Музей «ненужных вещей»

Понять не сложно, почему эти власти Украины так долго выбирали место для организации музея советского прошлого. Куда ни ткни – всюду его следы. Да что там следы, вся Украина целиком как государственное образование – плод этого, уже легендарного, прошлого. Так что если Россия когда-нибудь вдруг согласится с идеей декоммунизации и признает, скажем, все правовые акты 1917-1918 и последующих годов относительно Украины нелигитимными, то окажется, что Украина пилила сук, на котором сидела припеваючи.
…Если взглянуть на проблему с учётом, что декоммунизация – это во многом проект русофобский, направленный на разрыв русских скреп в себе, внутри Украины, – то пространство для поиска лучшего музейного места может быть значительно расширено.
И процесс начат! Вглубь добрались, до XVII века, до Переяславской рады, последствия которой – как Порошенко уверяет, он преодолел, подписав пресловутый «безвиз» (для богатых туристов). Поэтому место могли бы искать долго, но создание музея – это бюджет! А при условии, что учреждение должно соответствовать «европейскому уровню», – бюджет не копеечный. Подумали – и решили: новое учреждение культуры следует организовать на бывшей территории Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ, ныне Экспоцентр), назвав учреждение Музеем монументальной пропаганды СССР.
В павильоне ВДНХ, украшенном росписями и символикой советской эпохи, шеф Института нацпамяти В. Вятрович организовал пресс-конференцию. Было подчеркнуто, что Выставочный центр выбран под музей не случайно: вся бывшая ВДНХ является памятником советского монументального искусства, «памятником монументальной пропаганды». Мысль о том, что и вся Украина такова, может, и посещала их головы, но ими не афишировалась. Под экспозицию, по словам городских властей, выделено два гектара земли. Стоимость проекта – под 20 миллионов гривен (что соответствует почему-то именно 666 тыс. евро…).
Некоторые журналисты, здраво рассудив, в своём кругу предположили, что художественные панно, украшающие павильон, вскоре могут быть «декоммузированы». Дело в том, что уж очень они, эти панно, «несвоевременны» для новой Украины. Посетители будущего музея тоталитаризма могут, увидев, сравнить их с действительностью. Например, глядя на панно «Дружба народов», где люди радостны и вдохновлены мечтами, вспомнят, что ныне на многих лицах отчеканена ненависть, направленная на ближних и дальних. И кому-то покажется, что дружба народов – всё-таки не советский миф: факт победы в Великой Отечественной тому доказательство. А вот живописный «Праздник урожая»… Как не вспомнить пустующие поля центральной Украины и не подумать о том, что украинские чернозёмы нынешние власти готовят к продаже. Или революционное панно: «Вся власть советам!».
Как не сопоставить, что в нынешней Раде – даже и в идеале – нет места ни рабочему, ни земледельцу, ни инженеру. На их местах, под диким лозунгом «Україна понад усе!», – геройски шествуют по жизни профессиональный взяточник в вышиванке и нацист в камуфляже...
Нет, советская пропаганда не утратила своей мощи! Непременно замалюют. Но какие же сюжеты могли бы их заменить сегодня, демонстрируя «достижения новой Украины»? На ум приходит: «Скакание на Майдане», «Факельное шествие с символикой SS», «Пушки бьют по Донбассу», «Город меняет имя»…
В статейке от 25 мая шеф Нацпамяти Вятрович словно бы отчитывается перед куратором о проделанной за два года «работе» по одурачиванию населения: сочинили «новые названия для 51493 улиц и 987 городов и сел, демонтировали 1320 «Лениных» и еще 1069 коммунистических идолов…». Другие чиновники могли бы также отчитаться о «работе» за эти годы, сказать, насколько упал ВВП, как снизился жизненный уровень населения, на сколько сотен тысяч население сокращено…
Возможно, и против воли, отвлекая внимание на борьбу с символами, власти этим затушёвывают своё участие в разграблении материальных ценностей, созданных трудами и вдохновением предшественников. Все заводы и аэродромы, электростанции и железные дороги – всё это создано внутри единого общерусского проекта, внутри Русского мира.
Теперь вся Украина стала «музеем ненужных вещей». Ненужных новому хозяину, завоевавшему её при помощи новейших и древнейших технологий – одурачиванием и подкупом. Всё омертвляется на Украине, любая мысль, разлагаясь, доводится до абсурда.
Что и логично: для разрушения Русского мира в своё время и был рождён проект: «Украина – это анти-Россия», который ныне подходит к фазе своего завершения. Как явление искусственное (история возникновения проекта хорошо известна) Украина и не могла обрести своих смыслов, кроме смысла перестать быть Русью, взорвать Русь. Искусственная овечка Долли, говорят, могла бы родить баранчиков и дать хозяевам шерсть, но была злой и рано умерла. Иное дело Украина. Интересно, что даже и на простенький вопрос: «Каким образом на территории Руси появились украинцы?» – вразумительного ответа нет. Можно услышать совершенно удивительное. Например, всерьёз – о древних украх или о том, что «москали слово «Русь» украли у украинцев». От вятровичей можно услышать, что Россия 350 лет назад оккупировала Украину… Пропагандистский аппарат анти-России совершенно выжег из мозгов «свидомых» понимание того факта, что Русь из Киевского стебля разрослась как сад в пространстве «меж трёх океанов», а географический топоним «Украина» (как «Полесье», «Поволжье» или «Урал») изначально обозначал в средние века лишь территорию на окраине Речи Посполитой.
В определённых кругах Украины зреет явное недовольство тем, что власти ныне всё доводят до абсурда. Не исключено, в преддверии введения «военного положения». На «маразм» властей стали обращать внимание и приверженцы проекта анти-Россия.
В этом смысле показательно открытое письмо одесского политика Дмитрия Спивака, которое он разместил также 25 мая 2017-го и на том же ресурсе, что и Вятрович. Депутат «жемчужины у моря» примечателен тем, что видит себя, как он сам пишет, среди «многих русскоязычных патриотов Украины, украинских "ж@добандеровцев" и тех, кто не готов к возрождению в Украине ночных факельных шествий». Доказывая своё право выражать недовольство шествиями, он приводит даже такой аргумент: «Я и мои друзья в 2014 году продемонстрировали свою патриотичность, сохранив наш город для Украины. Для ее будущего развития». Спивак пишет о себе, обращаясь к Вятровичу как к идеологу фашизации: «Ценю свое "совковое" образование и свои семейные традиции. И не собираюсь менять свои ценностные взгляды и убеждения. Более того, я имею родственные связи в России, Израиле и США, но не буду их прерывать. Вы ж меня к этому призываете?..».
На самом деле Вятрович об Израиле и США не заикался. Упоминание этих государств – угроза, мол, только дёрнись, «пан новоявленный идеолог»! Но далее у Спивака интереснее: «И отказываться от них не буду, даже, если они живут в Московии. Хотя бы потому, что не считаю их врагами для моей семьи и для нашей страны. И Вам не удастся меня переубедить в обратном… И я не дам Вам сломать мою личную генную память. И не стоит мне рассказывать про идеологические войны за самоопределение или обвинять меня в "пособничестве врагу". Все это обычные манипуляции…».
То, что Вятрович и вся эта власть мастера жульнических манипуляций – у наблюдательных людей давно сомнений не вызывает. Любой их текст тому доказательство. Чего стоят недавние уверения Вятровича (вслед за Порошенко), что на Украине реализованы принципы свободы собраний и свобода слова. Говорил на пресс-конференции, что ради этого «мы и вышли на Майдан». В контексте серии майских запретов – от запрета георгиевских ленточек до запрета соцсетей, бухгалтерской программы и поисковой системы, – все это выглядит комично.
Вот и Спивак как автор доктрины «Одесса – не русский город» уличает в манипуляциях идеолога русофобии: «Пан Вятрович, декоммунизация не должна превращаться в радикально-патриотический маразм. Вы проповедуете, что символика СС "Галичина" не запрещена? А значит, на территории Украины ее можно использовать? Ну, тогда, мы с вами точно живем в разных Украинах…».
И ещё: «Зарубите себе на носу, я не буду клеймить позором русскую литературу и "День космонавтики". И то, и другое не в застенках НКВД придумали. И то, и другое никак не сказывается на нашем гуманитарном просвещении. Скорее наоборот, обогащает его».
Но и на этом Спивак не останавливается: «Более того, даже "совковый" Дед Мороз, которого Вы хотите предать анафеме, не Путиным задумывался. А Снегурочка никак не противоречит созданию единой украинской политической нации…».
В реалиях Украины это уже крамола и бунт!
Конфликты внутри проекта «Украина – это анти-Россия» порой приобретают гротескный характер. Однако при этом они высвечивают и новые трещины, раскалывающие украинское общество…
Специально для «Столетия»
Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».