Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Санкции против санкций

Санкции против санкций

На Западе объявили охоту на тех, кто помогает России
Юрий Алексеев
21.04.2023
Санкции против санкций

Разговоры о новом пакете санкций начались практически сразу же после утверждения «юбилейного», десятого комплекта ограничительных мер против России. И вот теперь «час икс», похоже, пробил. Весь мир с интересом ждёт, что же западные стратеги придумали на сей раз.

Между тем 11 пакет антироссийских санкций, широко анонсированный ещё в феврале, некоторые политики не случайно назвали шагом отчаяния со стороны Запада. Всё, что можно было запретить, уже запретили, и к настоящему моменту санкционировать уже практически нечего. Остались свободными только два значимых направления российской энергетики – газ и атом. Против газа вводить санкции опасаются, так как нет никаких гарантий замещения поставок. Против любых ограничений на российский атом выступает Венгрия, потому что на её территории «Росатом» строит АЭС «Пакш-2». Можно, конечно, сделать исключение для Венгрии, но ввести запрет на деятельность «Росатома» и поставки некоторых критически значимых редкоземельных металлов для других стран ЕС вряд ли удастся. Такой шаг в итоге будет особенно чувствительным и болезненным для самих европейцев. Вероятно, из-за таких тягостных раздумий еврокомиссары и медлят с окончательным решением по новым антироссийским санкциям.

Но как бы там ни было, а ЕС и Вашингтон не планируют понижать давление на нашу страну, хотя всё больше государств признают, что санкции против России оказались совершенно неэффективными. Они нанесли больше вреда США и их сателлитам, нежели экономике той страны, которую хотели добить.

Перенаправив торговлю из Европы на Дальний Восток, в Азию и Турцию, мы теперь гораздо меньше зависим от финансовой системы Запада. В той же Германии признают, что её экономика, вероятно, будет стагнировать или скатится в рецессию, а российский ВВП после прошлогоднего спада в этом году вырастет примерно на 3%.

Стараясь сохранить хорошую мину при плохой игре, руководители ЕС сменили свои речи о блицкриге на более умеренную риторику о среднесрочной и долгосрочной перспективе ограничений, касающихся экспорта в Россию значимых технологий и товаров. Нам, конечно, расслабляться не стоит. В 2023 году действия наших противников могут всё больше провоцировать дефицит товаров, которые нельзя просто заместить или поставить по параллельному импорту. Но это вовсе не значит, что наша власть не ищет пути решения этой проблемы.

Западные лидеры прекрасно отдают себе отчёт в том, что нам помогают дружественные страны, которых Западу так и не удалось запугать своими угрозами. Именно против них и направлен новый ограничительный пакет, о котором не раз заявляла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. После новых ограничений обходить уже введенные рестрикции будет ещё сложней,

«Лазейки» для экспорта подсанкционных товаров ищут на Западе с 2014 года, но масштаб введенных запретов настолько велик, а сами они так сложны, что уследить за исполнением всех бюрократических тонкостей и выявить многообразие цепочек поставок и деловых связей с помощью даже самых современных средств коммуникаций невозможно.

Санкционные правила, как известно, придумывают десятки экспертов, а над тем, чтобы их обойти трудятся сотни и тысячи специалистов, знающих толк в логистике и не только. Когда Брюссель пытается заставить следовать своим правилам страны, не входящие в европейский альянс, евроначальникам всё чаще заявляют, чтобы они не совали нос не в своё дело.

Под влияние нового санкционного пакета против России подпадают теперь страны ЕС, имеющие автономный таможенно-экономический статус, который и позволял им проводить реэкспортные операции и транзитные транзакции с нашими экспортёрами и импортёрами.

В их числе северомарокканские анклавы Испании, португальские острова Мадейра и Селваженш, датские Фареры с Гренландией, некоторые прибрежные районы Греции, германский остров Гельголанд, карибские автономии Нидерландов. Уже сегодня в морских портах почти всех стран ЕС грузы и грузовые суда, следующие транзитом через эти страны, подвергаются более тщательному досмотру и всё чаще задерживаются на их таможенных границах. Это и вынудило наших крупнейших торговых партнёров, Индию и Китай к весне 2023 года прекратить европейский транзит. Ограничить поставки товаров через зоны, подконтрольные Европе, пришлось многим странам Африки и Латинской Америки. Но это вовсе не значит, что они намерены прекратить свой экспорт в Россию: обходные пути всегда найдутся, тем более теперь, когда всё больше стран перестают воспринимать угрозы Вашингтона как руководство к действию.

Министр иностранных дел Нидерландов Вопке Хекстра недавно заявил, что уклонение от соблюдения запретов и ограничений приобрело массовый характер и предложил создать некий надзорный орган за выполнением санкций со штаб-квартирой в Брюсселе.

Остаётся только гадать, как будут определять конечного получателя европейской продукции, компонентов или сырья, когда тот или иной товар может переходить из рук в руки десятки раз, прирастая добавленной стоимостью. Да и сам частный бизнес стран Евросоюза вряд ли захочет раскрывать адреса цепочек поставок своей продукции, делиться коммерческими тайнами, охрану которых никто пока не отменял.

Ещё в мае прошлого года Брюссель обнародовал предварительные предложения о том, как придать нарушениям санкций статус уголовного преступления на всей территории Евросоюза, но во многих европейских столицах эта идея была воспринята довольно прохладно. Ведь она потребует изменения национальных уголовных законодательств, и процесс может затянуться на годы, а то и на десятилетия.

Без всякого энтузиазма встречены и слова нидерландского министра по созданию нового затратного ведомства по выявлению лиц, причастных к санкционным нарушениям. Для того, чтобы ежедневно собирать и анализировать огромный объём самой разнообразной информации по всему миру, придётся создавать филиалы санкционной полиции во многих странах и агентурную сеть. Но даже, если европейцы всё же создадут свой подвид полицейских ищеек, то могут нарваться на большие неприятности. Попытки наказать пойманные на нарушениях санкций компании третьих стран непременно приведут к возникновению новых международных конфликтов. Не понравится создание ограничений и владельцам европейских предприятий, на которые хотят возложить ответственность за конечное использование продукции и обременить дополнительными бюрократическими обязанностями.

На санкции Запада мир учится отвечать контрсанкциями и жесткими мерами защиты своих интересов. Так, например, в ответ на «технологическую блокаду» Пекин ввёл свои санкции в отношении американских оружейных компаний Lockheed Martin и Raytheon, начал расследование в отношении американского производителя микросхем Micron.

За этим последовали обыски в американской фирме Mintz, занимающейся комплексной юридической экспертизой, задержания местных сотрудников, высокопоставленного руководителя японской группы Astellas Pharma и наложение на Deloitte со штаб-квартирой в Лондоне рекордного штрафа. Китай также рассматривает возможность ограничения доступа Запада к своим материалам и технологиям, имеющим решающее значение для мировой автомобильной промышленности. «С таким большим количеством элементов в конкуренции между США и Китаем у Пекина есть много рычагов, которые он может использовать, включая оказание давления на союзников и партнеров США, чья экономика зависит от торговли с Китаем», – предупредила Су Ким, бывший аналитик ЦРУ и эксперт по Азии.

Трезвомыслящие эксперты уверены, что из-за бесконечных попыток насолить России и дружественным ей странам Брюссель будет лишь всё больше терять влияние на экспортные механизмы. И российский бизнес, поднаторевший в обходе ограничительных мер, и его иностранные партнеры, не желающие жить по указкам Евросоюза и США, в результате, создадут систему «серой» международной торговли.

В некоторых секторах на фоне отказа партнёров России от расчётов в евро и долларах новые скрытые схемы товарообмена уже сформировались и успешно работают, в других – успешно отлаживаются. Чиновники Евросоюза признают, что, например, далеко не всегда могут отследить российские нефтяные танкеры, плавающие «под чужими флагами» и доставляющих нефть и нефтепродукты по всему миру. Вряд ли сможет пресечь хотя бы часть многочисленных нарушений и новое мощное ведомство с полицейскими функциями, которое замышляют создать изобретатели антироссийских санкций. Ограничивая бизнес своими запретами, Брюссель сам провоцирует бурное развитие «серой торговли» в мировом масштабе, остановить которую никакими санкциями невозможно.

Когда Запад захлопнул дверь перед дешёвыми российскими ресурсами, США обратили свой взор на постсоветские республики. Вашингтону казалось, что улыбки европейских лидеров быстро расположат к себе ближайших соседей России и те направят свои нефть и газ по низким ценам прямиком на Запад. Особые надежды возлагались на Казахстан с его так называемой многовекторной политикой, потому что в этой стране добывается более 84 миллионов тонн нефти в год, а в этом году казахи рассчитывают получить ещё больше – 90,5 миллионов тонн. Это в разы больше потребления черного золота внутри страны и могло бы помочь Европе заместить значительную долю российских ресурсов.

«Цивилизованные страны» рассчитывали, что с лояльными казахами можно легко обо всём договориться, да ещё и уговорить частично перерабатывать энергоресурсы и поставлять их на экспорт в Европу по бросовым ценам. Но вместо этого Казахстан вводит запрет на вывоз за пределы стран ЕАЭС дизельного топлива, авиакеросина, толуола, газойля, ксилола и нефтяного битума. Такого поворота западные компании, эксплуатирующие казахские месторождения, не ожидали. Ведь теперь они не смогут по своему усмотрению использовать добытые и переработанные в Казахстане ресурсы. А раньше могли выкупать казахские нефтепродукты по внутренней стоимости и потом перепродавать по мировым рыночным ценам. Лишив западных партнёров такого, прямо скажем, сверхприбыльного бизнеса, Казахстан потребовал от иностранцев, скупивших их месторождения, ещё и заплатить в казну 16,5 миллиарда долларов.

Склонить казахов к принятию смелых решений помогло предложение стран ЕАЭС продавать нефтепродукты по более высокой цене, которая оказалась выгодной и для России. Казахстан сделал правильный выбор, воспользовавшись тем, что пока ни одна из стран ЕАЭС, кроме Белоруссии, включая Кубу и Узбекистан со статусом наблюдателя в Союзе, ещё не включена в российские контрсанкционные меры. Такая же «нейтральная» позиция, кстати, сохраняется пока и у других стран Центральной Азии. Тем временем в Евросоюзе уже нацеливаются и на этот «оплот азиатской независимости», потому что считают, что бывшие союзные республики активно занимаются реэкспортом подсанкционных товаров в Россию. В проекте одиннадцатого санкционного документа ЕС так и записано, что «необходимо подать четкий сигнал физическим и юрлицам в третьих странах». Это означает, что предприятия этих стран, работающие на американском или европейском оборудовании, будут не только ограничены в поставках своей продукции российским заказчикам, но и могут схлопотать уголовное наказание за обход санкций через третьи страны.

США всё еще тешат себя надеждой окружить Россию поясом напряжённости, в том числе и за счет республик бывшего Советского Союза, не обращая внимания на новую внешнеполитическую доктрину, согласно которой наша страна оставляет за собой право превентивных шагов любого характера во избежание возникновения угрозы на постсоветском пространстве.

Так что и Казахстану, и другим граничащим с нами странам придётся забыть о своей прозападной многовекторности. А западным лидерам ничего не остаётся, как убраться от наших границ восвояси.

Но отступать они не собираются. Перед принятием очередного санкционного пакета чиновники Евросоюза разъехались по миру убеждать российских партнёров ограничить торговлю технологиями. Заместитель министра торговли США Элан Эстевез во время недавнего визита в Турцию похвастался, что ему удалось уговорить приостановить перевалку грузов в РФ через зону свободной торговли, а также обслуживание российских и белорусских самолетов в турецких аэропортах. При этом он не уточнил, что его договорённости носят временный характер и их уже стремятся обойти. Турецкий портал Haber7 назвал призыв президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о торговле в национальных валютах примером для всего мира. Вслед за главой Бразилии Лулой да Силвой даже послушный США французский лидер Эммануэль Макрон заявил о необходимости отойти от доллара и не зависеть от его экстерриториальности.

Американский аналитик Тед Карпентер (журнал Antiwar) пишет, что провал возглавляемой США стратегии экономических санкций против России не должен удивлять. Подобные кампании давно зарекомендовали себя как неэффективный инструмент внешней политики. Северная Корея не капитулировала перед требованиями Вашингтона, несмотря на массированное экономическое давление с середины ХХ века. Санкции США против Кубы, которые действуют уже седьмое десятилетие, и против Ирана, которым пошел уже пятый десяток, привели американских политиков к аналогичному разочарованию.

Белый дом постоянно заявляет о том, что его кампания против России имеет широкую международную поддержку. Однако за исключением блока НАТО и ряда партнеров США в Восточной Азии, на глобальной карте почти нет стран, которые бы поддержали эти ограничения.

В этой связи реакция на санкции государств Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, отказавшихся поддержать Вашингтон в его борьбе с Москвой, говорит о многом. Из этого Тед Карпентер делает вывод: Соединенным Штатам и НАТО необходимо отказаться от своего порочного курса в отношении России. 

Однако Белый дом вряд ли вразумят слова этого и других известных аналитиков. России придётся пережить немало испытаний, отстаивая свой суверенитет. Но пока с нами друзья, а их в мире становится всё больше, угрозы злопыхателей нам не страшны.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.