Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2022
Посягнули на святое

Посягнули на святое

Латвийскую православную церковь власти перевели в статус «автокефальной»
Виталий Лекомцев
26.09.2022
 Посягнули на святое

Президент Латвии Эгил Левитс разработал, а парламент республики проголосовал за закон, обрывающий всякие связи местной православной церкви с Московским патриархатом. Таким образом, имело место грубое вмешательство светских властей в никак не касающиеся их дела религиозной конфессии.

В странах Балтии наблюдаются самые разнообразные формы нарушения прав русского населения, сведённого там до положения людей второго сорта. Насильственное изменение статуса Латвийской православной церкви – явление того же порядка, что и ликвидация русских школ, снос памятников советским воинам, репрессии в отношении оппозиционных журналистов и правозащитников.

Сегодня на территории Латвии действует более сотни православных храмов и два монастыря. Почти все эти храмы были построены во времена Российской империи – в XIX и в начале XX века.

«Рижский кафедральный собор Рождества Христова, главный православный храм Латвии, был построен в 1884 году по указу русского императора Александра II. Место для закладки собора он выбирал лично и выделил из государственной казны на строительство собора 900 тысяч рублей. Рижская Благовещенская церковь, что располагается на улице Гоголя, построена в 1818 году на вклады состоятельного русского купечества. Значительные средства на обустройство и реставрацию храма жертвовали знаменитые купцы Мухины, которые были его почетными прихожанами в нескольких поколениях. После смерти главного благотворителя Ивана Матвеевича Мухина потомки этого рода продолжали выделять деньги на содержание церкви. Рижский Александро-Невский храм возведен в память о победе над Наполеоном…», – пишет на страницах рижской газеты «Сегодня» журналистка Наталья Захарьят.

Надо отметить, что Латвийская православная церковь в прямом подчинении у Москвы не находилась. ЛПЦ пользовалась широкой степенью автономии, имея статус самоуправляемой церкви. Её глава, митрополит Рижский и всея Латвии, избирается на Архиерейском соборе ЛПЦ из числа местных епископов. Митрополит Рижский ставит епископов на кафедры, а священников утверждает на приходах своей волей, без вмешательства Москвы. ЛПЦ не зависит от Русской православной церкви в правовых и хозяйственных вопросах.

Но всё же Латвийская православная церковь имела с РПЦ евхаристическое общение, в её храмах во время богослужений поминали Патриарха Московского и всея Руси. Московский патриархат поставлял для ЛПЦ богослужебное миро. Богослужебный язык в ЛПЦ – церковнославянский.

Однако наличие даже таких связей ЛПЦ с Московским патриархатом никогда не устраивало власти Латвии. И вот теперь президент государства Эгил Левитс придумал законопроект, в соответствии с которым ЛПЦ должна полностью порвать с Москвой и стать «автокефальной».

Соответствующую поправку к закону президент подготовил при участии министра юстиции Яниса Борданса. «Когда закон вступит в силу, любое влияние или власть Московского патриархата над нашей православной церковью будет исключено. Отказ от любых связей с Московским патриархом – это существенный вопрос для наших православных, для всего латвийского общества и национальной безопасности», – подчеркнул Эгил Левитс.

Надо отметить, что в странах Прибалтики официозная пропаганда подаёт патриарха Кирилла, как «враждебного деятеля», всецело поддерживающего «агрессивную политику Москвы». В 2014 году Кирилл намеревался посетить Латвию с официальным визитом. Но тогдашний президент Андрис Берзиньш обратился к Патриарху с просьбой перенести его приезд – «на неопределенный срок». Как оповестила тогда пресс-секретарь президента Лига Крапане, «просьба обусловлена событиями на Украине и реализуемой Россией политикой». Правда, позже посол России Александр Вешняков сообщил, что Кирилл может посетить Латвию в 2016-м – но из этих планов также ничего не вышло…

И вот теперь в Риге вознамерились окончательно отсечь ЛПЦ от России. По словам Левитса, предложенный им закон должен исключить любое влияние Москвы на церковь в Латвии. При этом президент апеллировал к авторитету архиепископа Иоанна Поммера, возглавлявшего ЛПЦ в 20-30-х гг прошлого века – мол, он всячески добивался «независимости» от Москвы. «Удивляет недостаток осведомлённости главы государства относительно истории своей страны. Действительно, как он сообщает, самостоятельность в управлении была предоставлена Православной церкви в Латвии святым Патриархом Московским и всея России Тихоном летом 1921 года. Однако та же самостоятельность была вновь подтверждена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской православной церкви 11 августа 1992 года, а 22 декабря Патриархом Алексием был подписан соответствующий томос о самоуправлении. Это именно тот статус, который Латвийская православная церковь имела при архиепископе Иоанне (Поммере) и имеет ныне, для его реализации никаких новых законов не требуется принимать», – отметил советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов.

К слову сказать, нынешняя инициатива Эгила Левитса – не первое вмешательство государства в дела Латвийской православной церкви. В июне 2019 года Сейм Латвии в срочном порядке поддержал законопроект, согласно которому митрополитом или епископом церкви может быть только гражданин Латвии, который постоянно проживает в стране не менее десяти лет.

Характерно, что уже тогда юридическое бюро парламента дало отрицательный отзыв по этому законопроекту – отметив, что он противоречит международным положениям о религиозной свободе и автономии церковных учреждений. Но это не помешало парламенту большинством голосов всё же утвердить сомнительный закон.

Надо сказать, что у латвийского государства оказался исключительно удобный и сговорчивый «партнёр». Действующий глава ЛПЦ митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) родился в Латвийской Республике в 1939 году. Поэтому даже после принятия нового закона ничто не помешало ему оставаться во главе церкви. Митрополит Александр никогда не вступал ни в какие споры с государством и старался держаться подальше от политики. И хотя власти проводили решения – такие, как ликвидация русских школ, борьба с русским языком, снос памятников советским воинам – напрямую касавшиеся большинства прихожан ЛПЦ, церковь никогда и никак на это не реагировала. Что, возможно, объяснялось тем, что у власти была «узда» для митрополита. Когда в конце 2018 года решением парламента рассекретили оставшуюся в стране тайную картотеку КГБ, куда советская спецслужба вносила данные своих секретных осведомителей, в списке оказался и Александр Кудряшов (агентурная кличка – «Читатель»).

Сейм Латвии проголосовал за «автокефальный» статус ЛПЦ почти единогласно – в том числе и депутаты от оппозиционной партии «Согласие», за которую традиционно голосуют русские граждане. «Сегодня Сейм подавляющим большинством голосов отделил Латвийскую православную церковь от Московского патриархата. Против проголосовали только депутаты Юлия Степаненко, Любовь Швецова, и Карина Спруде. Я не знаю, какое отношение Сейм имеет к вопросам религии – особенно с учетом того, что в Латвии церковь отделена от государства. Я не знаю, почему за это проголосовали депутаты партии "Согласие". Меня удивляет другое. Всё происходит в полнейшей тишине. Не звучат голоса прихожан церкви, молчит латвийский митрополит, молчат священники и отцы-настоятели, монахи и т.д. Лично для меня это означает ровно то же, что произошло сперва с образованием, потом с памятниками, теперь с церковью. Все согласны, всем плевать. До встречи в гетто…», – с тоской пишет рижский блогер Алексей Гуленко.

Действительно, когда власти приняли закон об «автокефалии» ЛПЦ, организация, которой он напрямую касался, проявила свою реакцию далеко не сразу. Но, выждав почти недельную паузу, Латвийская православная церковь всё же выдала свой комментарий.

«Это решение носит юридический характер, и принятые изменения касаются юридического статуса Церкви. Государство установило статус нашей Церкви как автокефальный. Государство определило, что Латвийская Православная Церковь юридически независима ни от одного церковного центра, находящегося за рубежами Латвии – сохраняя духовное, молитвенное и литургическое общение со всеми каноническими Православными Церквами мира. Изменение статуса не меняет Православную Веру, догматы, Литургическую жизнь Церкви, календарный стиль, сакральный богослужебный язык, обряды, традиции и внутреннюю церковную жизнь», – подчеркивается в официальном заявлении, опубликованном на сайте ЛПЦ.

«Беззубость» данного обращения ЛПЦ особенно ярко проявилась в заключительных его строках. «Синод Латвийской Православной Церкви с любовью призывает духовенство и мирян сохранять мирное устроение духа, поддерживать единство нашей Церкви, неукоснительно соблюдая законы нашего Латвийского Государства. Сопребывая духовно и молитвенно в нерушимом единстве со всем Православном миром, сохраним чистоту нашей Веры и будем укреплять Святое Православие на Латвийской земле. Просим Всех верующих усердно и горячо молиться о нашей Святой Церкви, да сохранит Её в мире и благополучии Милосердный Господь», – призвали в ЛПЦ. Столь «емкий» комментарий вызвал разочарование многих русских рижан, уличивших руководство ЛПЦ в конформизме и приспособленчестве.

«Как и предполагалось, и ЛПЦ вовсе не собиралась спорить с государством. У них и так, и эдак все хорошо. Так что нет смысла больше об этом говорить. Образование, памятники и церковь – перевернутые страницы. Ждём-с закрытия театров и радио на неправильном языке», – предрекает Гуленко.

Гневную реакцию высказали и некоторые представители РПЦ – например, митрополит Клинский Леонид (Горбачёв), экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Африке. «Сейм Латвии законодательно отделил Латвийскую православную церковь от Русской православной церкви. С латышскими политиками-лимитрофами всё понятно. Придверный коврик Запада. Неясно с позицией Латвийской православной церкви. Перечитал несколько раз их официальное заявление. Беззубое, инфантильное "простите-благословите"! Я всегда говорил, что с такой реакцией будет только хуже. Далее последует другая команда "фас" – в любом направлении. "Под Стамбул", "в раскол", да всё что угодно, лишь бы против РПЦ и России. Украина в пример. Отсидеться и отмолчаться уже не получится. Додавят», – пишет экзарх в своём телеграм-канале.

Кабинет министров Латвии уполномочил министра юстиции Яниса Борданса проинформировать предстоятеля Русской православной церкви о принятых в Сейме поправках, которые юридически определяют и закрепляют «независимый» статус ЛПЦ. «Поправками к закону латвийское государство признало, что ЛПЦ со всеми её епархиями, приходами и учреждениями полностью самостоятельна и не зависима от какой-либо церковной власти за пределами Латвии. Поэтому Патриарху Кириллу направляется письмо с предложением воспользоваться имеющимися у него каноническими полномочиями и выдать томос об автокефалии ЛПЦ, чтобы она могла выполнить все требования закона, в том числе действовать как полностью самостоятельная и независимая Церковь в общении с латвийским государством и другими Православными церквами», – говорится в сообщении латвийского Кабмина.

Как отметил протоиерей Николай Балашов, этим решением власти Латвии «превзошли Средневековье». Балашов добавил, что отправка такого обращения не представляется ему легитимной.

«Минюст светского государства, в котором церковь отделена от государства, не наделён народом Латвии правами вести переговоры о церковно-канонических вопросах», – подчёркивает Балашов. Однако власти Латвии меньше всего озабочены вопросами легитимности. Сейчас, судя по всему, готовится следующий шаг – перевести все богослужения в православных храмах Латвии целиком и полностью на латышский язык. «Вы ещё молитесь и видите сны на русском? Ничего, Борданс уже идёт за вами...», – грустно иронизирует известный рижский блогер Дэги Караев.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
28.11.2022
Максим Столетов
Минобороны РФ заявило о создании в США нового коронавируса с 80-процентной смертностью.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.