Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Получит ли Баку российские С-300?

Получит ли Баку российские С-300?

Что беспокоит Армению в отношениях с Россией
Александр Крылов
12.10.2010
Получит ли Баку российские С-300?

На днях в Ереване состоялась научно-практическая конференция «Россия и Армения в мировой и региональной политике: проблемы и перспективы». Она проходила при поддержке Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами и некоммерческой организации Фонд развития «Институт Евразийских исследований». В конференции приняли участие многие эксперты и политологи из России и Армении, а также посол РФ в Армении Вячеслав Коваленко.

На конференции состоялась презентация аналитического доклада «Армения и Россия в мировой и региональной политике: проблемы и перспективы», который был написан авторским коллективом из Москвы и Еревана. В нем была проанализирована динамично развивающаяся ситуация в регионе Южного Кавказа в региональном и глобальном контексте. В ходе работы конференции, которая была посвящена обсуждению доклада, не раз подчеркивалось, что российско-армянское сотрудничество играет важную стабилизирующую роль на Кавказе, имеет позитивное значение для региональной и глобальной безопасности.

Российское ТВ и большинство средств массовой информации предпочитают не акцентировать имеющиеся в наших двусторонних отношениях проблемы, поэтому иногда у граждан РФ может возникнуть впечатление практически полного взаимопонимания. На деле это не всегда так. Поэтому в докладе были проанализированы как достижения, так имеющиеся проблемы в двусторонних отношениях. Наряду с этим авторы предложили возможные пути совершенствования двусторонних взаимосвязей на различных уровнях, представили основные прогнозные сценарии их развития, высказали некоторые рекомендации, направленные на придание различным формам двустороннего сотрудничества большей динамики.

Понятно, что изданный тиражом в 100 экземпляров доклад был адресован представителям научного и экспертного сообщества, органов государственной власти Российской Федерации и Республики Армения.

Ни доклад, ни его обсуждение на конференции с тем же названием не были призваны тем или иным образом воздействовать на общественные настроения.

Какие проблемы российско-армянских отношений в настоящее время вызывают большую обеспокоенность в армянском обществе, чаще всего обсуждаются в Армении? Об этом можно судить по тем вопросам, которые настойчиво задают политикам и экспертам представители армянских СМИ. Например, почти потеряла актуальность тема возможного «обмена» Россией своей союзницы Армении на дружбу и союз с Турцией и Азербайджаном. Но все еще сохраняется интерес к недавнему визиту президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван и подписанному протоколу о продлении сроков пребывания российских баз в Армении. Что дает этот протокол России и Армении, не ущемляет ли он интересов Армении, не делает ли ее «заложницей Кремля?».

Очевидно, что главное значение этого протокола состоит в том, что он логически завершил процесс оформления новой системы безопасности в регионе. Эта система включает российские военные базы в Севастополе, Абхазии и Армении и именно она будет гарантировать стабильность в Черноморско-Каспийском регионе в ближайшие полвека. Это большой срок, особенно в нашем неспокойном мире.

Есть надежда, что страны региона в полной мере используют данные им гарантии от внешнего вторжения. Но, естественно, военные базы не могут гарантировать успешного социально-экономического развития и утверждения демократических институтов. И для российского капитала (как и для любого другого) забота о благе собственных или иностранных граждан вовсе не является первым приоритетом. Как показывает характер давно и постоянно задаваемых журналистами и простыми людьми вопросов именно на эту тему, очевидно последнее далеко не всем.

От России (и/или США и ЕС) часто продолжают ожидать «особого» отношения и решения разнообразных проблем бывших союзных республик, но ныне независимых и всеми признанных государств. В плане социальной защиты населения (медицина, образование, здравоохранение и т.п.) наши «транзитные» государства утратили многое из социалистического прошлого, а пришедшее ему на смену новое пока далеко от совершенства. Теперь ответственность за построение светлого будущего стало делом не былого «авангарда передового человечества», а самих постсоветских государств. И каждого из проживающих в них граждан. Поэтому для постсоветского пространства (на уровне отдельных обществ и каждого гражданина) продолжает оставаться актуальным лозунг: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но тяга к государственному патернализму все еще сохраняется, и тут слишком завышенные ожидания в адрес России (и/или других иностранных государств) чреваты большими разочарованиями.

Еще один часто задаваемый в Армении вопрос: на чьей стороне будет Россия в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе?

Прежде всего, насколько реальна сама возможность возобновления военных действий? Армения является членом ОДКБ и союзником России, что является твердой гарантией ее безопасности. Но эти гарантии не распространяются на территорию Нагорного Карабаха. Армения имеет международно признанные границы и именно на эти границы распространяются гарантии России и ОДКБ. Армения не объявляла Нагорный Карабах своей территорией, не заявляла о территориальном споре с Азербайджаном. Она признает нелегитимными границы постсоветского Азербайджана и призывает международное сообщество признать право на самоопределение для народа Нагорного Карабаха.

После признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии многие в Армении посчитали, что Москва признает и Нагорно-Карабахскую республику. Этого не произошло, что повлекло за собой массу критических замечаний в адрес российской дипломатии, которая, по мнению многих в Армении, была просто обязана признать НКР. Но при этом как-то забывалось, что сама Армения независимость НКР не признает. В России же многие не поняли, почему союзная Армения не поддерживает позиции России по Абхазии и Южной Осетии и даже награждает орденом нынешнего президента Грузии после провала его военной авантюры в 2008 г.

Главная цель российской политики – не допустить новой войны в Нагорном Карабахе. Но что может произойти, если мы гипотетически предположим, что она начнется? Тогда события будут определяться, прежде всего, тем, кто будет инициатором начала военных действий. Если армянская армия – подчеркиваю: гипотетически! – начнет наступление на Баку по сценарию «Чистого поля» - вряд ли такие действия будут одобрены даже ее самыми близкими союзниками.

То же самое относится к Азербайджану: было множество официальных заявлений представителей России, США и других стран по поводу недопустимости военного решения Карабахской проблемы. Такую же позицию занимает Турция. Это значит, что пока у Азербайджана нет ни одного союзника в том случае, если по его инициативе военные действия возобновятся. В этих условиях развязывание военных действий превращается для Азербайджана в совершеннейшую авантюру, и ее исход может оказаться куда более трагическим, чем исход «Чистого поля» для Грузии. Вряд ли нынешнее азербайджанское руководство может совершить столь непродуманные действия.

Крайне негативным фактором для российско-армянских отношений стала проблема ЗРК С-300.

Дело в том, что какое-то время назад различные СМИ растиражировали информацию о возможной продаже Азербайджану российских ЗРК С-300. В это же время Россия подписала протокол о развитии военного сотрудничества с Арменией. Многие в Армении увидели в этом свидетельство ненадежности России как союзника и угрозу национальной безопасности армянской нации. Оценки давались резкие, подчас крайне резкие. Но насколько велика вероятность продажи российских С-300 Азербайджану?

Армения – политический и военный союзник России, член ОДКБ. Азербайджан для России стратегический партнер, мы стремимся наращивать отношения по всем направлениям и тут есть несомненные успехи. Но при всех этих успехах уровень политического и военного сотрудничества двух стран с Россией все же несопоставим. Продажа Азербайджану С-300 не сделает это государство таким же союзником России на Кавказе, как Армения, тому слишком много причин. А возможные финансовые выгоды выглядят слишком незначительными на фоне того ущерба, который может быть нанесен российско-армянским отношениям.

Комплекс С-300 – это очень сложная военная техника. Неумелое применение ее – очевидная угроза для всех соседних государств. Наглядный тому пример – сбитый украинскими ракетчиками в 2001 году над Черным морем российский Ту-154 с 66 пассажирами и 12 членами экипажа. При этом украинские ракетчики вели учебные стрельбы с использованием далекого предшественника ЗРК С-300, ныне безнадежно устаревшего ЗРК С-200.

Может ли после этого Россия вот так, запросто продать куда более сложный в обслуживании ЗРК С-300 Азербайджану или любому другому государству без достаточных гарантий профессионализма местных ракетчиков? А значит, и без достаточных гарантий безопасности, в том числе и собственных граждан?

Еще один вопрос: где в итоге может оказаться столь сложная техника, которую можно использовать самыми разными способами? Тут уместно напомнить, что в 1941 г. наиболее эффективным средством борьбы с немецкими танками стали советские зенитки. Куда начнут стрелять зенитные комплексы в случае, если они будут «усовершенствованы» местными или иностранными «Кулибиными» для стрельбы по наземным целям и может ли это представлять угрозу для России и ее союзников?

При нынешнем азербайджанском президенте Ильхаме Алиеве, которого никак нельзя отнести к разряду авантюристических и непредсказуемых политиков, такая постановка вопроса может показаться слишком далекой от реальности. Но ни один президент не может править вечно, а весь прилегающий к Кавказу с юга регион раздирается внутренними противоречиями и войнами. Как далеко зайдет идущая с юга нестабильность и может ли она распространиться на Азербайджан?

Вот, не слишком далекий от Кавказа Пакистан еще недавно при авторитарном президенте/генерале Первезе Мушаррафе был достаточно стабильным и предсказуемым государством. А сейчас прогрессирующая дестабилизация этого государства делает возможным попадание пакистанских ракет и ядерных боеголовок в руки исламских террористов. И эта проблема может оказаться куда сложнее всех нынешних (афганской, иракской, иранской и проч.) вместе взятых. Причем не только для США и Израиля, но и для всего мирового сообщества.

Очевидно, что такой фон не слишком благоприятствует продаже российских С-300 в Азербайджан. Плюс еще и недавний отказ Москвы выполнять подписанный с Тегераном и даже частично оплаченный контракт на поставку все тех же ЗРК С-300.

Все это делает вероятность продажи российских С-300 Азербайджану сомнительной. Но уж если случится что-то невероятное, и Баку каким-то чудом удастся заполучить «вожделенные» ЗРК С-300? У меня нет сомнений, что даже в этом случае безопасность Армении как члена ОДКБ будет надежно гарантирована куда более современными и мощными комплексами, которые имеются у России.

Ракетная тема отличается в Армении особым накалом эмоций и крайней степенью мифологизации. Тут уместно напомнить слухи о поставках (планируемых или даже уже осуществленных) в Азербайджан С-300 из Белоруссии. Они, правда, не вызвали особого ажиотажа и накала эмоций.

В принципе Азербайджан в состоянии закупить практически любые ракеты подобного класса на мировом рынке вооружений и почему столь много внимания уделяется именно С-300 - далеким от политики военным специалистам часто не понятно. Но внимание к ракетной теме и накал страстей закономерны ввиду особого, союзнического характера отношений России и Армении, а также непрерывной пропагандистской войны между Азербайджаном и Арменией. На фоне повышенной эмоциональности населения двух государств заявлениям представителей организаций, которые торгуют российским оружием, в Армении мало кто верит. А они неоднократно повторяли, что поставки С-300 в Азербайджан не планируются.

И, наконец, вопрос, который задают практически во всех постсоветских государствах. Почему российское телевидение, программы которого смотрят в Армении и других постсоветских странах, упорно насаждают столь непривлекательный образ современной России?

Дистиллированный официоз, дискуссии, где оппоненты стараются перекричать друг друга, тошнотворные шоу, низкопробные отечественные (и зарубежные) сериалы, сплошной гламур на фоне катастроф, пожаров, бесчисленных криминальных программ и сюжетов в новостях. Это что-то уникальное, пожалуй, ничего подобного в других странах нет.

В развитых странах на ТВ все разновидности поп-культурной продукции тоже присутствуют, собственно, большинство из них оттуда к нам и пришли. Но есть и другие программы, специализированные каналы, которые рассчитаны на думающую аудиторию: просветительские, образовательные, у человека есть возможность выбирать. У российского же зрителя возможность выбора сведена к минимуму, канал Культура и редкие отмеченные талантом и вкусом передачи и фильмы явно не в состоянии закрыть эту зияющую брешь. Но у большинства смотрящих наше ТВ жителей соседних стран вообще нет никакой альтернативы: число транслируемых там каналов российского ТВ ограничено одним или несколькими. И именно они на массовом уровне формируют образ современной России.

Когда наши основные телеканалы переориентируется на думающую часть населения и вместо сплошной «чернухи» и гламура начнут давать более сбалансированную и адекватную картину современной российской действительности? Похоже, очень не скоро. Так что, к большому сожалению, родное ТВ еще долго останется куда более эффективным средством компрометации России в глазах населения бывших союзных республик, чем все зарубежные «идеологические диверсанты» вместе взятые.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..