Угрозу Киев видит не там…
4 июля исполнилось 450 лет Люблинской унии, заложившей основы создания совместного Польско-Литовского государства. Целью образования Речи Посполитой (Республики) двух народов было удержание захваченных их правителями в годы ордынского нашествия земель Древней Руси.
И оставалось бы это событие лишь страницей в летописях, если бы не ярко выраженный современный политический подтекст, который стараются придать юбилею в Варшаве и Вильнюсе. В Москве это неошляхетское громыхание старыми заржавленными саблями вызывает главным образом сарказм. В Киеве же с его разбалансированной государственностью вызывание таких призраков прошлого может породить новый комплекс проблем. Ведь свою скорбь по утраченным территориям Речи Посполитой поляки с литовцами выражают в отношении того политического пространства, которое занимают сегодня Украина и Белоруссия.
Однако по странной логике пока свои претензии наследники былого величия Речи Посполитой по-прежнему адресуют исключительно в адрес России. В стремлении побольнее зацепить «обидчицу» Москву они, видимо, даже не задумываются, что лишний раз делают очевидным, благодаря чему сохранилась украинская нация и возникла современная Украина.
А появилась она именно в результате многолетней упорной борьбы братских украинского и русского народов за свободу от той самой Речи Посполитой, чей юбилей сейчас так торжественно празднуется. Кстати, празднуется при участии представителей нынешней киевской власти, словно не понимающих, что они склоняют голову перед эпохой порабощения своего народа (или в душе они к этому и стремятся?).
Президенты Польши и Литвы Анджей Дуда и уходящая Даля Грибаускайте приняли совместное заявление, в котором отметили, что как тогда, так и сейчас, обе страны готовы стать вместе «перед многими вызовами и защищать идеалы независимости, единства и солидарности». Против кого составлено это послание было разъяснено во время основных мероприятий по поводу юбилея, проводившихся в месте подписания унии – польском Люблине. В городском соборе после торжественной мессы католический архиепископ Вильнюса Гинтарас Грушас ничтоже сумняшеся назвал Люблинскую унию предшественником Европейского союза. По его словам, «это был важный шаг по укреплению обороны и обеспечению свободы от внешних агрессоров», под которыми, естественно, подразумевалось Русское царство.
На последовавшем собрании с обозначенной темой «Европейское значение наследия Люблинской унии для современных народов и стран» его участники уже совсем не стеснялись. От имени хозяев маршалок Сената Польши Станислав Карчевский ясно подчеркнул, что Люблинская уния была «связана с защитой перед угрозами со стороны Москвы». Ещё дальше пошёл председатель Сейма Литвы Викторас Пранцкетис, отметивший, что «аннексия Крыма и война в Донбассе изменили ощущение безопасности в нашей части Европы, а угроза со стороны России реальна. Поэтому особое значение имеет укрепление восточного фланга НАТО и увеличение оборонных возможностей в этом регионе».
Участвовавший в празднествах посол Украины в Польше Андрей Дещица, прославившийся в основном исполнением матерных частушек у стен российского посольства в Киеве в бытность министром иностранных дел, прогнулся перед хозяевами по полной программе. «Как 450 лет тому назад наши народы в составе Люблинской унии противодействовали угрозам со стороны Московского княжества, так и сегодня мы стоим плечо к плечу, защищая демократический мир от агрессивной политики Кремля», – заявил Дешица.
То, что его народ в том образовании был лишён всяких прав и сражался в основном не против Кремля, а вместе с ним, для таких, как Дешица, особого значения не имеет.
Примечательно, что, например, в Литве отношение к образованию Речи Посполитой совсем не однозначное, поскольку в её составе литовцы утратили в пользу Польши многие земли и права, в том числе нынешние украинские земли.
В национальной историографии преобладают негативные оценки этого события, согласно которым Польша принудила Литву к созданию общего государства на неблагоприятных для неё условиях, ограничивая тем самым её суверенитет. То, что польские политики часто называют Люблинскую унию началом объединения Европы, для многих литовцев выглядит преувеличением. И восторги председателя литовского сейма Пранцкетиса в Люблине на его родине разделяют далеко не все. Кстати, в Вильнюсе уже предрешено смещение Пранцкетиса с его поста в ближайшее время.
А вот на Украине эксперты и политики, привыкшие мимикрировать в любую сторону с лёгкостью необыкновенной, особой беды в растворении своего этноса в «прогрессивной Европе» (на её окраине) не видят. Им бы проявить беспокойство по поводу того, чем подобное оживление исторических претензий грозит Украине, но они послушно повторяют навязанную им мантру о совместной многовековой борьбе с «русским империализмом». Например, Александр Левченко, бывший посол Украины в Хорватии и Боснии и Герцеговине, представляющийся историком, будучи не в силах скрыть отсутствие упоминаний в исторических документах о каких-либо украинцах, противопоставляет неких русов (Киев) и русских (Москва). Первые, дескать, впитали в себя европейскую культуру и стали развитыми украинцами, а вторые были вскормлены азиатчиной, в которую и погрузились. И сетует Левченко лишь на то, что Польша не сумела привлечь на свою сторону «русов-украинцев» для противостояния Москве. «А так, через два века Речь Посполитая канула в Лету. Русы тоже очень пострадали. Пребывание под управлением Москвы оказалось катастрофическим для украинского народа». То, что в составе Речи Посполитой украинский народ вообще бы исчез, для него значения не имеет. Впрочем, Левченко указывает на многочисленные случаи окатоличивания и полонизации местного украинского населения, на массовое переселение поляков на территории современных Житомирской, Винницкой областей, восточной Галиции, Волыни. «Дошло до того, что Львов, исконный город русов, поляки вдруг стали считать своим», – пишет он. Казалось бы, вот основания для серьёзной тревоги, ан нет – борьба с «клятыми москалями» важнее всего!
Академическая наука Украины в лице, например, доктора исторических наук, профессора Юрия Терещенко признавая, что после унии началось жёсткое давление на украинскую православную религиозную и политическую элиту, уверяет, что эта элита зато «намного теснее связала себя с общеевропейским процессом».
Вопрос, конечно, дискуссионный.
Однако что бесспорно, так это нарастающее распространение в Польше и не только в связи с 450-летием унии рассуждений о том, «как хорошо было вместе», как несправедливо были утрачены «восточные кресы». Мол, неизвестно, как всё пойдёт дальше.
Некоторые польские депутаты указывают, что надо быть готовым к любому развитию ситуации. Беззубая, попустительская реакция украинского политического класса на эти настроения лишь усиливает их.
?>