Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 октября 2024
Пекин потеснил Москву

Пекин потеснил Москву

Китай усиливает экономические позиции в странах Центральной Азии
Александр Шустов
02.10.2013
Пекин потеснил Москву

Сентябрьское турне председателя КНР Си Цзиньпина по государствам Центральной Азии особого внимания российских СМИ не привлекло. Между тем, присмотреться к событиям, происходящим в зоне непосредственных интересов России, следовало бы внимательнее. Визит китайского лидера стал знаковым событием, отразившим процессы экономической переориентации республик региона с Москвы на Пекин.

Си Цзиньпин посетил 4 из 5 стран Центральной Азии – Туркмению, Казахстан, Узбекистан и Киргизию, успев принять участие в 8-м саммите «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге и 13-м заседании Совета глав государств-членов ШОС в Бишкеке. Китайцы заключили контракты на несколько десятков миллиардов долларов, заметно упрочив свои позиции в ключевом для них нефтегазовом секторе экономики региона.

Центральноазиатское турне Си Цзиньпина началось 3 сентября с посещения Туркменистана. Ашхабад является ключевым партнером Пекина в нефтегазовой сфере и крупнейшим экспортером природного газа в КНР. Республика обладает большими запасами природного газа, занимая по этому показателю 4-5-е место в мире, и Китай стремится поставить туркменские месторождения под свой контроль. 4 сентября Си Цзиньпин и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов торжественно ввели в эксплуатацию первую очередь газового месторождения «Галкыныш» («Возрождение»), освоением которого занимается Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC). Проект включает постройку нескольких газоперерабатывающих заводов, которые помимо 30 млрд. кубометров природного газа должны обеспечивать поставку около 2 млн. тонн серы и 210 тыс. тонн газового конденсата. Общая стоимость проекта составила около 10 млрд долл., 8 млрд. долл. из которых предоставил в виде кредита Китай.

По итогам визита был подписан целый ряд документов, закрепляющих доминирование Китая в нефтегазовом секторе Туркмении. В их числе – соглашения о строительстве четвертой ветки газопровода «Туркменистан-Китай» и ускорении строительства третьей ветки, которую планируется запустить уже в 2014 г. Если первые линии газопровода прошли по маршруту Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай, то новую планируется пустить не через Казахстан, а через Киргизию и Таджикистан. Это позволит увеличить ежегодные поставки туркменского газа еще на 25 млрд. кубометров, а их общий объем достигнет 65 млрд. кубометров в год.

В качестве основного покупателя туркменского газа Китай на сегодняшний день уже сменил Россию.

До взрыва на газопроводе «Средняя Азия-Центр» в апреле 2009 г. Россия ежегодно закупала у Туркмении 40-50 млрд. куб. газа, поставки которого почти на год прекратились и возобновились почти год спустя в гораздо меньших масштабах (около 10 млрд. куб.). Стоимость поставляемого в Китай туркменского газа остается неизвестной. Но, учитывая, что строительство газопровода и разработка месторождения велись на китайские деньги, его цена, по оценкам аналитиков, значительно ниже той, которую платил «Газпром».

В ходе визита Си Цзиньпина в Казахстан Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписала соглашение о приобретении 8%-й доли в проекте «Кашаган» стоимостью 5 млрд. долларов. Помимо этого китайская сторона обязалась профинансировать половину инвестиций, которые «казахстанский «Газпром» - «КазМунайГаз» должен вложить в проект в соответствии со своими долевыми обязательствами. Кашаган – крупнейшее нефтегазовое месторождение Казахстана, расположенное в северной части Каспийского моря. Его запасы оцениваются в 4,8 млрд. тонн нефти и более чем 1 трлн. кубометров природного газа. Разработкой месторождения занимается консорциум ведущих мировых нефтегазовых компаний с участием «КазМунайГаза», «Eni», «Total», «Royal Dutch Shell», «ExxonMobil» и Inpex. Войдя в число акционеров проекта, Китай получил доступ к крупнейшему нефтяному месторождению региона как раз накануне старта добычи. Примечательно, что большую часть кашаганской нефти планируется поставлять в западном направлении – по нефтепроводам Атырау-Самара и КТК. То есть, Пекин в настоящее время стремится не обеспечить нефтью себя, а закрепиться на Кашагане, что позволит ему оказывать влияние на стратегию предприятия.

Китайские компании активно работают и в других отраслях казахстанской экономики. При участии CNPC строятся трубный завод и промышленный комплекс нефтяного оборудования в Актау, а также реализуются некоторые социальные объекты в Астане. На заседании Казахстанско-китайского делового совета с участием Нурсултана Назарбаева и Си Цзиньпина 7 сентября был подписан целый ряд документов о расширении сотрудничества: соглашение о намерениях между фондом «Самрук-Казына» и одной из крупнейших государственных инвестиционных компаний КНР - Международной китайской инвестиционной корпорацией по управлению имуществом (CITIC), меморандумы о взаимопонимании между социально-предпринимательской корпорацией «Павлодар» и Банком развития Китая, а также министерством индустрии и новых технологий и акционерным обществом «Китай-Агро Холдинг». Кроме того, были заключены соглашение между «Самрук-Энерго» и китайской Международной корпорации водного хозяйства и энергетики о строительстве контррегулирующей Кербулакской ГЭС на реке Или, а также соглашение о совместной деятельности между «Объединенной химической компанией» и «China Huangiu Contracting & Engineering Corp.». Всего же во время визита Си Цзиньпина в Казахстан было подписано более 20 соглашений на общую сумму более 30 млрд. дол.

По оценкам аналитиков, Китай уже контролирует около трети всего нефтегазового комплекса Казахстана, который является стрежнем его экономики и основным источником доходов бюджета. Новые приобретения еще более усиливают позиции КНР.

Учитывая, что Пекин вошел в число акционеров крупнейшего нефтедобывающего проекта республики, нетрудно заключить, что китайское экономическое влияние в Казахстане будет нарастать.

Итоги визита Си Цзиньпина в Узбекистан и Киргизию оказались не столь громкими, как в Туркмению и Казахстан, но отнюдь не менее важными. Через Узбекистан уже пролегает газопровод «Туркменистан-Китай», а по территории Киргизии в будущем должна пройти одна из его веток. Кроме того, Узбекистан и Киргизия расположены к Китаю гораздо ближе Туркмении и являются гораздо менее стабильными, чем Казахстан, в военно-политическом отношении. Для КНР обе республики представляют интерес в плане обеспечения рынков сбыта и безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района. Поэтому документы, подписанные в этих республиках, направлены на развитие долгосрочного сотрудничества. В Ташкенте Си Цзиньпин и Ислам Каримов подписали «Совместную декларацию о дальнейшем развитии и углублении двусторонних отношений стратегического партнерства». К 2017 г. двухсторонний товарооборот решено увеличить до 5 млрд. дол. При том только в первом полугодии 2013 г. объем торговли между КНР и Узбекистаном составил 2,104 млрд. дол., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 52%. Кроме того, Ташкент стремится использовать экономические связи с Пекином для технологической модернизации экономики. В декларации особо подчеркиваются планы по созданию «производств конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью». Поскольку же российские и европейские компании вкладываться в Узбекистан отнюдь не спешат, китайские инвестиции остаются для него едва ли не единственным инструментом модернизации экономики. Общая стоимость подписанных в Узбекистане контрактов составила около 15 млрд. дол.

В Бишкеке Си Циньпин и президент Киргизии Алмазбек Атамбаев 11 сентября подписали совместную декларацию, объявив о повышении уровня китайско-киргизских отношений до стратегического партнерства. В Киргизии КНР интересуют главным образом ее транспортно-коммуникационные возможности. Едва ли не главной целью визита было согласование маршрута четвертой нитки газопровода «Туркмения-Китай», которая в отличие от трех предыдущих должна пройти по территории Киргизии. В декларации, подписанной по итогам визита, подчеркивается стремление «укреплять сотрудничество в области транспорта и коммуникаций, совместно изучая возможности продвижения автомобильных, железнодорожных и других инфраструктурных проектов», необходимость завершения проектов по реконструкции автомобильных дорог «Ош-Сары-Таш-Иркештам» и «Бишкек-Торугарт», а также строительства дороги «Север-Юг». Те же цели КНР преследует и в Таджикистане, с президентом которого Эмомали Рахмоном Си Цзиньпин встретился во время саммита Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке 12 сентября. В сообщении «Синьхуа» по итогам визита подчеркивается необходимость ускорения строительства через территорию республики газопровода «Центральная Азия-Китай», причем оба лидера высказали в этом заинтересованность. Всего же Пекин пообещал выделить Бишкеку на энергетические и инфраструктурные проекты 3 млрд. дол.

Интерес Китая к использованию транспортно-коммуникационных возможностей Киргизии и Таджикистана понятен. Обе республики граничат с КНР, и развитая транспортная инфраструктура значительно расширит возможности китайских товаров по проникновению на рынки Центральной Азии и других государств.

В Астане Си Цзиньпин даже выдвинул идею создания транспортного коридора «от Тихого океана до Балтийского моря», который должен «связать Центральную, Западную и Южную Азию с целью развития экономик государств и содействия обмену людскими ресурсами».

Здесь стоит вспомнить о проекте строительства железной дороги КНР-Киргизия-Узбекистан, которую планировалось через территорию Туркмении связать с железнодорожной сетью Ирана, получив доступ к портам Персидского залива. Причем Китай настаивал на использовании европейского (1435 мм), а не «советского» (1520 мм) варианта ширины железнодорожной колеи. Транспортная инфраструктура может понадобиться и в том случае, если военно-политическая ситуация в регионе выйдет из-под контроля и потребует вмешательства китайских вооруженных сил. Полностью исключать такой вариант нельзя. Та же Киргизия за последние восемь лет пережила две революции, и некоторые аналитики высказывают серьезные сомнения в перспективах ее государственности. Всего полтора десятилетия назад закончилась и гражданская война в Таджикистане, которая чуть не завершилась его полным распадом. Положение в «оппозиционных» регионах, таких как Горный Бадахшан, до сих пор остается неспокойным. Обе республики являются участниками ОДКБ, но вмешается ли она в очередной конфликт - для внешнего наблюдателя не ясно. Во время «второй» киргизской революции 2010 г., например, ОДКБ вмешиваться отказалась.

Одна из интриг заключается в том, зачем Китаю понадобилось проводить четвертую нитку газопровода через Киргизию и Таджикистан, когда существует успешно работающий газопровод Туркменистан – Узбекистан – Казахстан - Китай? Между странами Центральной Азии сложились непростые отношения, и согласование такого маршрута для китайской дипломатии было трудной задачей. Включение в эту схему Киргизии и Таджикистана еще более усложнит ситуацию, и отнюдь не только по причине сложного горного рельефа их территории. У Бишкека и Душанбе сложились крайне напряженные отношения с Ташкентом, который в период обострения конфликта вокруг строительства Рогунской ГЭС нередко задерживал на границе грузовые железнодорожные составы, направлявшиеся в Таджикистан. Пекин, по всей видимости, стремится максимально диверсифицировать импортные поставки энергоносителей. Большую часть нефти сегодня он получает из района Ближнего Востока, что, в случае обострения ситуации способно поставить его в сложное положение. В отличие от него газо- и нефтепроводы, идущие из Центральной Азии, пролегают в глубине континента и гораздо менее подвержены военным катаклизмам и давлению со стороны военных флотов других государств. В эту логику укладываются и планы использования территории Киргизии и Таджикистана. Если первые три нитки газопровода почему-то встанут, то четвертая продолжит работать в прежнем режиме.

Больше всего аналитиков занимает вопрос о том, сменит ли Китай Россию в качестве ведущей региональной державы? По доле товарооборота он уже вышел на второе место в большинстве государств региона и вполне способен добиться первого.

Но политически китайцы ведут себя осторожно, не навязывая своей точки зрения местным элитам. Скорее всего, в будущем регион ждет гео- политическая и экономическая фрагментация. Страны, которые войдут в Таможенный и Евразийский союзы, будут тесно связаны с Россией. Остальные же в качестве главного партнера выберут Китай, который со временем, несомненно, конвертирует экономические успехи в политические дивиденды. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.