Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Жертва Киотского протокола

Жертва Киотского протокола

Александр Сологуб
20.05.2005

Первой экономической жертвой Киото и политического противостояния России и Эстонии может пасть ОАО «Ленинградсланец». «Если в течение ближайших нескольких дней конфликт не разрешится, российское предприятие может прекратить существование», — заявил «Росбалту» вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас.

С 1 апреля 2005 года эстонская компания АО «Hарвские электростанции» расторгла договор с «Ленинградсланцем» о переработке горючих сланцев. «Hарвские электростанции» вырабатывали из них электроэнергию и поставляли ее петербургскому ОАО «Ленэнерго». Продав электроэнергию, петербургская компания рассчитывалась за сырье с «Ленинградсланцем».

ОАО «Ленинградсланец» отдает в переработку «Hарвским электростанциям» 95% добываемых сланцев, что составляет около 1,2 млн. тонн в год. Других крупных потребителей у «Ленинградсланца» нет.

Повод для расторжения договора эстонская сторона искала недолго. «Hарвские электростанции» разорвали отношения за месяц, хотя по контракту они должны были предупредить нас за полгода о намерении расторгнуть договор, — рассказывает генеральный директор ОАО «Ленинградсланец» Григорий Фрайман — Эстонцы обвинили нас в том, что мы плохо им платим. Действительно, «Ленэнерго» в конце 2004 года задержало нам платежи, а мы, естественно, задержали выплаты «Hарвским электростанциям». Мы встретились с эстонцами и договорились, что погасим долг до 1 апреля 2005 года. К 28 марта погасили все долги и даже выплатили штрафные санкции. Но эстонцы, не дождавшись апреля, 21 марта прислали нам письмо, в котором говорилось, что они расторгают договор из-за нарушения нами графика платежей. Правда, позже на встрече в Таллине они признали публично, что у них нет претензий по платежам». По мнению Фраймана, эстонской стороне очень хотелось высвободить квоты на выброс парниковых газов, чтобы заработать на их продаже — это выгоднее, чем перерабатывать сланец.

Продажа квот может принести Эстонии от 7 до 17 млн. евро в год. От России за переработку прибалтийская республика получает чуть больше 6 млн. евро в год. Ирония судьбы: возможность торговать квотами у эстонцев появилась только после подписания в ноябре прошлого года Президентом России закона о принятии Киотского протокола.

Для вступления в силу Киотских соглашений их должны были ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых, по состоянию на 1990 год, приходилось не менее 55% мировых выбросов в атмосферу. Этот минимум был достигнут, когда договор ратифицировала Россия, доля которой составляет 17,4%. 16 февраля 2005 года Киотский протокол официально вступил в силу.

Киотский протокол ограничивает выброс в атмосферу парниковых газов в каждой стране, подписавшей этот документ. Российская промышленность выбрасывает в атмосферу 17% всех парниковых газов в мире. К 2012 году 121 страна, подписавшая Киотский пpотокол, обязуется снизить выбpос шести типов газов, вызывающих парниковый эффект, на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Компании или государства, которые не могут сократить выбросы в атмосферу до требуемого уровня, согласно протоколу, могут выкупить необходимые квоты у других государств или компаний, чтобы соответствовать одобренному уровню. По оценкам специалистов Всемирного банка, общий объем рынка квот составляет примерно 2 млрд. тонн. Кстати, среди развитых стран Лихтенштейн, Монако, Австралия и США не присоединились к Киотскому протоколу.

Россия, обладающая собственными огромными квотами на выброс парниковых газов, не может ими торговать. «У нас нет для этого законодательной базы. Между тем в Евросоюзе рынок продажи квот действует с мая», — отмечает Григорий Фрайман. По его мнению, нельзя было ратифицировать Киотский протокол, не просчитав предварительно всех последствий. В сложившейся же ситуации Правительство должно было оперативно принять меры и исправить положение. «Однако федеральные органы власти не торопятся найти выход. Кроме МИДа и Минпромэнерго никто не подключился к решению этой проблемы», — говорит генеральный директор «Ленинградсланца».

В начале апреля на переговорах в Таллине вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас и замминистра экономики Эстонии Сигне Ратсо договорились о создании межправительственной рабочей группы, поскольку решение сложной ситуации вокруг предприятия не входит в компетенцию правительства Ленинградской области. В соответствии с Киотским соглашением любые взаимоотношения подобного рода могут решаться на уровне правительств государств, а не на уровне хозяйствующих субъектов.

Очередная встреча была запланирована на 16 мая, однако российское Правительство к ней не подготовилось, и конфликтующие стороны вступили в переписку. Власти Ленинградской области в качестве возможного решения проблемы предложили эстонцам взять в залог 20% акций «Ленинградсланца» и продолжить работу. Но эстонская сторона отказалась: акции не нужны, нужны гарантии Правительства России по оплате квот.

Ленинградская область неоднократно обращалась в Правительство РФ с просьбой помочь разрешить сложную ситуацию вокруг «Ленинградсланца», но до сих пор никаких конкретных действий со стороны федеральных властей предпринято не было.

В то же время, российская сторона считает требования эстонцев не вполне справедливыми. «Квоты они получили по базе 1990 года. А в 1990 году, когда еще был СССР, они перерабатывали 2,5 млн. тонн сланцев в год, тогда как сейчас — всего 1,2 млн. тонн. То есть, по сути, они получили наши квоты. Надо чтобы Евросоюз закрепил в этих квотах ту долю, которая имеет отношение к России, и Эстония не имела права торговать ими», — полагает Григорий Фрайман.

По мнению вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, проблема возникла в политической плоскости и ее решение возможно только в политической плоскости. «Теоретически ситуация может разрешиться до конца мая. Есть надежда, что Правительство РФ займет жесткую позицию по этому вопросу, — говорит Двас. — Но если в течение ближайших нескольких дней конфликт не разрешится, то российское предприятие может прекратить существование».

По оценке вице-губернатора, остановка предприятия повлечет за собой дополнительные расходы из бюджета РФ около 1 млрд. рублей единовременно на консервацию шахт плюс 250 млн. рублей ежегодно на поддержание законсервированных шахт. Затем потребуются затраты на создание новых рабочих мест.

На сланцевых шахтах работает около 2 тыс. человек, все они сейчас в вынужденных отпусках. Затраты на поддержание жизнеспособности шахт достигают 1 млрд. руб. в год. Только на электроэнергию для откачки воды из шахт предприятие тратит в месяц 4,5 млн. руб. Если «Ленэнерго» отключит электричество за неуплату, шахты затопит, и работа остановится. С начала 2005 года «Ленинградсланец» потерял свыше 100 млн. руб. доходов.

Банкротство предприятия приведет не только к росту расходов бюджета России, но и к потере инвестиционных доходов. Живой интерес к «Ленинградсланцу» проявляет консорциум южно-корейских нефтеперерабатывающих компаний, а также японские инвесторы. «Я не строю иллюзий, но их интерес может перерасти в реальные инвестиции, — говорит генеральный директор предприятия. — В июне мы хотим устроить совещание с этими компаниями, чтобы понять, кто из них настроен наиболее серьезно». Возможно, это и произойдет. Если предприятие удастся спасти.



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.