Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Приднестровье между Россией и Украиной

Приднестровье между Россией и Украиной

Алексей Макаркин
22.07.2005

Об авторе: Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий – РИА «Новости».

Власти Приднестровья призвали Украину ввести миротворцев в регион. Об этом заявил президент непризнанной республики Игорь Смирнов. «Я попросил, чтобы вернулись к рассмотрению, и получил добро, что будет прорабатываться ввод миротворцев Украины в Приднестровскую Молдавскую республику», - сказал он во вторник на пресс-конференции по итогам поездки в Киев и консультаций с Виктором Ющенко.

По словам Смирнова, полномасштабное участие Украины в миротворческой операции предусмотрено Одесскими соглашениями 1998 года. «В каком количестве, не мне решать, это решает Виктор Андреевич (Ющенко)», - уточнил он.

В настоящее время совместные миротворческие силы включают воинские контингенты России, Молдавии и Приднестровья. Украина представлена в них группой военных наблюдателей в количестве десяти офицеров.

Предстоящий ввод украинских миротворцев в Приднестровье происходит на фоне продвижения Киевом своего плана урегулирования в регионе. Существует странный стереотип: российский и украинский планы по урегулированию приднестровского конфликта (известные как план Козака и план Ющенко) являются чуть ли идентичными документами. Разница, якобы, есть, но она носит несущественный характер. Представляется, что такое отношение к этим двум документам является ошибочным – несмотря на внешнее сходство многих положений, они преследуют диаметрально противоположные геополитические цели.

Если план Козака фиксирует российское военно-политическое присутствие в регионе, то план Ющенко нацелен на его свертывание. План Козака предусматривал федерализацию Молдавии, план Ющенко – только статус автономии для Приднестровья. По плану Козака русский язык должен был использоваться в государственных учреждениях на всей территории страны, план Ющенко этого не предусматривает (а президент Молдавии Владимир Воронин, согласующий свои действия с Киевом, согласен предоставить русскому языку официальный статус только на территории Приднестровья).

Что же касается общих для двух планов моментов, то они неудивительны: любой миротворческий план является следствием определенного компромисса, учитывающего в той или иной степени интересы всех сторон, вовлеченных в конфликт.

Россия в результате оказалась в непростом положении. Во-первых, план Ющенко соответствует европейским стандартам демократии, и просто так отмахнуться от него невозможно. Если российская дипломатия отвергла бы украинский план, то она дала бы повод говорить о том, что она заинтересована в сохранении своего военного присутствия в регионе, а не в урегулировании конфликта. Точно так же России трудно публично возражать против проекта демократизации Приднестровья. Поэтому российская сторона, хотя в сдержанной форме, но все же выразила позитивное отношение к украинским предложениям, хотя и обратила внимание на их уязвимое место – недостаточную конкретность.

Во-вторых, если отношения Москвы и Кишинева сейчас фактически находятся на стадии замерзания, то и с Тирасполем не все просто. Приднестровский истеблишмент не выглядит единым. Понятно, что такие фигуры, как влиятельный министр безопасности Владимир Антюфеев (бывший куратор рижских омоновцев в период жесткого политического противостояния в Латвии в 1990-1991 годах), имеют мало шансов адаптироваться к условиям демократизированного Приднестровья. Но многие другие представители местной элиты устали от неопределенного статуса «непризнанной республики» и хотели бы пойти на компромисс, который обеспечил бы политическую идентичность региона и его экономический статус. Также их не прельщает возможность конфликта с Украиной, которая уже ужесточает таможенный режим на границе.

Не случайно, что Игорь Смирнов, вынужденный учитывать настроения в республике, в минувшую пятницу встретился с Виктором Ющенко и формально солидаризировался с его планом. Именно поэтому, видимо, Смирнов приглашает на территорию своей непризнанной республики и украинских миротворцев. Эти жесты в сторону Киева должны продемонстрировать договороспособность приднестровского лидера. В то же время Смирнов резко возражает против ввода в регион войск ОБСЕ, то есть пересмотра Одесских соглашений в пользу Запада. Компромиссы, на которые может пойти лидер Приднестровья, тоже имеют свои пределы: он готов иметь дело с «братьями-славянами», но не с «западниками».

Таким образом, геополитическая борьба за Приднестровье, похоже, вступает в решающую стадию. На сегодняшний момент Россия старается диверсифицировать свою позицию: осторожный позитив по отношению к плану Ющенко сочетается с резким негативом в отношении действий кишиневских властей, которые стремятся расколоть приднестровское руководство (именно на это направлены предложения Воронина, предусматривающие упразднение поста президента непризнанной республики с усилением роли ее Верховного совета).

Однако в самое ближайшее время придется принимать принципиальные решения, которые будут скорее основаны на основных принципах плана Ющенко – возможно, с некоторыми поправками в пользу России. Сохранение существенного (а не формально обозначенного) ее военно-политического присутствия в регионе является сверхзадачей, реализовать которую будет крайне сложно. Понятно, однако, что будут предприняты все возможные меры для того, чтобы ее решить.



Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.