Железная леди Германии
По результатам выборов можно определить, каким авторитетом будет пользоваьться новый канцлер Меркель в правящей коалиции: из 614 депутатов "за" проголосовали 397. Подобный результат считается вполне приемлемым, тем более, что речь идет о коалиции двух партий, всю свою предвыборную борьбу строивших на взаимном отрицании. В нынешнем правительстве 15 министров – 8 социал-демократов, 5 министров из ХДС и 2 из ХСС.
Все прошедшие годы немецкие политики – в различных контекстах – призывали Германию к "обновлению" и "инновациям". Канцлер Меркель – это, безусловно, инновация. Во-первых, Меркель первая женщина-канцлер за всю историю ФРГ. Во-вторых, она первый политик из "новых федеральных земель" (бывшей ГДР), достигшая такого высокого поста. В-третьих, с её избранием пресный клуб профессиональных политиков переживает "кадровое" обновление: до сих пор кабинеты правящих коалиций ФРГ с "профессиональной" точки зрения представляли собой картину весьма монотонную: по большей части они состояли из учителей и юристов (исключением был Йошка Фишер, таксист по профессии). С избранием Меркель канцлером, германское правительство впервые приобрело физика, да к тому же не простого, а с ученой степенью, адекватной нашей кандидатской.
Таким образом, с формальной точки зрения инновация налицо. Однако, по-видимому, только с формальной. Меркель не привнесет в политику "женского" элемента – он чужд её политическому профессионализму. Точно так же не определит её политического курса и её "восточногерманское" происхождение, недаром Меркель считалась "образцовой ученицей" Гельмута Коля: в Бонне 1990-х годов по своим убеждениям она была "западнее" любого западного политика. Она принадлежит к так называемому "политическому поколению 1989-го года", к тем, очень немногим политикам из бывшей ГДР, которым после воссоединения удалась карьера в традиционных "западногерманских" партиях. Единственное, в чём помогла ей её ГДРовская закалка – это в беспощадной внутрипартийной борьбе. Физику же бывшая сотрудница Академии наук ГДР оставила ради политических боев, начав работать еще в правительстве Лотара де Мезьера, вступив в 1990 году в ХДС и уже к концу 1991 года став заместителем председателя этой партии.
Разумеется, "официальные личные взгляды" Меркель на вопросы внутренней и внешней политики во многих аспектах отличаются от позиций будущих партнеров по коалиции, и не только в вопросах структурной политики. Однако ожидают ли Германию кардинальные перемены?
Скорее всего, нет. Германия – это парламентарная демократия или, как любят говорить сами немцы, "государство политических партий". Федеральный канцлер в известной степени может проявить политическую инициативу, повлиять на принятие политических решений, однако не каждая из его инициатив получит поддержку и не всякое его решение будет принято бесспорно. По большей части канцлер лишь "озвучивает" волю правительства. А правительство это состоит ныне из представителей политических партий, еще недавно напоказ упрекавших друг друга в некомпетентности. Поэтому, чтобы изначально не мешать друг другу, партии перенесли решение спорных проблем на "потом", заключив первые компромиссы не в сфере политики структурных реформ, а в сиюминутных вопросах экономии бюджетных средств и в политике "социального демонтажа". Тем более, что не ослабевают надежды на якобы "конъюнктурный" (а не "структурный") характер нынешнего кризиса.
Во внешней политике Меркель еще более "боннская", нежели все старые элиты "боннской республики" вместе взятые. Скорее всего, она попытается вернуться к курсу своего учителя Коля и в полной мере развернется лицом к Атлантике. Во всей её "восточной" политике, в том числе в отношениях с Россией, сильнее, чем у прежнего канцлера, будет выражено "европейское" и "атлантическое" измерение. "Континентальная" Европа для нее немыслима, структуры, создаваемые в противовес политике США (типа былой "оси Париж – Берлин – Москва" в вопросах иракского кризиса) неприемлемы. Именно поэтому наблюдатели сомневаются в серьезности позиций Меркель по отношению к вступлению Турции в ЕС. Одно дело, предвыборная игра на эмоциях граждан, другое – реальная политика. Эксперты предполагают, что в вопросе о начале переговоров с Турцией Меркель не будет занимать активной негативной позиции, тем более, что переговоры эти затянутся, скорее всего, на долгие годы.
Во внутренней политике зависимость Меркель от партнеров по коалиции будет, скорее всего, значительно большей, нежели во внешней. Меркель, "железная леди" ХДС, за 15 лет совершившая политическое восхождение, о котором так называемые "земельные князья" – главы руководимых ХДС/ХСС земельных правительств – могли только мечтать, Меркель, во имя достижения власти безжалостно истребившая внутри своей партии все очаги сопротивления своему курсу, вряд ли станет немецким аналогом "железной леди" Маргарет Тэтчер. Скорее всего, во имя сохранения своего правительства и во имя стабильности Германии ей придется упражняться в таких не очень привычных для неё качествах, как терпимость к политическим противникам и способность к компромиссам.
?>