Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Москва - Гавана: кто кому сколько должен

Москва - Гавана: кто кому сколько должен

Почему Россия списывет долги Кубе
Николай Леонов
28.02.2013
Москва - Гавана: кто кому сколько должен

В ходе рабочего визита Дмитрия Медведева на Кубу достигнуто наконец понимание о прекращении многолетнего и ставшего почти бессмысленным спора о так называемом «кубинском долге», перекрывавшем путь к развитию нормальных торгово-экономических отношений между двумя странами.

На переговорах восторжествовал здравый смысл. Было парафировано соглашение, по которому предусматривается до сентября нынешнего года подписать окончательный документ, который поставит точку в затянувшейся тяжбе по поводу взаимных претензий.

Россия в последние десятилетия старается расчистить долговые завалы, сформировавшиеся в большинстве случаев в советское время в отношениях с развивающимися странами. Многие из этих «долгов» складывались под влиянием военно-политических интересов, и на их возврат вряд ли рассчитывало всерьез тогдашнее руководство СССР. Как, впрочем, не рассчитывают США на возврат средств, которые они предоставляют, например, Израилю в качестве помощи.

Постсоветская Россия простила таким образом все долги Ираку, Афганистану, недавно списала 11-миллиардный долг КНДР – список можно продолжить. Но в случае с Кубой развязку почему-то искали слишком долго. Основной причиной образовавшейся «пробки» была, безусловно, нетипичная технология образования долга.

Наши поставки оборудования и товаров на Кубу в основном оформлялись документально, но в то же время крупные партии оружия и военных материалов передавались на безвозмездной основе. Точно так же – безвозмездно - во многих случаях кубинцы предоставляли и передавали советской стороне услуги и товары.

Например, за все время функционирования на кубинской территории нашей станции радиоэлектронной разведки в пригороде Гаваны Лурдесе советская сторона не платила ни копейки. Точнее – ни песо.

Мы также бесплатно пользовались услугами специальной портовой стоянки для наших подводных лодок в кубинском порту Сьенфуэгос и военно-воздушными базами для наших самолетов дальней авиации. Кубинская сторона предоставила свои медицинские учреждения и курорты для лечения детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Десятки тысяч детей поправили там свое здоровье. И все – так же бесплатно.

Долги формировались достаточно хаотично, поэтому и мы, и кубинцы в разное время называли различные суммарные размеры взаимных претензий. В 2000 году, когда избранный на пост президента Владимир Путин посетил Остров Свободы, то на вопрос, чему равен долг Кубы перед Россией, ответил: «Речь идет о миллиардах». В 2005 году делегации Торгово-промышленных палат обеих стран пытались найти развязку долгового узла, и Борис Пастухов, вице-президент ТПП России, оценил задолженность Кубы в 17 миллиардов долларов. Потом в прессе чаще всего повторялась цифра в 20 миллиардов, взятая с того же «потолка».

В ходе визита Д. Медведева сопровождавший его министр промышленности и торговли Денис Мантуров оценил размер долга в сумму свыше 30 миллиардов. А в последовавших затем комментариях она выросла уже до 35 миллиардов.

При таком разбросе цифр всегда есть достаточно оснований, чтобы усомниться в добросовестности расчетов.

К примеру, СССР начал строительство на Кубе атомной электростанции Хурагуа около города Сьенфуэгос. Москва вложила в этот проект более 2 миллиардов долларов, а потом прекратила финансирование и отказалась от участия в дальнейшей стройке.

Россия также не взяла на себя завершение строительства, которое было близко к окончанию.

Специалисты говорят, что оставалось инвестировать всего 250 миллионов долларов в контрольно-измерительные работы и системы, чтобы АЭС вступила в строй. Запад отказался из-за давления со стороны США, у нас в стране тоже не нашлось кредиторов, готовых вложиться в серьезное дело. Так и осталась эта монументальная стройка своеобразным монументом головотяпству. Вложенные и омертвленные капиталы записаны как часть «кубинского долга», а Куба, в свою очередь считает, что не по ее вине ржавеет и гибнет стройка, которая давно могла бы окупиться и приносить огромную прибыль.

Таких недостроенных и брошенных объектов на Кубе насчитывалось около 600. Мне доводилось видеть нефтеперегонный завод, который был готов на 90 процентов и брошен на долгие годы, пока приехавшие на Кубу венесуэльские нефтяники не довели дело до ума, хотя, естественно, оборудование успело за это время морально устареть. Англичане достраивали начатые нами заводы по производству химических удобрений.

Фидель Кастро в начале 2000-х годов, не вдаваясь в детали, определял сумму ущерба, нанесенного Кубе в результате отказа СССР от выполнения своих договорных обязательств в 30 миллиардов долларов.

Дело еще осложнялось тем, что, по некоторым данным, часть долговых обязательств Кубы в «лихие девяностые» российское государство продало по бросовым ценам частным лицам.

В те годы наша казна была пуста, и власти готовы были идти на любые шаги, лишь бы получить наличность. Так, правительство Виктора Черномырдина даже согласилось признать дореволюционные царские долги перед Францией - лишь бы получить право на новый заем. Все мы помним сомнительные операции с выпуском государственных краткосрочных обязательств, напоминавших финансовые пирамиды Мавроди.

То, что сейчас удалось выбраться из непроходимых финансовых зарослей, в которых обе стороны изнуряли себя взаимными претензиями, можно считать большим успехом.

Кубинцы правильно сделали, что признали само наличие долга, а Россия разумно поступила, что согласилась списать его большую часть - речь идет, по некоторым источникам, о списании до 90 процентов задолженности.

Остальную часть планируется реструктурировать и получить ее в рассрочку в течение 10 лет.

К тому же, Россия выиграла, поставив в лизинг Кубе 3 ближнемагистральных самолета Ан-158 вместимостью в 100 пассажиров и радиусом действия до 2500 километров, 1 широкофюзеляжный Ил-96 для межконтинентальных полетов и 2 среднемагистральных Ту-204, способных перевозить 200 пассажиров на расстояние до 4600 километров. Мировой рынок самолетов забит американскими «боингами» и европейскими «эйрбасами», поэтому найти покупателя для наших самолетов очень непросто. Кубинцам же российская авиатехника давно и хорошо знакома. Они верят в ее надежность и умеют квалифицированно ее обслуживать. А еще наши самолеты более чем вдвое дешевле, чем их американские или европейские аналоги. Да и в любом случае, действующее против Кубы американское эмбарго, не позволяет ей приобретать американские авиалайнеры, а также иные самолеты, на которых используются комплектующие детали из США.

Так что, Куба открывает России хороший рынок для ее высокотехнологичной продукции.  

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.