Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 января 2025
Россия – Южная Осетия: стратегическое партнерство

Россия – Южная Осетия: стратегическое партнерство

События в Грузии убеждают, что приоритеты в отношениях РФ и РЮО расставлены верно
Алексей Чичкин
05.12.2024
Россия – Южная Осетия: стратегическое партнерство

Нынешняя ситуация в Грузии, где западные «опекуны» стремятся организовать националистический майдан, аналогичный киевскому в 2014 году, еще раз показала, как необходимо дальнейшее укрепление военно-политического и экономического взаимодействия России с Республикой Южная Осетия (РЮО). Ведь южная граница РЮО, союзника России, расположена лишь в 30-40 км от Тбилиси.

 

По данным зарубежных источников, сценарий тбилисского майдана, разработанный на Западе, включает некий «марш» оппозиции к границам Грузии с Южной Осетией и Абхазией, чтобы спровоцировать военный конфликт и вовлечь в него Россию. Этот проект пресловутого «второго фронта» против РФ, нацелен на то, чтобы воспрепятствовать успехам российской армии в СВО.

Москва и Цхинвал соответственно реагируют на такое положение дел. Так, Совет Федерации в конце ноября единогласно одобрил ратификацию дополнительного военно-политического документа РФ и Южной Осетии к Договору от августа 2023 года «О развитии военно-технического сотрудничества». Как отметил, в этой связи, член Комитета Совфеда по международным делам Алексей Кондратьев, ратификация документа «полностью отвечает интересам России и Южной Осетии. Поскольку будет способствовать укреплению межгосударственной, региональной и, в целом, международной безопасности и стабильности. К тому же, ратификация и реализация этого документа поможет поднять отношения России и Южной Осетии на новый стратегический уровень». Закон о ратификации этого договора подписан президентом РФ Владимиром Путиным 23 ноября с.г.

Напомним, что еще 15 сентября 2009 г. было подписано соглашение между РФ с РЮО «О сотрудничестве в военной области», а 7 апреля 2010 г. – договор «Об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия». Оба эти документа не имеют ограничений по сроку действия. А ратифицированный договор о военно-техническом сотрудничестве еще больше укрепляет оборонную и, в целом, военно-политическую безопасность государств. 

Кроме того, президент РЮО Алан Гаглоев еще в конце августа с.г. выступил за полноправное участие республики в Союзном государстве России и Белоруссии. Что, по мнению главы РЮО, «один из наиболее перспективных вариантов для Южной Осетии, максимально обеспечивающий ее безопасность и комплексное сотрудничество с РФ и Белоруссией». 

При этом А. Гаглоев подчеркнул, что «любое вооруженное нападение на Южную Осетию Россия (согласно упомянутым соглашениям с РЮО. – Прим. А.Ч.) будет рассматривать как агрессию против себя». Разумеется, этот фактор «должным образом действует на радикальные круги в Грузии, удерживая их от возможных провокаций».

В этой связи, вступление РЮО в союзное государство позволит, прежде всего, сформировать обще-евразийское единое оборонное пространство – до Закавказья включительно. Что весьма актуально с учетом текущей геополитической обстановки вблизи России, Белоруссии и Южной Осетии. Вопрос о формате подключения РЮО к союзному государству планируется решить не позднее 1-го квартала 2025 года.

Активно развивается и экономическое сотрудничество Южной Осетии с Россией. Среди стимулов в этой сфере – поэтапное распространение на РЮО с 2021 г. таможенных правил Евразийского экономического союза. По данным замминистра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, вскоре завершится переход республики на таможенное законодательство ЕАЭС в полном объеме. Это произойдет также не позже 1-го квартала будущего года. Таким образом, Южная Осетия полноценно включится в евразийское экономическое пространство.

минеральные ресурсы Южной Осетии.pngНо дело не только в высокой военно-политической значимости РЮО для России и Союзного государства. Южная Осетия располагает крупными запасами высококачественных руд многих цветных (особенно никеля, олова, цинка, кобальта и свинца) и редкоземельных металлов. Что имеет значимость и для оборонной отрасли, и для производства продукции двойного назначения. А гидроэнергетические ресурсы РЮО более чем втрое превышают потребности республики в электроэнергии. Соответственно, РЮО способна экспортировать гидроэлектроэнергию. Вдобавок, республика располагает колоссальными запасами целебных минеральных вод. В 70-х-начале 80-х гг. здесь были разведаны и запасы высококачественной нефти. Но в период пребывания Юго-Осетии в составе Грузии, а это без малого, 70 лет (1921-91 гг.) – эти ресурсы практически не осваивались. Точнее, Южная Осетия оставалась аграрно-сырьевым придатком Грузии.

Только в последние 10 лет, с помощью России, стали поэтапно осваиваться эти ресурсы. Так, в апреле с.г. правительство РЮО и группа компаний «Стройпрогресс» (РФ) подписали соглашение о доразведке и освоении запасов нефти в Южной Осетии. В середине сентября с.г. российский инвестор уже приступил к пробному бурению на нефть невдалеке от столицы республики, Цхинвала. В дальнейшем нефтяные запасы буду уточнены в 3-х других районах РЮО. «Республика в настоящее время не может развивать самостоятельно ряд отраслей, включая нефтяную, – отмечает президент РЮО А. Гаглоев. – Необходимо участие, прежде всего, российских инвесторов. В рамках этого соглашения мы уже делаем первые совместные шаги по созданию новой – нефтяной отрасли Южной Осетии». 

С финансовой и технической помощью России в этом году в РЮО введены в действие 3 крупных предприятия. Это заводы по комплексной переработке овощей и фруктов, выпуску базальтового волокна (повышает прочность строительных конструкций) и по переработке натурального строительного сырья (гранит, мрамор, диабаз, лазурит). 

Эти объекты, работая на местном сырье и полностью обеспечивая потребности республики, с осени с.г. поставляют свою продукцию и в Россию.

Примечательно и то, что Южная Осетия за последние 5 лет более чем вдвое нарастила поставки в нашу страну текстиля, овощей и фруктов, винной продукции, минеральных вод, субтропической древесины, лекарственного натурального сырья. В свою очередь, до 90% южноосетинского импорта приходится на РФ: это зерновые, химудобрения, топливо, мясо-молочная продукция, медикаменты и еще свыше 50-ти товарных наименований. Согласно торговым контрактам, объем торговли РФ с Южной Осетией к 2027 году увеличится почти вдвое в сравнении с 2023 годом. 

В свою очередь, расширяются торговые взаимосвязи РЮО с Белоруссией, Казахстаном, Абхазией, Приднестровьем; налаживаются связи с Сирией, Венесуэлой, Никарагуа, с Италией, Сан-Марино. 

Словом, активно развивающееся комплексное стратегическое партнерство России и Южной Осетии, укрепление военно-политических позиций РФ на юге бывшего СССР и обороноспособности РЮО, поднимают их международный авторитет, что особенно актуально в современных геополитических условиях.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Илья
05.12.2024 19:57
Они продержатся намного дольше, если их не предадут. А предают только свои...
ус
05.12.2024 15:44
там кто то рассказывал что продержатся три дня.Ну в свете Орешника на три минуты потянет

Эксклюзив
13.01.2025
Максим Столетов
Зачем киевский режим перекрыл подачу газа в Приднестровье
К Дню Победы (1941-1945)
09.01.2025
Нина Катаева
Бой, не имеющий аналогов в мировой истории
Фоторепортаж
10.01.2025
Подготовила Мария Максимова
Раритеты эпох Петра I, дворцовых переворотов и блистательного XIX века представлены в Государственном историческом музее




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.