Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Невероятные приключения интуристов в России

Невероятные приключения интуристов в России

Почему в рейтинге привлекательности для туристов наша страна находится на далеком 64-м месте
Максим Кранс
27.01.2009
Невероятные приключения интуристов в России

Судя по предварительным данным за 2009 год, похвалиться Ростуризму будет нечем. Хотя в первом полугодии число иностранных туристов, посетивших Россию, неожиданно возросло на 7.6 процента, тем не менее, их поток суммарно в прошлом году, как подсчитали туроператоры, снизился на 10-15 процентов. А в целом за последнюю пятилетку этот поток и вовсе уменьшился на четверть. Почему же иностранцы не хотят ехать в нашу страну?

В 2007-м Всемирная туристическая организация ООН зафиксировала очередной рекорд: численность путешественников, выезжающих за родные границы за новыми впечатлениями, на отдых или по делам, во всём мире составила около 900 миллионов. Из них в Россию отправилось лишь примерно 20 миллионов.  

Однако в туристической статистике много путаницы и лукавства: если внимательно изучить официальные данные, приведенные на сайте Ростуризма, то выясняется, что непосредственно туристов среди них – всего 2.2 миллиона человек. Ничтожно мало для такой огромной и богатой природными и архитектурными красотами страны, как наша. Остальные – это прибывшие в служебную командировку, с частным визитом либо следующие транзитом. И это - из 480 миллионов путешественников, которые в том же году посетили европейские страны. Для сравнения: в маленькой Чехии, которую можно пересечь за несколько часов, побывало 6.7 миллиона, во Франции — 80 миллионов, а в США – 56.7 миллиона визитеров, которые принесли экономике страны 122.7 миллиарда долларов и обеспечили рабочими местами 8.5 миллиона американцев.  

Все знают, что туризм – дело выгодное. Некоторые государства за счет него только и живут. На эту индустрию приходится примерно десятая часть мирового валового дохода и треть объема торговли услугами. В России уже не первый год разрабатываются разного рода программы и долгосрочные стратегии, подписываются президентские указы и правительственные постановления. «Концепцией реорганизации и развития туризма в Российской Федерации», утвержденной Б. Ельциным еще в 1995-м, предусматривалось «включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки экономики». Очередная концепция развития туризма в России - на сей раз до 2015-го - которая была одобрена правительством в апреле прошлого года, тоже рисует радужные перспективы и внушает оптимизм.

Одно лишь мешает порадоваться: все многочисленные прожекты в этой отрасли, в том числе и предыдущая концепция, принятая шесть лет назад, с треском провалились.

Увы, приоритетной отраслью туриндустрия так и не стала. А предыдущую федеральную целевую программу в этой сфере и вовсе свернули и прекратили финансировать. Государственная политика продолжает оставаться невнятной: желание пополнять бюджет да наращивать ВВП за счет путешественников, как это давно успешно делают в других странах, не обеспечивается законодательными и прочими преференциями. Соответственно, и крупный бизнес не торопится с инвестициями в развитие отрасли. В результате, как без обиняков заявил во время обсуждения последней концепции Виктор Зубков, «бизнес идет плохо, инфраструктура не развита, уровень обслуживания низкий». А потому и турист, особенно иностранный, не столь часто, как хотелось бы, предпочитает проводить свой отпуск или каникулы в России.  

В чем же дело? Неужели иностранцев не привлекает перспектива увидеть сокровища московского Кремля, побродить по гранитным набережным Северной Пальмиры, позагорать на сочинских пляжах? Как показывают опросы, проводимые туроператорами, привлекает. Однако реальность такова, что позволить себе поездку в Россию могут немногие. Скажем, недельный тур обойдется европейцу, как минимум, в 1.5 тысячи евро. За эти же деньги он может совершить двухнедельное путешествие по Китаю или два – по странам Евросоюза.  

Главная составляющая таких высоких цен – запредельные гостиничные тарифы.

Особенно в столичных городах, на которые приходится три четверти потока интуристов. Чтобы убедиться в этом, захожу на один из сайтов по бронированию номеров в московских отелях. Итак, «Арарат парк Хайятт» – 26 тысяч рублей за ночь, «Балчуг Кемпински» – 19.6 тысячи. Понятно, что это роскошные пятизвездочные гостиницы, но - вот некоторые расценки на трехзвездочные: «Гелиопарк эмпайр» – 8.1 тысячи рублей, «Холидей Инн» в Сокольниках – 8.6 тысячи и даже ночёвка в совершенно совковой «Заре» обойдется в 4.5 тысячи рублей. Причем, заметьте, не в самый ходовой для массового туризма сезон!  

По данным той же ооновской организации, среднестатистический западный путешественник готов тратить на ночлег не более 80-100 долларов. Но таких, относительно дешевых отелей, у нас днем с огнем не сыщешь. Гостиниц в последние годы в российских городах возводят много: по некоторым оценкам, емкость этого сегмента рынка составляет 1.7–2 миллиарда долларов при ежегодных темпах роста в 20–25 процентов. Однако из-за высокой стоимости земли и длительного срока окупаемости строить отели среднего класса невыгодно. И это – при том, что спрос на них в той же столице превышает предложение в 30 раз.  

Низкий уровень российской туристической индустрии, ее полную неспособность использовать к своей выгоде врожденную страсть человечества к перемене мест наглядно продемонстрировал прошлогодний эпизод с московским финалом Лиги чемпионов. Многие британские болельщики, приехавшие в нашу столицу, столкнулись с тем, что гостиниц для них не хватило ни в городе, ни в ближайших пригородах. А большинство «фанов», узнав, сколько там стоят номера, даже и не пытались устроиться на ночлег.  

Накануне матча в «Лужниках» лондонская «Таймс» предупреждала: «Москва – самый дорогой город мира по стоимости проживания в гостиницах. В среднем за номер требуют 250 фунтов в сутки».

Ей вторила и «Дейли миррор»: «Большинство болельщиков не смогли заранее забронировать себе номер, поскольку в Москве не так много недорогих гостиниц». Город, который мог неплохо заработать за счет футбольного нашествия, и на сей раз оказался «в пролете».  

Московские власти уже не первый год обещают запустить программу строительства недорогих гостиниц. В соответствии с их амбициозными планами - озвученными, правда, накануне нынешнего кризиса - численность иностранных туристов, приезжающих в Первопрестольную, в ближайшие два года должна возрасти до 5 миллионов, а к 2020-му – и до 10 миллионов человек. Трудно поверить в их реальность, если принять во внимание, что в настоящее время в Москве всего 219 отелей, способных приютить 72 тысяч гостей. Более того, в результате сноса или реконструкции ряда крупных гостиниц в центре Москвы в последние годы из оборота было изъято 9 тысяч мест уровня «трех звезд».  

Столичные чиновники предполагают в течение трех лет довести число «койкомест» до 170-200 тысяч, а к 2020-му – до 500 тысяч. Только в 2008-м в столице прибавилось 28 новых отелей. А до 2011-го в планах правительства Москвы намечено построить 353 гостиницы. Вот только упущенные за годы бездействия выгоды это возместить едва ли поможет, да и далеко не факт, что они окажутся по карману рядовому туристу.  

В Санкт-Петербурге, где также катастрофически мало недорогих гостиниц европейского уровня, эту нехватку удалось частично компенсировать за счет мини-отелей. Их там сегодня, по разным оценкам, от 300 до 500. Однако развитию этого сегмента рынка мешает непродуманное налогообложение, которое душит бизнес на корню. А ведь он и без того довольно затратный: к примеру, для открытия семейного отеля на 7-10 номеров требуется примерно 500 тысяч долларов, а окупаются вложенные средства только через 5-6 лет.  

Однако гостиничный дефицит, сопровождаемый ценовым «беспределом», – не единственное препятствие, мешающее России стать великой туристической державой.

Есть еще и издержки отечественного ненавязчивого сервиса, и танталовы муки с получением виз, и раздражающие иностранцев особенности прохождения паспортного контроля, и немалые для интуристов «наценки» на билеты в музеи, и отсутствие указателей и вывесок на английском языке, и неблагополучная криминогенная обстановка в российских городах, ну и, понятно, уличные пробки да извечно плохие дороги…  

И, к тому же, наше неумение создавать инфраструктурное обрамление разного рода рукотворных и природных достопримечательностей. Вспоминаю места, где когда-то посчастливилось побывать: к примеру, миниатюрный венгерский городок ремесленников и художников Сентендре, знаменитую пропасть Мацоха в Моравии, вулканическое озеро Аси в предгорьях Фудзиямы… Да что они – какой-нибудь чудом сохранившийся обломок средневековой крепостной стены, и тот окружен отелями, ресторанами, магазинчиками, лавками, заполненными сувенирами с изображением этого самого обломка.  

На территории нашей необъятной страны таких красот хоть пруд пруди. Взять хотя бы озеро Байкал – вот вроде бы настоящий подарок для российского туристического бизнеса! Ан нет: на весь огромный регион есть только пара приличных гостиниц в Иркутске да несколько допотопных турбаз на побережье и острове Ольхон. Поэтому стоит ли удивляться, что в прошедшем году этот, фантастический по рекреационным возможностям край, посетило немногим более 50 тысяч интуристов.  

Авторы специального отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, в котором анализируется состояние этой отрасли в России, рекомендуют: «Правительство на высшем уровне должно сделать индустрию туризма и путешествий приоритетом развития».

Их прогноз таков: если государство сумеет создать благоприятные условия для ее развития, то уже к 2016-му доля доходов от туризма в ВВП может вырасти до 9.1 процента.

По прикидкам руководителей Ростуризма, на сегодняшний день она составляет 2.5-3 процента. Хотя, каков этот процент на самом деле, точно сказать не может никто. Что, наверное, лишний раз подтверждает бытующее до сих пор отношение к турбизнесу как к необходимой, но, в общем, не очень-то важной и тем более не приоритетной отрасли российской экономики.  

Согласно мнению экспертов ООН, на которое сослался на последней ежегодной конференции «Туристический бизнес» замглавы Ростуризма Евгений Писаревский, индустрия путешествий в условиях кризиса быстрее адаптируется к новым реалиям по сравнению с другими областями экономики, и к 2010-му число туристов во всем мире, несмотря ни на что, достигнет очередной рекордной отметки в 1.1 миллиарда. Долгосрочный прогноз еще более оптимистичен: если верить ему, то к 2020-му туристический сектор будет обслуживать уже 1.6 миллиарда человек.  

Удастся ли России к этому времени преодолеть продолжающийся уже не первый год спад в этой отрасли? Хотелось бы верить, но не получается. Ведь пока что наша страна в составленном Всемирным экономическим форумом рейтинге привлекательности для туристов находится на далеком 64-м месте. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.