Станет ли Обама американским Горбачевым?
Экс-президент СССР Михаил Горбачев увидел в только что избранном президенте США Бараке Обаме свое американское воплощение и провозвестника «перестройки» в Америке... Многочисленные кассандры от политологии также пророчат нам очередную «разрядку» в отношениях с США.
Конечно, не хочется, чтобы такая «перестройка», если она все же будет иметь место, обернулась для этих отношений тем же, чем горбачевские «реформы» для СССР. Слишком серьезны ставки в нынешней глобальной игре за влияние в мире, любое нарушение ее общепринятых правил ведет к таким дисбалансам и перекосам, что потом их приходится выправлять годами. Предшественник Обамы, Джордж Буш, настолько преуспел по этой части, что российско-американские отношения находятся сейчас весьма близко к точке замерзания. Ожидания «прорыва» в этих отношениях поэтому вполне понятны - особенно в России, где ностальгия политической элиты по утраченному статусу сверхдержавы нередко оказывается куда сильнее здравого смысла. И, когда солидные дяди из этой элиты всерьез утверждают, что «Обама – это шанс для России», невольно вспоминаешь, как в советские времена номенклатурные пикейные жилеты раскладывали в коридорах ЦК КПСС свои пасьянсы на кандидатов от демократов и республиканцев. И кто бы ни победил, они неизменно приходили к выводу, что это и есть «шанс для СССР».
До сих пор, увы, как и тогда, даже в наших верхах далеко не все понимают, что противостояние Соединенных Штатов с Россией началось еще до 1917-го. Оно продолжается и сейчас, несмотря на то, что с Советской властью россияне расстались вместе с развалом СССР более 17 лет тому назад. И причина тут не идеологическая, а, прежде всего, геополитическая.
Конечной, стратегической целью внешней политики США применительно к нашей стране была и остается балканизация России.
То есть ее раздел по типу классически осуществленного в конце ХХ века расчленения Югославии на несколько независимых, но беспомощных, а потому целиком подчиненных диктату Вашингтона государств. Если во времена Аллена Даллеса об этом говорили открыто, то в наши дни, естественно, соблюдается тот политес, без которого в современном мире никакой диалог между великими державами невозможен. Но стратегические цели остались теми же. Они определяются национальными интересами США, которые давно сформулированы их «отцами-основателями» и не меняются со сменой хозяина Белого дома.
Во многом Барак Обама избран именно потому, что Америка осознала необходимость перемен за годы правления «династии Бушей». Как символ перемен, Обаму растили давно. Его приход в Белый дом был предопределен задолго до нынешнего финансового кризиса и войны в Южной Осетии. Символу перемен, однако, не позволят никаких радикальных перемен. Никто не допустит в США никакой «перестройки», как говорят французы, «все будет так, как было, даже если будет по-другому». Это, в первую очередь, касается столь важной для нас темы российско-американских отношений.
Из его высказываний далеко не всегда было просто понять, а как же сложатся эти самые отношения при президенте Обаме? Вопрос этот задают не из праздного любопытства. Уже потому, что США и Россия обладают самыми крупными ядерными арсеналами на Земле, от ответа на него зависит дальнейшая судьба не только этих двух стран, но и всего человечества. Традиционно - это своего рода матрица современных международных отношений. От того, как они будут выглядеть при новом хозяине Белого дома, во многом определятся отношения России со странами «Большой семерки», с ЕС и АТЭС.
Обама, как политик, судя по всему, прошел «высшие курсы» подготовки к политкарьере, и в совершенстве владеет известной техникой публичных выступлений: «Да» и «Нет» не говорить, черного и белого не называть» и так далее.
В ходе своей предвыборной кампании Обама обещал вывести американские войска из Ирака - но отнюдь не ставил под сомнение решение Буша о военном вторжении в эту страну. Там, где речь идет о «национальных интересах США», он такой же ястреб, как Буш-старший. Россия в теледебатах Обамы с Маккейном фигурировала нечасто, хотя его позиция по отношению к ней немногим отличалась от взглядов кандидата республиканцев, который назвал ее в прямом эфире «империей зла». Обама высказался на этот счет достаточно прямолинейно в октябре: «Я намерен вернуться к жестким, последовательным дипломатическим мерам, которые остановят агрессию России. Я верну нам нашу репутацию в мире, потерянную администрацией Буша». Если уж политика Буша по отношению к России признана, таким образом, недостаточно жесткой, то чего же ожидать от Обамы?
Надо учитывать, что на новоизбранного президента оказывают серьезное влияние такие его советники, как бывшая госсекретарь Мадлен Олбрайт, «дипломатический палач Югославии», идеолог «холодной войны», русофоб Збигнев Бжезинский. В ходе предвыборной кампании Обама не раз бросал камешки в российский огород – критиковал Россию за ограничение политических свобод и отпор, данный ей Грузии в Южной Осетии и Абхазии. Он высказывал недовольство Саакашвили и говорил, что его надо менять - но он ничего не намерен менять в политике Буша по отношению к Грузии и Украине, настроен на то, чтобы их принять в НАТО. Симптоматично, что в его списках будущих назначенцев в качестве кандидата на пост шефа Пентагона фигурирует Роберт Гейтс, нынешний министр обороны в администрации Буша, один из непосредственных патронов и партнеров Саакашвили. Именно с помощью Гейтса Грузия получала непосредственную военную помощь, военных советников и новейшие системы связи перед вторжением в Южную Осетию.
Сразу же после выборов Обама созвонился с президентом Польши, патологическим русофобом Лехом Качиньским, чтобы поблагодарить его за поздравления в связи с избранием. Дмитрию Медведеву он, кстати, по тому же поводу позвонил позже.
Качиньский тут же раструбил, что Обама пообещал ему не отказываться от размещения ракет системы ПРО в Польше. Правда, на следующий день помощник Обамы Деннис Макдоноу вежливо дезавуировал слова Качиньского, указав, что будущий президент США не давал никаких гарантий на этот счет. Установка в Восточной Европе американских противоракетных комплексов возможна лишь в долгосрочной перспективе, разъяснил Макдоноу. ПРО появится в Польше только после того, как будет доказана работоспособность соответствующих технологий. А испытания таковых еще далеки от завершения. Ну, может быть, и действительно, Качиньский чего-то не понял. Но уловил главное – хоть и в долгосрочной перспективе, но ракеты в Польшу «завезут».
И, все же, есть признаки – выражусь максимально осторожно - того, что новоизбранный президент США понимает бесперспективность конфронтации с Россией. Выбор в пользу противостояния с Москвой, по сути дела, предлагал Джон Маккейн. Россия сегодня достаточно сильна. Мировой финансовый кризис, благодаря заблаговременно принятым мерам и накопленным резервам, не привел ее к катастрофе. Москва поэтому может сегодня открыто заявить, как это сделал президент Дмитрий Медведев: «Миром нельзя управлять из одной столицы. Те, кто отказываются это понять, будут лишь создавать новые проблемы для себя и для других».
Понимает ли это Обама и дадут ли ему действовать, исходя именно из этого?
Конечно, новому президенту США создали имидж «неуправляемого» - что хорошо для продажи общественности идеи «перемен», неортодоксального и решительного лидера. Он позиционирует себя как защитник интересов «среднего класса» - а именно этот класс больше всего и пострадал в результате финансового кризиса - но уже по первым его заявлениям ясно, что никакой борьбы с крупным олигархическим капиталом США он вести не намерен.
Не надо иллюзий. Обама полностью управляем. Об этом свидетельствует и вся его политическая карьера, и те «утечки» информации, которые, вопреки ожиданиям и ханжеским нравам «одноэтажной Америки», не были использованы против него в ходе предвыборной кампании. Хотя, как говорится, еще не вечер.
Наши журналисты раскопали историю о том, как в ходе его единственного посещения России три года назад Обаму учили пить водку «по-русски». Но оказалось, что он с этим напитком давно знаком, и не понаслышке.
Он публично признавал, что пробовал и марихуану, и кокаин.
44-го президента обожают все негры мира, и особенно - в США, где их именуют афроамериканцами. Обама - решительный борец против расизма, но в ходе предвыборной кампании ему пришлось всячески опровергать сообщения о своей близости к одному из радикальных проповедников «черного расизма», то есть нетерпимости «афроамериканцев» к американцам белым. Впрочем, видеокамеры зафиксировали посещение Обамой бара, на двери которого висит табличка: «Белым вход запрещен». Его представляют, однако, как «гражданина мира», что, как правило, предполагает терпимость к инакомыслящим и инакодействующим. Как к белым, так и к черным. И нетерпимость к разного рода «нарушителям прав человека». Именно поэтому, как нам поясняют, одним из объектов своей критики в ходе предвыборных дебатов он выбрал Россию.
Обама очень осторожен в своих высказываниях и, как правило, оставляет за собой возможность дать шанс, как говорится, и нашим, и вашим, а себе – задний ход. Некоторые эксперты в Москве полагают, что Обама - едва ли не сторонник ускоренного сокращения вооружений США и России. Точнее сказать - сторонник одностороннего разоружения России, как и его патрон по сенатскому комитету по международным отношениям, сенатор-республиканец Ричард Лугар. В 2005-м, вспоминают сотрудники НИИ фитопатологии в Подмосковье, Обама посетил их вместе с большой делегацией США, и Лугар представил им его так: «Вы знакомитесь с будущим президентом Америки!». Лугар – один из влиятельнейших сенаторов в республиканской партии, он помогал Бушу-младшему в ходе его предвыборных кампаний 2000-го и 2004-го. Почему же в 2005-м он стал лоббировать кандидатуру Обамы в президенты? И не только в России.
Лугар - друг и лоббист экс-олигарха В.Гусинского, к нашей стране относится откровенно враждебно. В 2006-м он поставил Россию вместе с Ираном и Венесуэлой в один ряд в списке «враждебных режимов», которые якобы используют свои энергоресурсы для давления на соседние страны. Лугар требовал от Буша порвать планы сотрудничества в сфере энергетики между Россией и прикаспийскими странами- членами СНГ, а сам, посещая их, не упускал случая подогреть русофобские настроения. Он был одним из авторов программы Нанна-Лугара «Совместное сокращение угрозы». Суть ее в том, чтобы, говоря официально, «помочь России поскорее уничтожить ее запасы ракетно-ядерных и химических вооружений». Так, в военном бюджете США на 2008-й в рамках программы Нанна –Лугара были заложены 178 миллионов долларов для «обеспечения безопасности ядерного оружия в России». Из них почти 93 миллиона выделено «на уничтожение стратегических наступательных вооружений». Критики этих соглашений с Вашингтоном не раз указывали: они невыгодны Москве, поскольку она вынуждена была сократить самые надежные ракеты на твердом топливе и ракеты, установленные на железнодорожных платформах.
Так вот, главной целью делегации во главе с Лугаром, в составе которой Обама посетил Россию в 2005-м, было посещение завода под Пермью, где демонтировались двигатели российских ракет, работающих именно на твердом топливе.
Сенаторы лично убедились в том, что деньги американских налогоплательщиков, затраченные на разоружение России, расходуются не зря. Если учесть этот специфический интерес Обамы к проблеме ядерного разоружения, то станет яснее и его реплика в ходе дебатов с Маккейном, с которой он выступил против его требования исключить Россию из «Большой восьмерки» за «отступление от демократии». По словам Обамы, участие нашей страны в этой организации необходимо. Но вот почему: «Если говорить о том количестве радиоактивного материала, который циркулирует в странах бывшего Советского Союза, и о тех объемах технической информации, которыми располагают эти страны, то без участия России наши усилия на фронте нераспространения будут значительно ослаблены».
Российские средства массовой информации поспешили расценить его мнение как дружеский жест в сторону Москвы, как-то забыв о контексте, в котором он был сделан. Директор Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер пояснил: «Россия не войдет в число первоочередных приоритетов, но будет важна для администрации Обамы. В частности, ясно, что новый президент заинтересован в сотрудничестве с Москвой по ядерным вопросам, особенно по проектам в стиле программы «Совместное сокращение угрозы». Так что первым делом в отношениях с Россией Обама, скорее всего, продемонстрирует готовность к сотрудничеству в предотвращении ядерного терроризма и контрабанды опасных материалов, а также в сокращении ядерных вооружений». Кандидат на пост министра обороны в администрации Обамы Роберт Гейтс уже готовит такие переговоры. Это ли не показатель преемственности политики США по отношению к России? Увы, если она и меняется, то, как показывает историческая практика, только в незначительных деталях.
В высших эшелонах власти в России, теперь это, к счастью, учитывают. Дмитрий Медведев, в отличие от своих предшественников, которые обычно подолгу выжидали, пока в Вашингтоне официально объявят, как относится к Москве новый хозяин Белого дома, уже на следующий день после президентских выборов в США четко разъяснил в своем послании Федеральному собранию, чего Обаме следует ожидать от Москвы. «Не секрет, что многие государства еще по инерции оглядываются на то, куда «дует ветер» в отношениях между Россией и Соединенными Штатами, - отметил президент. - Да, сегодня эти отношения переживают не самый простой период. У нас тоже возникает много вопросов, в том числе нравственного порядка. Но подчеркну, у нас нет проблем с американским народом, у нас нет врождённого антиамериканизма. И, надеемся, что нашими партнерами, новой администрацией США, будет сделан выбор в пользу полноценных отношений с Россией»
Как такие отношения видят в Кремле, и на какой основе предполагают их строить?
Из послания Д. Медведева совершенно очевидно: «восточная политика» администрации Буша в последние годы вызвала в российском руководстве «устойчивое впечатление», что его «испытывают на прочность».
Первой, неожиданной для Запада реакцией на это стала теперь уже знаменитая мюнхенская речь экс-президента России Владимира Путина. Второй - ответ нового президента, Д.Медведева, на вторжение Грузии в Южную Осетию. «Трагедия Цхинвала, - сказал он в своем послании, - стала, помимо прочего, следствием самонадеянного, не терпящего критики и предпочитающего односторонние решения курса американской администрации». Августовский кризис форсировал наступление «момента истины». После конфликта в Южной Осетии в Кремле пришли к выводу, что теперь «фактически зафиксировано формирование качественно новой геополитической ситуации». Россия в состоянии отстаивать свои национальные интересы и защищать своих граждан, может впредь не оглядываться при этом на Вашингтон.
Перечисленные Д.Медведевым меры дали основания французской «Монд» заявить: «Несмотря на победу Обамы, Россия держит конфронтационный тон». Россия, однако, не намерена идти ни на новую гонку вооружений, ни на конфронтацию с США и другими странами НАТО. О возвращении к «холодной войне», о котором много пишут на Западе, речи не идет, хотя Россия и принимает адекватные меры против внешних угроз. Напротив, в Кремле озабочены идеей создания новой глобальной архитектуры безопасности. Там считают особенно важным добиться результата, в первую очередь, на евроатлантическом пространстве, объединяющем Россию, Евросоюз и Соединенные Штаты.
В ходе телефонного разговора, который состоялся между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым - после скандала с заявлением Качиньского - они договорились в ближайшее время встретиться.
Скорее всего, это произойдет в Вашингтоне, после встречи в верхах «Большой двадцатки», 15 ноября. Обама на саммите выступать не будет, но встреча с президентом России пока запланирована.
О чем они будут говорить?
Исходя из последних заявлений руководства России, Москва предложит Бараку Обаме не повторять ошибок Буша, а как можно скорее приступить совместно к созданию нового международного правопорядка, к формирования полицентричной международной системы, включая реформу ведущих международных институтов, где будет исключено единоличное доминирование какой-либо державы. Иначе говоря - сотворить заново утерянный многополярный мир, но уже без прежней конфронтации двух систем. Мир, в котором будут утверждены универсальные дипломатические методы урегулирования кризисных ситуаций, и где «проблемные» государства – в какой бы точке земного шара они ни находились, не будут изолировать, не станут бомбить и обстреливать ракетами под предлогом борьбы за демократию, а начнут вовлекать в диалог.
Владимир Большаков - шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль – новости»
?>