Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Расширяя рамки партнерства

Расширяя рамки партнерства

Сергей Лавров
11.05.2005

Об авторе: Сергей Лавров, министр иностранных дел России

10 мая в Москве прошла традиционная, уже пятнадцатая по счету, встреча руководителей России и Евросоюза. Главным итогом саммита стало одобрение "дорожных карт" по четырем общим пространствам сотрудничества Россия-ЕС (в области экономики; свободы, безопасности, правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры). Таким образом, достигнута цель, поставленная два года назад на саммите РФ-ЕС в Санкт-Петербурге.

Документы весьма объемны (в русской версии 64 страницы). Они охватывают в деталях все аспекты наших отношений - начиная с вопросов взаимодействия в международных вопросах и заканчивая контактами между молодежью.

Фактически мы совместно провели инвентаризацию наших отношений, которым уже давно стали тесны рамки Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Россия-ЕС. Это неудивительно: СПС готовилось в начале 90-х годов, когда отношения между новой демократической Россией и европейскими сообществами и их государствами-членами только начинали развиваться.

Разумеется, "дорожные карты" не конец пути, а скорее начало нового этапа дальнейшего укрепления диалога Россия-ЕС.

Общее экономическое пространство охватывает широкий круг вопросов взаимодействия в областях торгово-экономической, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, космоса, окружающей среды.

В нем предусмотрен широкий набор мер, поощряющих дальнейшее развитие торговли, создание благоприятных условий для инвестиций, промышленного и иного сотрудничества.

В пространстве свободы, безопасности и правосудия один из ключевых элементов - сотрудничество по противодействию терроризму, организованной преступности, отмыванию денег, незаконному обороту наркотиков и другим видам незаконной деятельности.

Большое место в документе отдано совместным действиям по соблюдению принципа недискриминации, включая противодействие любым формам нетерпимости и расизма, уважению прав человека.

Важное место уделяется вопросам облегчения передвижения и контактам между людьми. Условлено активизировать диалог о введении безвизового режима в качестве долгосрочной цели, а на данном этапе - завершить параллельную работу над соглашением об упрощении визовых процедур и соглашением о реадмиссии.

При этом со стороны ЕС было проявлено понимание того, что российская сторона не может пойти на заключение с Евросоюзом соглашения о реадмиссии граждан третьих стран без ясно выраженного согласия самих этих стран. Очевидно также, что и у Евросоюза есть возможность ускорения работы над подписанием реадмиссионных соглашений с другими государствами, прежде всего нашими соседями, что дало бы ему возможность напрямую возвращать туда нелегальных мигрантов, минуя российскую территорию. В предстоящей работе необходимо уделять внимание и такому аспекту, как необходимость учета обязательств России и ЕС по международным конвенциям в области прав человека. Любые будущие договоренности по реадмиссии не должны вступать в противоречие с указанными обязательствами.

Пространство внешней безопасности предусматривает, что Россия и ЕС исходят из совместной ответственности за поддержание международного порядка, мира и безопасности. В этой "дорожной карте" уделяется большое внимание нашим совместным подходам в диалоге и сотрудничестве на международной арене по таким направлениям, как борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, сотрудничество в области кризисного регулирования, чрезвычайное гражданское планирование.

В карте зафиксирована философия нашего подхода к сотрудничеству с соседями России и ЕС. Ясно: что бы мы ни записывали в документах, ни Россия, ни EC не откажутся от собственных инструментов взаимодействия с ними. Здесь надо быть реалистами. Но надо сделать так, чтобы выигрыш для одного не оборачивался проигрышем для другого. Нашу общую с ЕС задачу видим в том, чтобы своими действиями не ставить эти страны в позицию выбора - быть либо с Россией, либо с ЕС. В практическом плане такая совместная политика должна опираться на признание того, что интеграционные процессы на Востоке и Западе в равной степени содействуют формированию большой Европы без разделительных линий. Мы исходим из того, что эти интеграционные процессы вполне совместимы. Удовлетворены тем, что эта философия нашла свое отражение в тексте документа.

От сотрудничества Россия-ЕС по пространству научных исследований и образования, включая культурные аспекты, наши граждане могут в первую очередь почувствовать реальную отдачу. Взаимодействие в этой области во многом ориентировано на молодежь и поэтому обладает большим стратегическим потенциалом. Эта карта охватывает такие сферы, как научные исследования, наука и технологии, образование и культура.

На саммите также рассмотрен ход осуществления договоренностей, закрепленных в совместном заявлении Россия-ЕС от 27 апреля 2004 года. В нем зафиксированы обязательства ЕС по обеспечению свободы калининградского транзита, а также по обеспечению прав национальных меньшинств. Если по транзиту налицо неплохой прогресс (в частности, согласовано создание механизма РФ-ЕС для решения сохраняющихся проблем в дополнение к диалогу между Россией и Литвой), то по проблемам русскоязычного населения в Латвии и Эстонии заметных перемен к лучшему в деле выполнения рекомендаций международных организаций нет. И об этом тоже шла речь на саммите 10 мая.

Конечно, кому-то "дорожные карты" могут показаться недостаточно амбициозными и конкретными. Возможно, это так. Россия, например, была готова идти гораздо дальше в совместной с Евросоюзом борьбе с терроризмом и наркотрафиком, в облегчении контактов между людьми, в сотрудничестве в области сельского хозяйства и ветеринарии, в развитии механизмов совместного реагирования на кризисы и чрезвычайные ситуации. Но надо учитывать, что Евросоюзу необходимо было согласовывать "дорожные карты" со всеми 25 государствами-членами. А у них не у всех одинаковое видение вопросов взаимодействия с Россией. Однако и то, что согласовано в рамках четырех "дорожных карт", это весьма требовательная повестка дня, которая выводит наши отношения с ЕС далеко за рамки нынешнего СПС. Стороны согласились, что пора думать о новой, более продвинутой договорно-правовой базе нашего углубляющегося партнерства.

Словом, теперь важно не останавливаться на достигнутом и обеспечить эффективное выполнение и качественный мониторинг реализации принятых "дорожных карт". Мы предложили нашим партнерам из Евросоюза осуществлять такую деятельность на основе более интенсивного задействования имеющихся механизмов взаимодействия, прежде всего Постоянного совета партнерства Россия-ЕС.

Что такое "дорожные карты"

По общему пространству свободы, безопасности и правосудия

В документе говорится о необходимости более тесного сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, включая вопросы управления границами и миграции, которое будет служить задаче строительства Европы без разделительных линий. Будут изучены условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы и в связи с этим отмечена необходимость скорейшего принятия соглашения о реадмиссии, что решит потенциальную проблему нелегальной миграции.

Здесь же заявлено, что демаркация границы между Россией и ЕС пройдет после подписания и ратификации будущих соглашений о границе со странами-членами Евросоюза. Также стороны намереваются активизировать обсуждение вопросов охраны границы и продолжить усовершенствование пунктов ее пересечения.

Стороны договорились содействовать становлению всеобъемлющего режима борьбы с отмыванием денег и намерены совершенствовать законодательство в этом направлении, а также его эффективное применение, а также готовность предоставлять поддержку для обучения судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, способствовать эффективной работе и взаимодействию подразделений финансовой разведки России и стран ЕС.

Отдельной темой вынесена борьба с оборотом наркотиков. Стороны договорились развивать сотрудничество в борьбе с оборотом синтетических наркотиков, совместно работать в борьбе с наркоугрозой, исходящей из Афганистана, в том числе путем повышения возможностей государств-соседей Афганистана и основных государств транзита в пресечении контрабанды наркотиков. Предполагается изучить возможность использования национальными правоохранительными органами базы данных Интерпола по утерянным и украденным, незаполненным и выданным проездным документам, а также передачи информации из национальных баз данных для пополнения базы данных Интерпола.

По общему экономическому пространству

"Дорожная карта" по общему экономическому пространству (ОЭП) призвана содействовать развитию торговли и инвестиций. Общей целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. Пространство будет способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний, укреплять сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства и охране окружающей среды, отмечается в документе.

Среди приоритетных направлений этой "карты" - сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий, энергетического машиностроения, автомобильной, текстильной, лесной и фармацевтической промышленности. Отдельным блоком в документе проходит система государственных закупок, защита прав интеллектуальной собственности, сближение законодательства России и ЕС в области конкуренции и улучшение инвестиционного климата.

Предполагается и интенсификация сотрудничества в области энергетики: сближение энергетических стратегий, завершение переговоров по торговле ядерными материалами, сотрудничество по инфраструктурным проектам и в области безопасности транспортировки энергетических продуктов.

По общему пространству внешней безопасности

"Россия и ЕС будут укреплять сотрудничество и диалог по вопросам безопасности и кризисного регулирования с целью реагирования на современные глобальные и региональные вызовы и основные угрозы, особенно такие, как терроризм, распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и существующие и потенциальные региональные и локальные конфликты", - говорится в "дорожной карте". При этом стороны разделяют ответственность за поддержание международного порядка, основанного на эффективной многосторонности.

В документе заявлено о том, что государства будут стремиться к предотвращению распространения действий, способствующих разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью.

Россия и ЕС планируют разработать к 2006 году совместный документ о стратегическом партнерстве в области нераспространения ОМУ. В частности, намерены укреплять диалог и сотрудничество в области нераспространения, экспортного контроля и разоружения с целью возможного сближения позиций, а также координации действий в рамках существующих международных форумов, говорится в документе.

Также в этой сфере в рамках практического сотрудничества в области кризисного управления планируется заключение соглашения о защите информации, рассмотрение возможностей сотрудничества в области воздушного транспорта большой дальности, продвижение контактов между военными и гражданскими структурами кризисного регулирования России и ЕС.

Кроме того, планируется дальнейшее обсуждение конкретных областей сотрудничества, касающихся гражданской защиты и оказания помощи при стихийных бедствиях и кризисных ситуациях, обмен информацией об уроках, извлеченных из нападений террористов. Стороны также договорились об обеспечении взаимопомощи в ходе поисково-спасательных операций при чрезвычайных ситуациях на подводных лодках, кораблях и самолетах, говорится в документе.

По общему пространству науки и образования

В сфере науки и образования появится постоянный совет партнерства для диалога по взаимодействию в сфере научных исследований. Стороны также намерены определить конкретные области сотрудничества в рамках таких направлений, как космос, новые материалы и нанотехнологии, а также наука о жизни, технологии информационного общества и чистой возобновляемой энергетики, говорится в документе.

В части образования начнется совместная работа для принятия системы сопоставимых степеней высшего образования. В частности, собираются содействовать интеграции сотрудничества между Россией и Евросоюзом в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом. Для этого, отмечается в тексте, будет налажено сотрудничество для принятия системы, базирующейся на двух уровнях обучения - бакалавриат и магистратура, а также скорейшее принятие трехуровневой системы образования: бакалавр-магистр-доктор.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.