Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 октября 2024
Владимир Козин: «Время пустых дискуссий по ПРО США истекло»

Владимир Козин: «Время пустых дискуссий по ПРО США истекло»

Беседа с автором нашумевшей книги «Эволюция противоракетной обороны США и позиция России»
11.11.2013
Владимир Козин: «Время пустых дискуссий по ПРО США истекло»

- Владимир Петрович, практически при всех контактах российских политиков и руководства НАТО в последние годы главной проблемой была одна. Москва убеждала Вашингтон и Брюссель в необходимости отказаться от размещения американской системы ПРО в Европе. И все – безрезультатно. Более того, представители Североатлантического блока использовали эти встречи для заверений в своем миролюбии, то есть в пропагандистских целях. Мы поняли всю тщетность своих дипломатических усилий, когда в последний день октября Владимир Путин упразднил межведомственную рабочую группу по взаимодействию с НАТО в области противоракетной обороны. Куда, кстати, входили и вы. Все, тупик?

- Президент поступил совершенно правильно и своевременно, время пустых дискуссий, когда в Брюсселе и Вашингтоне только и занимались словоблудием на тему «укрепления мира во всем мире», истекло. Совсем недавно, 23 октября, в Брюсселе состоялось заседание Совета Россия-НАТО на уровне министров обороны государств-участников. Естественно, одной из главных тем обсуждения стал американский план по размещению системы ПРО в Старом свете. Не скажу ничего нового: и на этот раз мы не нашли общего языка с руководством Североатлантического блока.

Так есть ли у нас еще надежды убедить американцев в необходимости свернуть план европейской ПРО? Или же это иллюзии, с которыми нам следует побыстрее расстаться?

Думаю, вопрос риторический. Но, чтобы не выглядеть уж полным пессимистом, отвечу так: надежды есть, но они крайне малы. Судите сами: после официального выхода США в одностороннем порядке из Договора по ПРО, который сдерживал качественное и количественное распространение противоракетных средств, в том числе ограничивал их размещение сугубо национальной территорией СССР - затем России - и США, прошло 11 лет. Все это время Вашингтон, попросту говоря, водил нас за нос по поводу возможного взаимодействия в этой сфере. Результат дискуссий нулевой. И, по мере расширения географии размещения ударных средств ПРО США в различных европейских государствах и на боевых кораблях, а также наращивания их количества эти надежды будут таять все быстрее.

США и НАТО откровенно хотят получить полную свободу действий: количественно и качественно наращивать свой противоракетный потенциал. Разумеется, аргумент о важности противодействия «ракетной угрозе Тегерана и Пхеньяна» - лишь предлог для создания глобального «противоракетного щита», прикрывающего собственные американские ракетно-ядерные средства. Позиция Москвы понятна и проста: программа развертывания американской ПРО США имеет откровенно антироссийскую и антикитайскую направленность. Она непосредственно угрожает стратегическим ядерным силам России и КНР. Именно поэтому мы говорим о необходимости принять адекватные ответные меры.

- Знаете, большинству из наших сограждан непонятна эта часто используемая формулировка насчет «адекватных мер». Думаю, большое упущение российской пропаганды заключается в том, что так и не доведены до общества сведения о конкретных ответных шагах. Вы – автор недавно вышедшей монографии «Эволюция противоракетной обороны США и позиция России». Так вам и объяснять читателям, чем мы ответим Североатлантическому блоку.

- У нас впереди еще примерно год, не более того, в течение которого мы можем постараться убедить Барака Обаму и руководство НАТО отказаться от плана размещения противоракетной инфраструктуры у наших рубежей. Плана, который его разработчики назвали вполне невинно - «Европейским поэтапным адаптивным подходом». То есть США и НАТО должны прекратить создавать свои базы ПРО в Румынии и Польше, а также не направлять свои корабли с ракетами-перехватчиками к берегам России. Либо, как верно замечено, Москве следует еще раз огласить весь комплекс ответных мер на этот сценарий. Но, уверен, он должен быть более масштабным, чем те, которые уже были названы. Но эти ответные меры, как видно, не произвели на Вашингтон должного воздействия: он явочным порядком продолжает внедрение «противоракетного заслона» у наших рубежей, не отказываясь от программы ЕПАП. Время от времени наше министерство обороны весьма кратко сообщает, что у нас созданы ракеты, которым вся эта система американской ПРО – как орешек, который мы легко «щелкнем». Появляются и другие, отрывочные сведения.

Американцы, как показывает история наших военно-политических взаимоотношений, адекватно понимают только военную мощь, а не уговоры. Так, например, было в 60-70-е годы прошлого века, когда в США живо обсуждали противоракетную проблематику. Об этом свидетельствуют мемуары ныне покойного сенатора Эдварда Кеннеди, брата убитого президента Джона Кеннеди, заместителя государственного секретаря Строуба Тэлботта и других высокопоставленных американских деятелей.

Не уверен, что в Вашингтоне и Брюсселе представляют себе все возможности нашего военного потенциала. Точно так же у наших сограждан нет полной картины обороноспособности России. Следует емко и подробно – не выдавая военных тайн, понятно – проинформировать тех, кого мы называем «западными партнерами» о том, что мы действительно можем достойно ответить на развертывание системы ПРО в Европе у нашего порога. Да ведь и мы с вами тоже должны знать это. Пока более широкого «протокола о намерениях» у нас не огласили. Или – не свели разрозненные данные воедино. А ведь пора…

- Давайте уточним. Среди российских экспертов есть и такие, кто считает, что система ПРО США - это «виртуальная реальность» и что она вообще «не существует». Соответственно, они широко популяризируют свои взгляды, тем самым прямо или косвенно обвиняя Россию в том, что она стала инициатором гонки вооружений.

- Увы, американская система ПРО - реальность. Выполнен первый этап и осуществляется второй этап ЕПАП. Сегодня США и их союзники располагают высокомобильными противоракетными средствами в количествах, явно превышающих потребности парирования ракетных угроз. Не более чем двум десяткам ракет Ирана и КНДР, имеющим дальность действия от одной до двух тысяч километров, противостоят около двух сотен перехватчиков «Стэндард-3» различных модификаций, ракет-перехватчиков наземного базирования на континентальной части США, а также системы ПРО театра военных действий. Вместе с зенитно-ракетными комплексами «Пэтриот» суммарное количество американских средств ПРО уже переваливает за тысячу. Кстати, замечу: США поставляют эти ЗРК в 12 стран мира: как государствам, входящим в НАТО, так и не членам Североатлантического блока. К моменту завершения ЕПАП общее количество всех ракет-перехватчиков с маркой «Сделано в США» многократно возрастет.

Как известно, корабли ВМС США, оснащенные системами ПРО, уже давно приступили к постоянному патрулированию морей, прилегающих к Европе, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе и зоне Персидского залива. А 28 октября этого года был заложен первый камень в фундамент противоракетного комплекса в Румынии – на военно-воздушной базе в Девеселу.

Есть и другие, менее известные факты. По данным на октябрь, Пентагон уже провел 34 испытания ракет-перехватчиков морского базирования, из которых 28 были успешными. В целом, с учетом всех программ «обкатки» этих средств и морского, и наземного базирования, американцы провели 80 испытаний, из них 64 были успешными. Это высокий показатель, и в министерстве обороны США делают все, чтобы его повысить.

Российские же «миротворцы», убеждая в безобидности программы развертывания системы ПРО, часто ссылаются на заявление министра обороны США Чака Хейгела, которое он сделал 15 марта этого года. Глава Пентагона объявил о некоторой «реконфигурации» этой системы - как в региональном, так и в глобальном масштабе. И даже намекнул на то, что США  якобы отказались от реализации четвертого этапа «Европейского поэтапного адаптивного подхода». Давайте будем реалистами. Даже в официальных комментариях Вашингтона по этому поводу четко говорилось: новые планы нынешней американской администрации никак не связаны с позицией Москвы по данной проблеме. Речь шла о том, что причины «реконфигурации» системы перехвата баллистических и иных ракет - бюджетные и инженерно-технические. Поэтому попытки представить эти действия Соединенных Штатов как некую готовность учитывать мнение России выглядят, по меньшей мере, некорректными.

- Можно ли кратко обрисовать, каким именно образом будет нарушен примерный баланс сил в ходе развертывания системы ПРО?

- Уже на третьем этапе реализации ЕПАП американские средства противоракетной обороны смогут полностью перехватывать российские межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и баллистические ракеты подводных лодок. Частично они будут способны делать это и раньше, замечу. Уже сейчас стратегические РЛС США, расположенные за их пределами, «просматривают» всю территорию Российской Федерации. Москва неоднократно демонстрировала западным военным и гражданским экспертам результаты математического моделирования в привязке к местности, а также с учетом скорости и дальности полета американских ракет-перехватчиков. Справедливость таких результатов была подтверждена и расчетами независимых зарубежных специалистов.

Усовершенствованные противоракеты США типа «Стэндард-3» модификации 2А, которые будут размещены в Польше к 2018 году, американские корабли с ударно-боевыми противоракетными средствами – они уже появляются в Балтийском, Баренцевом, Средиземном, Норвежском и Черном морях - способны осуществлять перехват отдельных типов российских баллистических ракет.При этом надо учитывать, что Пентагон тщательно скрывает истинные тактико-технические характеристики ракет, которые со временем обязательно будут совершенствоваться.

В США не отказались от создания ракет-перехватчиков «Стэндард-3» модификации 2Б, которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходят все предыдущие варианты ракет-перехватчиков «третьего эшелона». Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этом направлении идут, производство новейших ракет просто отодвигается на период после 2022 года, на который продлевается ЕПАП. Так что Вашингтон вовсе не собирается отказываться от четвертого этапа своего плана. Фактически его полная реализация просто откладывается на два года из-за финансово-технических трудностей. При этом военно-политическое руководство США настроено на разработку последующего плана типа ЕПАП даже после 2030 года. Он будет предусматривать еще более активное развертывание ракет-перехватчиков в различных районах земного шара, и вновь - в непосредственной близости от Российской Федерации и КНР. Появятся на вооружении ракеты-перехватчики с «кассетными» боеголовками, лазерные средства уничтожения баллистических ракет, ракеты-перехватчики, устанавливаемые на борту тяжелых беспилотных летательных аппаратов и так далее.

Надо обязательно добавить: все эти средства ПРО будут действовать в органической «сцепке» с американскими тактическими ядерными средствами и обычными вооружениями, развернутыми в Европе. Ведь это - средства передового базирования США.

Американцы неоднократно пыталась убеждать нас в том, что ракеты-перехватчики, даже в модификации 2Б, неспособны поражать МБР на начальном этапе их полета. Но действия американских и японских боевых кораблей с системами ПРО во время пуска северокорейской ракеты «Ынха-3» в декабре прошлого года, а также уничтожение еще в 2008 году на высоте 247 км прямым попаданием «с одного выстрела» американского разведывательного спутника, вышедшего из строя, заставляют серьезно усомниться в декларируемой «безобидности» американских средств ПРО.

К 2015 году в Румынии и к 2018 году в Польше запланировано размещение установок вертикального пуска «Мк-41» в виде комплексов ПРО, переделанных из морских установок боевой информационно-управляющей системы «Иджис». Дело в том, что эти установки одновременно применяются на кораблях ВМС США для пусков крылатых ракет большой дальности, которые пока не ограничиваются международными соглашениями. Так что, комплексы США в Румынии и Польше потенциально могут быть использованы для размещения ударных средств передового базирования класса «земля-земля».

Что касается словесных заверений Вашингтона, что «это не против России», давайте не будем воспринимать их всерьез. К тому же недавно американские ВМС разместили заявку на разработку технологий ударного сверхзвукового оружия, которое можно будет размещать в тех же пусковых установках на боевых кораблях, что и ракеты-перехватчики «Стэндард-3», а также в Румынии и Польше.

- Понятно, что все это – лишь краткий анализ той угрозы, которую несет для нашей страны размещение американской ПРО. Монография «Эволюция противоракетной обороны США и позиция России» - исследование подробное. Читателей много?

- Об этой книге очень хорошо отозвались и военные, и гражданские российские специалисты. Многие министерства и ведомства, а также различные исследовательские институты в России дали позитивные оценки этому итогу многих лет работы. Мне известно, что она вызвала интерес в штаб-квартире НАТО и в США, а также в Европарламенте. С учетом этого монография уже переведена на английский язык. Книга раскупается быстро.

Упреждая возможный вопрос о том, верю ли я, что моя работа может повлиять на позицию НАТО и Вашингтона, отвечу: очень на это надеюсь. Только вот, исходя из существующих реалий, мало в это верю. Но разъяснения нужны, так как часто бывает, что сила аргументов действует сильнее, чем аргументы силы.

Беседу вел Виктор Грибачев

Владимир Козин - главный советник-руководитель Группы советников директора РИСИ, член-корреспондент РАЕН

Специально для Столетия


Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.