Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2024
Пятидневная война: два года спустя

Пятидневная война: два года спустя

Фонд исторической перспективы провел опрос российских и зарубежных экспертов, специализирующихся на анализе ситуации на Кавказе
Пятидневная война: два года спустя

В августе 2008 года грузинское руководство предприняло попытку силой разрешить в свою пользу конфликтную ситуацию вокруг Южной Осетии. Чем это закончилось, известно. Как изменилась ситуация на Кавказе сейчас, через два года после российско-грузинской войны? Экспертам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как повлиял российско-грузинский конфликт, произошедший в 2008 г., на международное положение России?

Большинство российских экспертов полагает, что конфликт способствовал повышению престижа нашей страны на международной арене. «Россия продемонстрировала, что в вопросах, касающихся жизненно важного для безопасности и престижа страны, она готова пойти даже против всего мирового общественного мнения и против США», - пишет политолог Павел Данилин. С ним солидарен и руководитель Черноморско-Каспийского центра РИСИ Эдуард Попов, - «не устраненные противоречия на западном направлении компенсируются существенным повышением авторитета России на территории бывшего СССР и в странах, не относящихся к золотому миллиарду».

К тому же России удалось избежать существенного ухудшения отношений с западными партнерами. Даже те из экспертов, кто оценивает ситуацию негативно, в аспекте имиджа РФ на международной арене вынуждены признать – «имидж России, конечно, был во многом испорчен, но не безнадежно. Во-первых, РФ "повезло", что вскоре после конфликта основное внимание мирового сообщества привлек к себе мировой финансовый кризис; во-вторых, действия грузинской стороны до, во время и после конфликта у сторонних наблюдателей тоже не вызывают однозначного одобрения».

Примечательно, что зарубежные участники исследования (за исключением грузинских, позиция которых подробно рассмотрена ниже) полагают, что российско-грузинский конфликт не оказал того негативного эффекта в отношениях с Западом, «какой мог бы оказать», и не помешал новой администрации США пойти на сближение с Москвой.

2. Как Вы оцениваете политику России в отношении Южной Осетии и Абхазии? Каковы перспективы этой политики?

Российские эксперты проводят существенное различие в отношениях нашей страны с Абхазией и Южной Осетией, обусловленное, в первую очередь, разным положением республик и их позицией в отношении России. Единственным общим моментом является подтверждение курса на признание независимости обеих республик и рассмотрение их как самостоятельных государств, а не как часть Грузии. «Точно так же, как Турция постоянно поддерживает независимость республики Северного Кипра, России следует поддерживать независимость Абхазии и Южной Осетии» - отмечает эксперт.

Главная проблема в отношениях с Южной Осетией, по мнению большинства российских участников опроса, заключается в высоком уровне коррупции в республике – «оазис коррупции, невиданный даже по нашим меркам». При этом эксперты не видят возможности решить эту проблему в ближайшем будущем, а некоторые рассматривают ее как «неизбежное бремя державы». Вместе с тем, участники опроса не склонны к пессимизму в отношении перспектив развития ситуации в Южной Осетии. Основаниями для надежды являются «пророссийские настроения населения республики» и заинтересованность осетинского народа во все более тесной интеграции с Россией.

По-другому оценивается ситуация в Абхазии. В этой республике постепенно складывается полноценное национальное государство, политика которого далеко не всегда совпадает с российскими интересами в регионе. По мнению Эдуарда Попова – «В Абхазии элита и гуманитарная интеллигенция настроены националистически. Несмотря на то, что Россия за последние 20 лет неоднократно спасала Абхазию от гибели, там крепнут антироссийские настроения».

Казалось бы, в руках России находятся все рычаги, необходимые для эффективного воздействия на ситуацию – экономические, финансовые, гуманитарные, военные и т.д., но, как с сожалением отмечают эксперты, продуманной комплексной политики в отношении этой республики у России «пока не наблюдается».

Между тем, отсутствие эффективной целенаправленной и продуманной стратегии построения отношений между Россией и Абхазией может привести к тому, что антироссийские силы окончательно возьмут в республике верх, и она превратится в очередной очаг антироссийской напряженности в регионе.

3. Как Вы оцениваете Российско-Грузинские отношения на сегодняшний день? Какие Вы видите перспективы этих отношений?

По мнению практически всех российских участников исследования отношения между Россией и Грузией находятся на «стабильно плохом уровне». Главным препятствием для их нормализации является пребывание у власти в Грузии президента Михаила Саакшвили, который является неприемлемой фигурой для российских властей и общества.

«Для российского руководства было бы грандиозной ошибкой сотрудничать с нынешним тбилисским режимом», - пишет политолог Павел Святенков.

Поэтому любые перспективы улучшения отношений между двумя странами связываются исключительно с возможностью его ухода от власти.

«Как только он (Саакашвили) уйдет, перспективы нормализации отношений оцениваю как очень высокие», – отмечает Павел Данилин.

4. Какую политику должна проводить Россия в кавказском регионе в целом?

Вопрос о перспективах и направлениях российской политики на Кавказе вызвал у экспертов наибольший интерес. В рамках предварительного анализа укажем на некоторые общие тенденции, характерные для мнения российского экспертного сообщества:

- Кавказ является одним из ключевых регионов, «в котором пересекаются интересы России, исламского мира, Европы, США», поэтому он всегда будет играть большую роль в российской внешней и внутренней политике.

- Для российских экспертов характерно тесное увязывание внутри- и внешнеполитических аспектов политики России на Кавказе. Это увязывание основывается на понимании единства процессов в регионе, как в той его части, которая входит в состав России, так и в той, которая контролируется другими государствами.

- Одной из ключевых проблем российской части Кавказа, по мнению экспертов, является отток (а по некоторым оценкам – бегство) русского населения. С его уходом снижается уровень лояльности субъектов РФ федеральному центру, усугубляются негативные тенденции в экономике, местные элиты все больше становятся националистическими. При этом эксперты не видят простых и очевидных путей решения этой проблемы.

- Главной проблемой российской политики в регионе является отсутствие четкого определения основных направлений этой политики и главное – ее цели. «Россия до сих пор не определилась – нужен ли ей Кавказ и зачем».

5. Как влияет ситуация на Кавказе на международное положение России в целом?

По мнению экспертов, ситуация на Кавказе, хотя и не является «ключевым фактором, определяющим положение страны на международной арене», остается одним их важных индикаторов этого положения. Индикатором силы и устойчивости российского государства.

С одной стороны, регион является «ахиллесовой пятой», «мягким подбрюшьем» страны, дестабилизация ситуации в котором может легко привести к серьезному внутри- и внешнеполитическому кризису в России в целом.

С другой стороны, - эффективная политика России на Кавказе способна улучшить внешнеполитическое положение нашей страны не только в регионе, но и в отношениях с такими государствами, как Иран, Турция, страны Ближнего Востока и т.д. То есть Кавказ это и уязвимое место, и площадка для возможной активной игры.

Взгляд с другой стороны

Интересно сравнить приведенную выше позицию российского экспертного сообщества с мнением грузинских участников исследования.

- Грузинские эксперты предпочитают рассматривать ситуацию исключительно под углом двухсторонних российско-грузинских отношений. Абхазия и Южная Осетия для них не существуют как самостоятельные субъекты конфликта, но лишь как «оккупированные Россией грузинские территории». Соответственно, искажен и взгляд на историю конфликта двухлетней давности. Грузинские эксперты видят в нем лишь попытку России оказать давление на Грузию военным путем, «забывая» о том, кто же первым применил вооруженную силу. Российская политика в отношении Абхазии и Южной Осетии признается ошибочной уже по факту «признания независимости двух регионов Грузии», а отдельные аспекты этой политики даже не рассматриваются.

- Для грузинских экспертов так же, как и для российских, очевидна невозможность улучшения отношений между Россией и Грузией на уровне государственной власти. Выход они видят в расширении контактов на уровне общества – «Нормализация должна начаться на уровне общественной мысли. Надо активизировать наши усилия, чтобы общественное мнение в обеих странах было способно корректировать действия чиновников», - пишет главный редактор газеты «Свободная Грузия» Тато Ласхишвили.

- При этом складывается впечатление, что для Грузии урегулирование отношений с Россией, важнее, чем для России урегулирование отношений с Грузией.

- Война нанесла ущерб имиджу обеих стран, - считают грузинские участники исследования, но полагают, что обе страны, каждая своим путем, сумели исправить этот ущерб, и что главной потерей стал практически полный разрыв отношений между странами.

Два прошедших после войны года показывают, что, несмотря на свою значимость, российско-грузинский вооруженный конфликт не привел к радикальному изменению ситуации в регионе. Безусловно, военный успех способствовал упрочению российских позиций на Кавказе, а политическое решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии закрепило новые рубежи отношений. Но проблемы российской политики в регионе и главная из них – отсутствие целей этой политики, понимания того нужен ли Кавказ России, и, если «да», то какую роль он должен сыграть в дальнейшем развитии страны, - по-прежнему остаются нерешенными. А их решение важно не только для внутриполитической ситуации в России, но и для укрепления ее положения на международной арене. Как отметил один из экспертов - «Чем более мирный и благополучный Кавказ мы имеем, тем сильнее позиции России в мире. И наоборот».

Россия должна не терять тот темп, ту решительность, ту политическую волю, которые она проявила в грозном августе 2008–го. Только так можно последовательно решить проблемы региона и превратить его из «ахиллесовой пяты» в плацдарм для влияния.

Подготовил Александр Музафаров

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
06.12.2024
Подготовила Мария Максимова
К 10-летнему юбилею воссоединения полуострова с Россией

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.