«Солнце освобождения воссияло из православной России»
Это день торжества политики чести и великодушия России и воскресения Болгарии после 500 лет рабства. Последние тридцать лет небольшая, но очень активная часть болгарской интеллигенции пытается обесценить роль России в освобождении Болгарии, призывает к бойкоту праздника. Эти настроения не находят поддержки среди широких кругов болгарской общественности, которые хранят память о тех, кто 145 лет назад помог болгарам сохранить свою веру, язык и культуру, создать свое национальное государство и избавил от участи превратиться в турецкий вилайет.
Эту опасность хорошо понимали те, кто с ликованием встречали своих освободителей, осыпали их цветами, припадали к ногам, целовали им руки. Об этом сохранились воспоминания участников освободительного похода, а также болгарских ополченцев, которые вместе с русскими солдатами не жалея жизни, боролись за свободу своего народа. Сохранились гравюры того времени, картины, написанные участниками эпохального события. В день подписания мирного договора с Турцией в Сан-Стефано императору Александру II был направлен благодарственный адрес, который подписали 568 представителей церковной общественности и болгарского духовенства во главе с митрополитом Софийским Мелетием. В нём подчеркивалось: сбылись вековые надежды болгарского народа – «солнце освобождения воссияло из православной России».
Перелистаем страницы документов той поры. Как жалки на их фоне потуги тех, кто в угоду евроатлантической солидарности призывает отменить празднование 3 марта и старается вычеркнуть Россию из болгарской истории.
«Политика – это сотня господ в официальных костюмах. И эти господа желают, чтобы истязали людей, убивали женщин и детей». « …ужас, ужас, ужас, убийства, виселицы, пожары, кровища, жестокости, зверства…». « Вороны летели из Батака медленно, объевшись человечиной». « Первый конвой арестованных после Апрельского восстания доставлен в Пловдив – 418 человек, у которых цепи на шее, руках и ногах, затем ежедневно приводят по 1000-1500 закованных пленников. И каждое утро 12 виселиц получают свою добычу. А поскольку было видно, что казням нет конца, возникла идея вместо повешения для разнообразия сажать всех на кол, чтобы не было скучно смотреть мусульманскому населению». Анри Пьер маркиз де Вестин де Валдес ( Иван де Вестин), французский корреспондент газеты «Фигаро», автор книги «Путешествие в страну башибузуков». 1876 г.
«Пусть Россия попытается защитить болгар, Когда она придет, не найдет ни одного живого болгарина». Великий визирь Мидхад -паша.1876 г.
«Все разговоры о турецких зверствах – пустая болтовня в кафешках». Б. Дизраэли. 1876 г.
«Всякое сочувствие болгарскому народу – преступная политическая глупость… факты наличия турецких зверств – выдумка или провокация». В. Либкнехт (отец К. Либкнехта, соратник К. Маркса и Ф. Энгельса). « К восточному вопросу, или должна ли Европа стать казацкой. Предостережение немецкому народу».1876 г.
«Ни в одной европейской тюрьме не найдется ни одного преступника, на островах южных морей не найдется ни одного каннибала, чье возмущение не поднялось бы и не закипело бы при ознакомлении с тем, что был совершено турками». У. Гладстон (премьер-министр Великобритании в 1868-1875 гг.)1876 г.
«По моему мнению и по мнению многих английских политических деятелей, жертвы болгар – 10-12 тысяч человек – обычное явление в этой полуцивилизованной азиатской стране, и эти жертвы не должны быть достаточным основанием для того, чтобы изменить единственно правильную политику, которая сохраняет наши интересы». Письмо посла Великобритании в Константинополе Г. Эллиота министру иностранных дел лорду Э. Дерби. 1876 г.
«Но, Боже,что я вижу! Дала Европа слово
Оберегать тирана, который мучит всех.
В ее душе торговой нет ничего святого,
Страданья, слезы наши в ней вызывают смех». И.Вазов. «К Европе». Июль 1876 г.
«Все народы не могут в равной степени претендовать на право самостоятельного существования. Они должны представить свои основания на то: роль в истории, гомогенность населения, силу, единство. Всех этих условий не хватает христианскому населению Турции…». Маркиз де Мустье, министр иностранных дел Франции.1876 г.
«К стыду Европы и к чести России, дело, которое должна была выполнить вся Европа, предоставлено выполнить одной России». Фримен, английский историк. «Daily News»,1877 г.
«Ни одна из пяти держав не намерена взяться за оружие; многие из них только того и хотят, чтобы Россия одна втянулась в неблагодарную борьбу с полуварварским государством; в случае успеха ей не дадут воспользоваться плодами, а между тем она сделается на известное время неспособной вмешиваться в дела Европы…». Д.А. Милютин, военный министр России. Дневник. 1877 г.
«Болгарский народ есть истинный великомученик. Повергали его в страдания, мучили, распинали на кресте, удушали, жгли заживо, предавали огню дом его и скарб, в рабов обращая жену и детей. Взгляни, каков он ныне! Истерзанный, едва держится на ногах. Но существует надежда, его укрепляющая. Последний шанс на жизнь! Надежда единственная – приход России!» «Стара Планина»,№ 52, 3 марта 1877 г.
«По всей Болгарии сейчас
Одно лишь слово есть у нас
И стон один и клич:
Россия!
… И мы тебя зовем святой,
И как сыны тебя мы любим,
И ждем тебя мы, как Мессию –
Ждем, потому что ты Россия!»
И. Вазов. «Россия». 22 ноября 1876 г.
«И. Вазов написал стихотворение «Россия» за сто золотых рублей». В. Станилов. «Демокрация».12. 03.2001 г.
«Болгария никогда не хотела, чтобы Россия ее освобождала». Г. Мамалеев. «24 часа». 28.01.1999 г.
«Это только миф, что болгары любят Россию». Ф.Димитров. «24 часа». 22.02.1999 г.
«Русские идут бескорыстно, как братья, на помощь, свершить сейчас то же, что ранее сделали для освобождения греков, румын, сербов…. Болгары, вперед! С нами Бог и русские братья!». БЦК в Бухаресте.12 апреля 1877 г.
«В Европе выгода – у нас жертва». Ф.М. Достоевский. ПСС.Т.24. С. 286.
«Мне жаль было пустить вас в дело и потому я медлил доколе было возможно; мне жаль было проливать вашу дорогую для меня кровь… Но раз, что честь России затронута, я убежден, что мы все, до последнего человека, сумеем постоять за нее. С Богом!». Император Александр II. 10 апреля 1877 г. «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г. С-Птб.1995. С.4.
«Россия проливает сегодня свою славянскую кровь на ратном поле, чтобы открыть миру существование братьев, ежеминутно гибнущих под ятаганом варвара. Россия хочет их спасти. Думает она извлечь какую-либо выгоду из этой кампании? Отвечаем: Россия желает увидеть болгар свободными. Такова ее выгода». «Български глас», 1, №44, 16 апреля 1877 г.
«Болгарское ополчение – так наречена эта немалая дружина воинов-болгар – устроено по воле русского царя. Ополчение попервоначалу составляет часть южной группы русских войск под главнокомандованием великого князя». «Стара Планина,1, №68, мая 1877 г.
«Прошел почти месяц, как русские войска перешли Дунай, вступили на турецкую землю, взяли Систово, Тырново, перевалили Большие Балканы, вошли в долину Тунджи, захватили Казанлык, разбили Шипкинский гарнизон и победоносно вошли в город Ески-Загру, преодолев на своем пути все преграды и трудности горного похода. Ополчение шло все время в хвосте передовой колонны, не слыша свиста пуль, исполняя в завоеванных городах обязанности караульной службы». Но уже недалек был день, в который дружинам выпал случай доказать, что недаром на трехцветном народном болгарском знамени красуется горделиво золотой лев с мечом и крестом в лапах. Этим днем ополчение заслужило право на уважение и доказало, что долголетнее рабство не обратило героев в рабов». Е.Е. Рынкевич. Записки о болгарском ополчении.1877 г.
«В Старой Загоре еще не существовало никакого управления, поскольку русские войска быстро ушли на Одрин. По улицам кости и головы 14 тысяч мужчин и женщин, вырезанных «героическим» Сулейман-пашой... Церкви сожжены, осквернены…полны гниющих человеческих трупов. Близ города видны были жертвенники, где заживо сжигали людей герои из орды Сулейман-паши. Далее другое возмутительное зрелище. На ветках одного из деревьев висела высушенная кожа. Вглядевшись, я с удивлением разглядел, что кожа эта человеческая, откуда заключил, что она была содрана с ее обладателя заживо. Эту кожу после заспиртовали, и когда в нашем городе побывал английский корреспондент, мы ее отдали ему, чтоб увез в подарок Биконсфилду ( Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии)…Тебя трясет от рассказа об этих ужасах, но сохраняй, читатель, присутствие духа. Помни, что драгоценная свобода вот так доставалась». Петр Иванов. Воспоминания. 1878 г.
«Поклонись, Болгария, могилам, которыми ты усеяна». Надпись на надгробии памятника русским солдатам в болгарском селе Негушево.1877 г.
«Помните вечно Россию! Без России мы как рыба без воды». Анфим, болгарский экзарх. 1882 г.
«Американцы освободили нас от турецкого рабства, а Россия только шла за ними и собирала лавры». К. Петрова. «Нова Зора». 3.06.2003 г.
«Болгарское государство… крещено русской кровью, а потому не должно, да и не может никогда стать русскому сердцу чуждым». И.С. Аксаков. 15 мая 1881 г.
С праздником, Болгария!
?>