Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 декабря 2024
Одной рукой и узла не завяжешь

Одной рукой и узла не завяжешь

Упущенные выгоды России и Белоруссии
Алексей Чичкин
10.12.2007
Одной рукой и узла не завяжешь
Предстоящий визит президента Владимира Путина в Белоруссию должен решить много вопросов. На заседании Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России будет рассмотрен проект союзного бюджета на 2008 год, предполагается подписание конституционного акта, провозглашающего Союзное государство. Не последнее место займет и обсуждение проблем торгово-экономического сотрудничества.

Факторы политического порядка в последнее время часто мешают взаимовыгодному экономическому сотрудничеству России и Белоруссии. От этого теряют обе стороны, вокруг РФ и Беларуси быстро создается экономическое пространство Евросоюза.
Экономические системы России и Белоруссии давно и тесно взаимосвязаны. Если Москва хочет превратить партнерские отношения с Минском в «скоростную магистраль с двусторонним движением», прежде всего следует отделить политику от экономики, отказаться от принципа «Если что - отключим газ». Согласно исследованиям специалистов, обеим странам взаимовыгодны не столько межгосударственные, сколько межотраслевые и межрегиональные программы, нацеленные, прежде всего, на восстановление прежних и развитие новых кооперационных связей. В то же время существует эффективная союзная межгосударственная программа, охватывающая несколько отраслей в обеих странах.
Направления развития российско-белорусского сотрудничества обусловлены не только самой географией Союза, но и отраслевыми особенностями РФ и Белоруссии. Так, Беларусь располагает крупными мощностями по производству разнообразного современного оборудования, то есть, средств производства и специализированного транспорта, а также по переработке лесного, энергетического, продовольственного, многих видов текстильного, химического и металлургического сырья. При вложении российских инвесторов в их модернизацию, по оценкам экспертов Всероссийского научного института конъюнктурных исследований и Торгово-промышленной палаты РФ, можно на 12-15 процентов повысить насыщение нашего рынка продуктами глубокой переработки российского же сырья. Прежде всего лесного, текстильного и рыбного, а также на 15 процентов увеличить обеспеченность многих российских отраслей современным оборудованием. Взамен белорусские предприятия-производители будут получать недостающее сырье, заказы и капиталовложения. Выгодность такого комплексного взаимодействия обеих стран доказывает, например, давнее сотрудничество Белоруссии с Карелией и Калининградской областью в лесном и рыбном хозяйстве.

Пока только в Белоруссии – единственной из всех стран СНГ – максимально быстрыми темпами развиваются производство и экспорт многих видов оборудования, в том числе перерабатывающего.



В России же не хватает современных мощностей как для переработки разнообразного собственного сырья, так и оборудования для перерабатывающих предприятий, что постоянно отмечается на заседаниях российского правительства.
Пример взаимовыгодного технологического и, скажем так, сбытового взаимодействия - союзная программа по дизелестроению. Как считают белорусский премьер-министр Сергей Сидорский и губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, ярославское дизеле- и моторостроение, благодаря активному технологическому содействию со стороны Белоруссии, уже переходит на выпуск двигателей общеевропейского стандарта Евро-3. В ближайшие четыре-пять лет в производство малых и средних дизелей современного эксплуатационно-экологического уровня в Ярославской области намечено совместно инвестировать до 700 миллионов долларов.
В 2007 году, в рамках программы, будет произведено около 63 тысяч двигателей, примерно треть из них получит белорусская сторона. Далее намечены совместные разработка и внедрение новых образцов стационарных дизель-установок, специализированных грузовых автомобилей для многих отраслей и двигателей для дизель-поездов. Эти проекты будут развиваться на основе совместных научных и последующих инвестиционных проектов.
Российскому сельскому хозяйству крайне важен белорусский опыт по расширению лесных площадей, лесополос в сельском хозяйстве и восстановлению болот: для улучшения климата, повышения плодородия почв и продуктивности растениеводства с животноводством. Опять же, среди стран СНГ Белоруссия в этой сфере лидирует, в стране развивается производство соответствующего оборудования и техники. Спрос же на такую технологию в России стабильно высок - в связи с быстрым распространением эрозии почв. К 2010 году впервые будет составлен атлас сельскохозяйственных земель России и Белоруссии, наши специалисты считают опыт соседей по возвращению в оборот сельхозземель крайне ценным. А потому его уже успешно перенимают. Скажем, по проекту лесовосстановления в Беларуси в нынешнем году для обеспечения сырьем теплоэнергетических установок создано 160 га «энергетических плантаций» быстрорастущих лесопород. Теперь такие же «питомники» создаются или будут созданы в 30 субъектах федерации. Зачем это нужно богатой нефтью стране? По мнению доктора технических наук Серафима Аламьева, в бывшем СССР именно белорусское производство установок по выработке газа и жидкого топлива из возобновляемых ресурсов развивается максимальными темпами, а спрос на них в России, по очевидным причинам, намного больший, чем в Беларуси».

Еще в 2000 году обсуждался проект союзной программы по комплексной переработке в Белоруссии лесного сырья из Томской области.



Дефицит современных лесоперерабатывающих мощностей в центрально-европейской России и в Западной Сибири фактически обрекает западносибирский и коми-уральский лес на экспорт. У белорусов же – переизбыток мало- и среднемощных предприятий по переработке леса при большой нехватке сырья. Продукцию свою они «возвращают» в центральные российские регионы. Скажем, в ноябре губернатор Иркутской области Александр Тишанин и премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский договорились о «бартере»: лесосырье в обмен на готовую продукцию, прежде всего – мебель. Реализация плана упрощается тем, что российские железнодорожные тарифы на перевозку лесосырья ниже, чем на перевозку продуктов его переработки. Но та же мебель не будет слишком дорогой: невелики расстояния. По расчетам специалистов двух стран, даже при создании лесоперерабатывающих предприятий в приграничных областях себестоимость аналогичной белорусской продукции будет минимум на четверть меньше, а отпускные цены - на треть ниже.
Фундаментом нашего сотрудничества стало быстрорастущее прямое экономическое партнерство между производственниками – «горизонтальное» развитие отношений идет динамичнее межгосударственного. Прямые связи приобрели многоуровневый характер, «спустившись» до уровня районов и отдельных городов Белоруссии и России. Первые два места в списке регионов - торговых партнеров уверенно занимают Москва и Санкт-Петербург. К примеру, только за январь-август нынешнего года взаимный товарооборот Москвы и Беларуси достиг 2646.3 миллиона долларов, вырос почти на 16 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Государство – регион – город. И вот уже несколько лет - отдельный округ города. Почти все административные округа Москвы установили тесные связи с городами и областями Республики Беларусь.
Растем «вверх» или же, прежде всего, успешно работаем «на низовом уровне»? Скорее всего, последнее. Когда мы обоснованно радуемся успехам союзного партнерства, то говорим, прежде всего, о сотрудничестве региональном, прямых связях. О выполнении – точнее, крайне медленной реализации программ союзного значения – объявляем куда реже. С чего вдруг?
К сожалению, многие союзные программы, как деликатно сообщил один из российских аналитиков, «пока далеко не в полной мере выполняют возложенные на них задачи, проблемы многообразны, и значительная часть их связана с финансовыми трудностями». Несвоевременное оформление заказов на получение продукции, запоздалое и неполное финансирование, внезапно возникающие проблемы на предприятиях-смежниках, высокие транспортные тарифы в РФ – главные причины этих проблем. Чтобы не сказать - провалов. Специалисты сетуют: в России часто снижаются тарифы на импорт товаров из дальнего зарубежья товаров. Тех самых товаров, спрос на которые – в РФ и Беларуси – как раз призваны обеспечить именно союзные программы.

Получается, что, скажем, российской стороне куда выгоднее импортировать готовые телевизоры и комплектующие к ним, льняные изделия, оборудование для химического машиностроения, чем «вкладываться» в развитие российско-белорусской научно-технологической базы для этих отраслей и, соответственно, наращивать их мощности.



Например, «Славянская бумага»: пошлины в РФ на импорт целлюлозно-бумажной продукции остаются низкими, 5-9 процентов, хотя для обеспечения внутреннего спроса на эту продукцию за счет собственного, да и российско-белорусского ее производства оговаривалось повышение пошлин – по крайней мере, на какое-то время. Но давление со стороны ВТО и традиционных экспортеров, таких, как Канада, Финляндия, Швеция и Норвегия вынудило Москву сохранить пошлины низкими. Вдобавок, перевозка бумаги из Скандинавии в европейский регион России несопоставимо дешевле, нежели стоимость поставок сырья из Урала и Сибири в Белоруссию и последующего «возврата» оттуда «славянской» бумаги.
Если есть конкретные проекты, то есть и финансовые расчеты по их реализации. Сегодня лоббируемый многими отечественными чиновниками переход на новую схему финансирования союзных проектов, кредитования не из бюджета Союзного государства, а через банки, может похоронить большинство разработок. Кредитные требования банков смогут выполнять немногие предприятия, зато наверняка в коммерческие банки станут «перекачиваться» крупные суммы для погашения процентной ставки. Использование средств Союзного бюджета и их своевременное поступление отслеживают различные ведомства, эти деньги, в большинстве своем, поступают, что называется, задним числом, а реальная отдача от союзных инвестиций зачастую недостоверно оценивается.
Вот так и выглядят лишь несколько причин пробуксовки союзных и других совместных задумок - нынешних и перспективных. Как пояснил мне кандидат экономических наук Валерий Ягоев, участвовавший в разработке российско-белорусских проектов, «многочисленные согласования и несвоевременное подписание документов «профильными» чиновниками вносят свою лепту в финансовые проблемы Союза, из-за роста цен и тарифов несвоевременно поступающие деньги оказываются обесцененными. Потому, к примеру, постоянно переносится на будущие годы финансирование многих программ и проектов». Сегодня эксперты наших двух стран делают ставку на разработку проектов, не требующих кардинальных и долгосрочных изменений в таможенно-тарифной политике, то есть на уровне отдельных регионов, отраслей и предприятий.
Самую четкую и трезвую оценку положения дел дал глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, заявивший, что союзному государству не удалось реализовать ни одну из четырех серьезных программ, в частности, «Дизельное автомобилестроение» и «Союзный телевизор» и задавшемуся вопросом: «Насколько вообще эффективно делать те программы, которые финансируются за счет союзного бюджета?» Но сделал это он три года назад.
С тех пор, похоже, больные проблемы нашего экономического партнерства в Москве стараются не выносить на публику, о них предпочитают говорить глухо и «в общем». В Минске называют вещи своими именами. На недавней встрече с российскими журналистами президент Беларуси Александр Лукашенко пояснил: «Россия – наш основной рынок. В недавнем прошлом вообще был, наверное, единственным. Сегодня мы уже в Россию продаем значительно меньше, чем, допустим, в Европейский союз. И это плохо. Основа во взаимоотношениях между государствами – торговля. К сожалению, мы вынуждены искать альтернативные рынки.

Вот сейчас я слышу: в Российской Федерации резко подскочили и продолжают расти цены на продукты питания. Ну и чего вы добились, закрыв рынок для белорусских дешевых товаров? Это же ненормальные отношения в рамках Союзного государства».



А по поводу российских инвестиций абсолютно честно признал: «Вот недавно я утвердил очередной проект на полмиллиарда долларов – «Могилевское химволокно». Это флагман Советского Союза по нефтехимии. Мы его реализуем за два – три года и увеличим в 2.5 раза выпуск продукции, которая востребована в мире. Китайцы нам предложили под малый процент кредит. Ну почему не россияне?! Ведь деньги же ваши, там стабилизационные, прочие фонды – они же есть. Они же, если мертвым грузом лежат, то при такой инфляции что же получается? Притом же возвратные средства. И это же в окупаемый проект. Пусть бы через банки. Нам ведь не надо это бесплатно».
В Москве и Минске прекрасно понимают, что потенциал взаимовыгодного российско-белорусского взаимодействия едва ли имеет пределы. Но «незавершенка» в наших политических отношениях, конечно же, сильно тормозит создание цивилизованных и прозрачных правил партнерства. Как и положено, перечислив вначале успехи сотрудничества, российские должностные лица в конце завершают свои победные рапорты обтекаемыми фразами, вроде: «Для того, чтобы союзные программы стали более действенным инструментом российско-белорусской интеграции, необходимы совместные целенаправленные усилия обеих сторон по решению имеющихся проблем».
И это, при всей размытости призыва, тоже верно. За первые шесть месяцев нынешнего года в союзном государстве освоено лишь 34 процента средств, предусмотренных в союзном бюджете на данный период. Скажем, буквально простаивает союзная программа по созданию единой энергоустановки для сельского хозяйства - по вине российской стороны, не использовавшей еще ни копейки…
Похоже, не «масштабная гигантомания», а конкретика будет впредь преобладать в союзных экономических начинаниях.

На том же заседании союзного Совмина было признано: взаимовыгодные российско-белорусские проекты - это не только и столько межгосударственные программы, сколько те проекты, которые решают четко сформулированные задачи в отдельно взятых регионах, отраслях и на предприятиях.



Естественно, к обоюдной выгоде партнеров. И – вовсе не последнее по значимости: как отметил на состоявшемся недавно в Минске заседании Союзного кабинета министров председатель правительства РФ Виктор Зубков, такой подход позволяет лучше отслеживать использование финансовых средств в совместных программах.
Как говорит белорусская пословица, одной рукой и узла не завяжешь. Только опора на собственные силы и ресурсы позволит нам добиться подлинного возрождения наших стран. Если крепкий узел российско-белорусских отношений мы хотим «завязать» вместе, нужно лишь понять, где мы находимся. После чего честно обозначить цель, к которой стремимся.

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.