 1941-м она окончила школу медсестёр, была санинструктором. После Сталинградской битвы ее зачислили в 369‑й отдельный батальон морской пехоты, формировавшийся в феврале 1943 года из добровольцев в Баку. С этим батальоном Катя Михайлова прошла Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Чехословакию и Австрию. Вот лишь один эпизод из ее боевой биографии. 24 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана санинструктор главный старшина Михайлова одной из первых достигла берега, оказала первую медицинскую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше десяти гитлеровцев. Она была единственной женщиной, воевавшей в разведке морской пехоты.

К званию Героя Советского Союза ее представляли дважды - в августе и декабре 1944 года, а удостоена этого звания она была лишь 5 мая 1990 года. Но самое печальное, что летом 2008 года у нее украли Золотую Звезду Героя Советского Союза, орден Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны и высшую награду Международного Красного Креста - медаль имени Флоренс Найтингейл, другие медали. Ни наград, ни грабителей до сих пор не нашли. И разве это один такой случай?! Их десятки, только ставших известными. Какое резкое обрушение морали произошло в нашем обществе! Но, уверен, потеряно далеко не все. Все заметнее проявляется и другая тенденция – растет интерес к военной тематике, и особенно к Великой Отечественной войне. Так что наши видеофильмы могут уже в ближайшем будущем стать широко востребованными. Кстати, в прошлом году фильм о Екатерине Деминой мы представляли в номинации «Женщины в Великой Отечественной войне» на конкурсе «Спасибо за жизнь!», который проводил Комитет общественных связей правительства Москвы. Фильм удостоен диплома I степени.

- Вы ведь и сами служили в армии.

- Да, полковник в отставке. Службу начинал командиром взвода управления в артполку. Потом перешел на политработу. Уволился с должности заместителя начальника управления социально-психологической работы и воинской дисциплины Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил России. А вот отец всю войну прошагал рядовым. И если для Фонда фильмы памяти - это только один из наиболее значимых проектов, то для меня он – главный. И не только как для руководителя этого проекта, но и, в значительно большей мере, как для сына фронтовика-артиллериста.

- Вынужден задать и такой вопрос: насколько можно верить вашим фильмам, учитывая то обстоятельство, что на кино- и телеэкранах появилось много поделок про войну, да и просто откровенных фальшивок, искусно замаскированных под правду? Сравнения, конечно, тут не может быть никакого, но все же…

- Одна из задач наших фильмов как раз и заключается в том, чтобы бороться с фальсификациями истории Великой Отечественной войны. Достаточно вспомнить хотя бы издательство «Аванта», которое с середины 1990-х начало выпускать очень красиво оформленную энциклопедию для детей, где в разделе о Великой Отечественной войне даются биографии только двух выдающихся полководцев – естественно, маршала Жукова и, вы только вдумайтесь, предателя Власова. А какой поток лжи о нашей войне льется из-за рубежа! Потому другая важнейшая задача проекта - оставить потомкам великое наследие ветеранов, являющееся поистине нашим национальным достоянием, стержнем всей воспитательной работы.

Фильмы прошли экспертизу в Институте военной истории, Военно-научном обществе, Российском государственном архиве кинофотодокументов и получили высокую оценку. Скажу больше: в 2008 г. создание видеоархива было поддержано Общественной палатой Российской Федерации, в 2009 году проект одобрили Комитет Государственной Думы по делам ветеранов и Центральный совет по делам ветеранов при Министерстве обороны. Так что нет оснований сомневаться как в правдивости фильмов, так и в их исторической достоверности.

- И как же вы распоряжаетесь этими фильмами?

- 140 копий безвозмездно переданы в фонды Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, 180 копий - Российскому военно-историческому центру при правительстве РФ. 747 комплектов, состоящих из десяти телевизионных фильмов, переданы военно-историческим музеям школ Москвы. Перенесенные на видеокассеты киноциклы бесплатно распространяются в учебных заведениях, учреждениях культуры, воинских частях.

На основе нашего видеоархива созданы масштабные циклы телефильмов, например, такие, как «Военные мемуары», «Моя война», которые прошли в эфире телеканалов РТР, «ТВ Центр», «Культура» и ряда региональных телекомпаний. Фильмы демонстрируются на созданных нашим Фондом образовательно-просветительских телеканалах «Школьник ТВ» и «Знание», вещающих не только на Россию, но и на государства СНГ и Балтии. И, хочу подчеркнуть это особо, 150 фильмов уже переданы в Государственный архив кинофотодокументов, что позволит навечно сохранить хотя бы малую толику живой правды о войне.

- Простите, но такой масштабный проект требует и немалых денег.

- Естественно. Общая стоимость фильма составляет около 500 тыс. руб. Мы получаем поддержку от правительства Москвы, но зарабатываем и сами - на создании образовательных программ по основным предметам обучения школьной программы. Видеотека состоит почти из 2000 часов учебных образовательных, публицистических, методических, художественных программ. Основу ее составляют более 600 часов школьных уроков по различным предметам обучения, прежде всего, по русскому языку и литературе, по математике, истории. За последние два года совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы создали уникальную программу для школьников старших классов «Уроки малого предпринимательства». Участвуем в различных конкурсах на получение грантов под определенные проекты. Если удается сэкономить какие-то деньги, используем их на создание фильмов о ветеранах. Выиграли целевой грант, на который и сняли те 10 фильмов под названием «Моя война» для показа по телевидению.

Между прочим, телеканалы хотят показывать наши фильмы бесплатно, а ведь в съемках каждого фильма участвует творческая группа из 18 человек. В штате Фонда такой группы нет, обращаемся за помощью к профессионалам. Они проводят предварительные собеседования с героями фильмов, ищут необходимые материалы в архивах, подбирают кадры фронтовой кинохроники и т.д. Но за свою, замечу, очень объемную и ответственную работу получают такие «смешные» деньги, что о конкретных суммах даже говорить неприлично. Тем более, просто обязан назвать тех, кто на одном энтузиазме делает все наши фильмы. Это режиссеры и сценаристы Александр Крупнов, Иван Савенков, Андрей Шипилов и, конечно, исполнительный продюсер Юлия Петрова, чей организаторский талант позволил отснять последние десять фильмов, как говорится, без сучка и задоринки.

К счастью, у нас очень много единомышленников, добровольных помощников. Например, сотрудники Государственного архива кинофотодокументов. Характерный пример. Стоимость сдачи в архив 50 фильмов составляет около 300 тыс. рублей, что диктуется, подчеркну, не какими-то коммерческими соображениями, а чисто производственной необходимостью, связанной с техническими требованиями к долгосрочному хранению материалов. Так вот, руководители Госархива сами «достали» в Министерстве культуры деньги, на которые, кстати, были подготовлены к архивированию и упомянутые уже 10 фильмов. И хочу высказать искреннюю признательность директору архива Наталии Калантаровой, ее заместителям Римме Моисеевой и Юлии Сафоненко, главному специалисту отдела комплектования Татьяне Дадыгиной и многим другим, кто имел отношение к архивированию наших фильмов.

Съемки проходили в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе на фоне диорамы битвы за Берлин. И хотя сам фильм идет всего 26 минут, съемки его длятся три часа и более. Но руководители музея, в первую очередь, директор Владимир Забаровский, его заместитель Михаил Микульчев и начальник управления информации Александр Клепиков, с готовностью откликаются на все наши просьбы.

Не оставляют без ответа ни одно наше обращение и ветеранские организации. Они сообщают нам необходимые данные о фронтовиках, о которых предполагается сделать фильмы. Задумали вот создать цикл о Героях Советского Союза и Героях Российской Федерации. Нашли поддержку у руководства Ассоциации Героев, которую возглавляет генерал-полковник Николай Тимофеевич Антошкин. В общем, работаем так, как и положено работать общественной организации, – на добровольных началах.

- А в органы государственной власти обращаться не пробовали, дело-то, по большому историческому счету, - государственное?

- Ну, как же! Пробовали, и неоднократно. Все – за, но, увы и ах, мол, кризис и так далее, короче, денег нет. Коль так, будем обращаться за помощью к бизнес-структурам. На них только и осталась надежда. Правда, с благотворительностью дела в нашем государстве обстоят плоховато… Сложилась несколько странная ситуация, мягко говоря, притом что опыт подобного архивирования широко распространен в США и Европе. В Германии, скажем, сделано 25 тысяч часов видеозаписей воспоминаний немцев, переживших Вторую мировую войну. Американцы уже записали рассказы участников боевой операции «Буря в пустыне».

Ветеранов Великой Отечественной войны, увы, остается все меньше и меньше. И надо очень спешить. Исходя из нашего опыта и возможностей, мы могли бы, скажем, в ближайшие три-четыре года сделать по 10 фильмов от каждого региона России и по 20 от Москвы и Санкт-Петербурга. Для этого понадобится, включая затраты на сдачу фильмов в Госархив, приблизительно 250 млн. рублей. На 2012 г. нужно 29,6 млн. И где их найти? Кто даст?

К слову, о фронтовой судьбе своего отца я всерьез задумался лишь после того, как он ушел из жизни, и стало мучительно стыдно. Оказалось, что почти ничего об отце не знаю. О войне он вспоминать не любил, правда, и не отмалчивался, но рассказывал только, если я сам спрашивал. А ведь он участвовал в боях на Зееловских высотах, дошел до Берлина. Я начал искать в архивах сведения о его боевом пути. Данные собирал буквально по крупицам. Теперь хочу их обобщить. Для родных и близких. Для потомков, наконец! Чтобы хоть как-то реабилитироваться перед светлой памятью отца. Это и наша война – сегодня и всегда.

Беседу вел Валерий Панов 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.