Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
«Пасха! Пасха Господня! – бегали по душе солнечные зайчики»

«Пасха! Пасха Господня! – бегали по душе солнечные зайчики»

Светлое Христово Воскресение: в Греции и в России
Владимир Малышев
01.05.2021
«Пасха! Пасха Господня! – бегали по душе солнечные зайчики»

Греция, пожалуй, единственная страна в мире, где Пасха остается главным праздником. Вековые традиции здесь бережно сохраняются. Православие в Греции, где православные составляют 90% населения, – государственная религия. Ее статус закреплен в Конституции, а священники – государственные служащие, которые получают зарплату из казны.

Праздник Воскресения Христова в Греции совпадает с отмечаемым в Русской Православной Церкви, несмотря на разницу в календарях (Греческая православная церковь перешла на григорианский стиль, а Русская церковь до сих пор придерживается старого юлианского). Праздник Пасхи не привязан к определенной дате, и каждый год исчисляется иерархами Церкви по лунному календарю.


Подготовка к празднику

Подготовка к Пасхе начинается, как и у нас в России, со Страстной седмицы. Это самые важные и трагические дни земной жизни Христа, поэтому в это время стараются поститься даже те, кто ранее этого не делал. Многие, особенно пожилые люди, на Страстной не едят ничего, кроме воды и хлеба.

По традиции каждый день недели перед Пасхой имеет свое особое пасхальное «меню»: в Великий понедельник принято печь постную лепешку – лагана. В Великий вторник, как правило, пекут пасхальное печенье. В Великую среду благословляют в церкви яйца для окрашивания и закваску для пасхальной выпечки. В Великий четверг красят яйца и пекут пасхальные пироги. В Великую пятницу – строгий пост, принято готовить и есть только чечевицу с уксусом и суп с кунжутом. Многие пьют воду, в которую добавляют немного уксуса, потому что уксус дали Спасителю, когда он был на Кресте.

На Страстной неделе в Греции не звонят колокола. Греки говорят: «кабанес хиревун» («Колокола вдовствуют»).

В Великую Субботу готовят суп магирица. Интересно, что первым днем недели у греков считается Воскресение, поэтому название понедельника – это производное от числительного «второй» (девтера), вторник – «третий» (трити), среда – «четвертый» (тетарти) и четверг (пемпти) – «пятый».

Праздничная подготовка начинается со среды: убирают дома и собирают продукты для пасхальной трапезы. В деревне священники ходят по домам и освящают эти продукты. В городе, как правило, по домам не ходят, зато прихожане могут приносить продукты для освящения в церковь. Всю эту неделю у греков принято обязательно посещать храм. В Великую Пятницу верующие идут крестным ходом с Плащаницей по улицам города. В народе существует поверье, что в день распятия нельзя брать в руки гвозди и молоток – орудия смертной казни Христа.

Как правило, уже за два дня до Пасхи улицы городов пустеют, магазины и различные государственные учреждения не работают – греки дружно готовятся к Великому Празднику. Большинство жителей страны уезжают на пасхальные каникулы в родные деревни.


Пасхальная служба

В Великую субботу Благодатный Огонь, привезенный из Храма Гроба Господня в Иерусалиме специальным авиарейсом, торжественно встречают в Афинах церковные иерархи и члены правительства. Из кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы в греческой столицы Благодатный Огонь развозят затем во все города Эллады. Поздно вечером в храмах начинается Пасхальная служба, которая сначала проходит безо всякого освещения. В полночь, после чтения Евангелия священники обращаются к верующим с торжественным возгласом: «Χристос Анести!» (Христос Воскресе!). На что верующие хором отвечают: «Αлисос Анести!» (Воистину Воскресе!) После чего начинают радостно обнимать и целовать друг друга.

А потом начинается уже шумное празднование с колокольным звоном и фейерверками. Верующие от Благодатного Огня зажигают свечи, которые потом обязательно принесут домой.

Поразительное зрелище представляют в это время улицы греческих городов, когда люди возвращаются после богослужения домой с зажженными свечами в руках. Словно огненные ручейки текут по городу.

Перед входом в дом принесенной с собой свечой надо окрестить свою дверь, а дома – зажечь от нее лампадку перед иконами. В некоторых районах Греции, в деревнях принято зажигать большой костер, символически сжигая чучело предателя Иуды.


Костры с барашками на вертеле

С утра по всей Греции во дворах дымят костры. На вертеле жарят барашков. А из стоящих рядом транзисторов гремят греческие национальные песни под бузуки. Такова обязательная традиция в каждой семье, которая соблюдается по всей стране неукоснительно. Именно для этого на Пасху и отправляются домой, в родные деревни. Впрочем, костры с барашком на вертеле можно увидеть и на улицах городов.

Приготовление барашка на Пасху в Греции – особая традиция. Его маринуют около 10 часов в смеси меда, сока лимона и оливкового масла с добавлением пряностей, благодаря чему потом при приготовлении на огне получается аппетитная корочка. Процесс запекания может длиться около 6 — 8 часов. Занимаются этим только мужчины, но крутить вертел допускается и детвора.

Барашек, разумеется, запивается терпким греческим вином «Рицина» с примесью древесной смолы, или стаканчиком греческой водки «Узо», нечто вроде нашей «Анисовки».

Строго соблюдается в этот день и пасхальное меню. На столе в каждом доме по традиции обязательно присутствуют пасхальные яйца, окрашенные в ярко-красный цвет. Яйцо с древних времен символизирует обновление жизни, а красный цвет – это цвет жизни и радости. Считают, что яйца окрашены в красный цвет в память о крови Христа, которая была пролита для нас, людей. И разбивая яйцо, мы помогаем жизни (яйцу) победить смерть (разбить оковы красной скорлупы).

Пасхальные куличи в Греции особые. Есть несколько видов пасхальной выпечки. Например, «чуреки» – сладкий сдобный пирог, заплетенный в косичку и посыпанный нарезанным миндалем. Другой вид выпечки называется «Ламброкулура» – «Сияющий каравай». Он интересно украшен: посередине – крест, по сторонам – красные яйца и всевозможные символы – птички, спиральки, елочки.

Прежде выпечкой занимались незамужние девушки и таким образом демонстрировали все свое мастерство как будущих хозяек. На Пасху устраивали ярмарку и выбирали лучший каравай. Девушка, которая его испекла, считалась самой завидной невестой.

Кроме яиц и выпечки на пасхальном столе также – кокореци, традиционная пасхальная закуска из бараньих потрохов. Магирица — традиционное первое блюдо из барашка, лимона и взбитого яйца. Ну, и, конечно, уже упомянутый мастерски запеченный на вертеле молодой ягненок. Пасхальная трапеза – самая обильная праздничная трапеза в году. В греческом языке есть даже специальный глагол «пасказо» ( «пасхальничать»), вкусно и обильно кушать.


Деревенские традиции

В каждом регионе, особенно в горных деревнях, есть свои особенные народные традиции празднования Пасхи. Так, например, жители острова Корфу в праздник сбрасывают с балконов глиняные горшки, которые разбиваясь на мелкие части, символизируют победу добра над злом. Прохожие могут взять черепок на счастье.

В Северной Греции – во Фракии и греческой Македонии есть обычай «хаска», что значит «разевать рот». К потолку подвешивается на веревке вареное яйцо, раскручивается – и каждый пытается его ухватить. Тот, кому удается его съесть, считается «счастливчиком Пасхи». Скорлупу от пасхальных яиц раньше собирали и закапывали под плодовые деревья, чтобы лучше плодоносили.

На острове Хиос в Эгейском море жители села устраивают фейерверк-«перестрелку» между двумя церквами, расположенными друг напротив друга на склонах долины. У каждой церкви устанавливается горизонтально большой лист черепицы, на который выкладывают петарды. В определенный момент петарды взлетают навстречу и сталкиваются в ночном небе.

И в России Пасха веками отмечалась как общенародный и самый торжественный праздник. Воспоминания об этом сохранились в произведениях русских писателей.

Н.В. Гоголь:

«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле.

Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней – те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не повседневная.

Ему вдруг представится – эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас, – и он готов почти воскликнуть: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»

В.А. Никифоров-Волгин:

«А радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье, про которое не раз отец рассказывал. Весенними деревьями на солнечном поветрии заколыхались высокие хоругви. (...) Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб – артос, заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи. Наступила тишина. Она была прозрачной и такой легкой, что если дунуть на нее, то заколеблется паутинкой. И среди этой тишины запели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси». И под эту воскрыляющую песню заструился огнями крестный ход. Мне наступили на ногу, капнули воском на голову, но я почти ничего не почувствовал и подумал: «Так полагается».

Пасха! Пасха Господня! – бегали по душе солнечные зайчики. Тесно прижавшись друг к другу, ночными потемками, по струям воскресной песни, осыпаемые трезвоном и обогреваемые огоньками свечей, мы пошли вокруг белозорной от сотни огней церкви и остановились в ожидании у крепко закрытых дверей. Смолкли колокола. Сердце затаилось. Лицо запылало жаром. Земля куда-то исчезла – стоишь не на ней, а как бы на синих небесах. А люди? Где они? Все превратилось в ликующие пасхальные свечи! И вот, то огромное, чего охватить не мог вначале,- свершилось! Запели «Христос Воскресе из мертвых».

А.П. Чехов:

«…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, – одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».

Увы, в будущем, после революции праздновать светлый праздник Воскресения Христова в СССР вообще запретили. Но Россия возродилась, возвращаются прежние вековые традиции, без которых само существование нашей страны невозможно.

 

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.